Русский язык, урок обобщения и систематизации знаний "Изменение имён существительных по числам"

Русский язык.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: "Изменение имён существительных по числам"

Цели: - развитие умений употреблять в речи имена существительные,

определять число имен существительных;

- формирование умений изменять имена существительные по

числам.

Задачи: 1) обучающие:

- учить употреблять в речи имена существительные

- изменять имена существительные по числам

2) развивающие:

- способствовать развитию речи, внимания

- развитие интереса к предмету

3) воспитательные:

- воспитывать у учащихся бережное отношение к животным.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

1. Учебник Т. Г. Рамзаева, «Русский язык» 2 класс часть 2, «Дрофа» Москва 2007г.

2. авторская электронная презентация Power Point «Изменение имен существительных по числам»;

3. карточка с заданиями – 3 шт.

4. клоун без рта – 6 шт.



Ход урока

1. Организационный момент.

Положительный настрой учащихся на работу.

2. Речевая разминка.

Слайд 2. Скороговорка с движениями.

3. Работа в тетрадях.

Проверка правильной посадки перед письмом.

- Откройте тетрадки, отступите две линии вниз, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

- Я на доске буду писать , проговаривать буквы и обводить каждую букву в кружок (один из видов шифровки для развития внимания).

C:\Users\1\Desktop\SDC16301.JPG

4. Актуализация знаний.

- Прочитайте, какое слово получилось (имя существительное).

- Что это такое? (часть речи)

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

Слайд 3. – Определите, на какой вопрос отвечают данные имена существительные?

- Какие имена сущ. отвечают на вопрос Кто? (сущ., которые называют людей и животных)

- Какие имена сущ. отвечают на вопрос Что? (все остальные сущ.)

Слайд 4. – Продолжите фразу на слайде: «Имена сущ. бывают :…………

(м. р.; ж. р.; ср. р.)

- Какие слова можно поставить к сущ. м. р.?, к сущ. ж. р.?, к сущ. ср. р.?

(он, мой; она, моя; оно, моё)

- Приведите по 2 примера имён сущ. каждого рода.

5. Работа по теме урока.

Слайд 5. – Что это? (огурец).

- Сколько огурцов на картинке? (1)

- В каком числе стоит имя сущ. «огурец»? (в ед. числе)

- Запишите слово «Огурец» в тетрадь с заглавной буквы.

- Что это? (огурцы)

- Сколько огурцов? (много)

- В каком числе стоит имя сущ. «огурцы»? (во мн. числе)

- Запишите слово «огурец» через тире.

- Какая часть слова изменилась? (окончание)

- Какое окончание в слове «огурец»? (нулевое)

- Какое окончание в слове «огурцы»? (-ы)

- Выделите окончания.

Аналогично проводится работа со словами:

Слайд 6 собака – собаки

Слайд 7 кастрюля – кастрюли

Слайд 8 яблоко – яблоки

Слайд 9 выдра – выдры

Слайд 10 Вывод:

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в __________________________. (единственном числе)

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во __________________________. (множественном числе)

Слайд 11 – Ребята, кто может сказать, какая тема урока сегодня? (Изменение имён существительных по числам)

- Чем мы сейчас занимались? (изменяли имена сущ. по числам)

6. Связь с окружающим миром.

- Все ли предметы или животные вам известны? (нет: выдра)

Слайд 12 – Посмотрите на это животное (фото на слайде).

Выдра— вид хищных млекопитающих семейства куньих. Выдра — крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела — 55—95 см, масса — 6—10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху тёмно-бурая, снизу светлая, серебристая. Строение её тела приспособлено для плавания под водой.

Выдра ведёт полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде. Обитает она преимущественно в лесных реках, богатых рыбой. Встречается на морском побережье. Иногда устраивает свои логова в пещерах или, наподобие гнезда, в зарослях у воды. Питается выдра преимущественно рыбой, причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек. Летом, кроме рыбы, ловит водяных полёвок и других грызунов; местами охотится на уток. Мех выдры очень красив и прочен. Шубы из меха выдр очень ноские и прочные. Выдра занесена в Красную книгу.

- Ребята, что такое «Красная книга»?

- Каких животных заносят в Красную книгу? Почему выдра занесена в Красную книгу?

- Чем мы можем помочь исчезающим видам животных?

- Подробно об этом животном вы можете узнать из энциклопедии.

7. Слайд 13 Физминутка – игра.

- Сейчас поиграем в игру «Будь внимателен!». Правило игры: я буду называть имена существительные в ед. числе и во мн. числе. Если вы услышали имя сущ. в ед. числе, вам нужно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

Если вы услышали имя сущ. во мн. числе – надо присесть и встать.

Слова для физминутки.

Соловей, пирожок, огороды, озеро, сапоги, ягоды, портфель, орехи, сестра, мыши.

- Молодцы! (Отметить самых внимательных детей).

8. Слайд 14 Работа по учебнику.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 27, упражнение 423. Прочитайте задание «про себя».

- Какое задание надо выполнить? (изменить слова по числам)

- Разделите лист тетради на две половинки и запишите :

Ед. ч. │ Мн. ч.

Работа выполняется коллективно у доски.

9. Групповая работа.

- Сейчас будем работать группами и у каждой группы своё задание.

(«Разбить» детей на 3 группы)

Задания на цветных листах:

1 группа.

Напишите имена существительные во мн. числе:

Корова -

Гусь -

Кот -

Конь –

2 группа.

Напишите имена существительные в ед. числе:

Волки -

Медведи -

Зайцы -

Белки -

3 группа.

С каждым из слов составьте по одному предложению, не меняя число

им. сущ.

Тетрадь, книги, карандаш.

- Давайте проверим, как каждая группа справилась с заданием.

Коллективная проверка, исправление ошибок (если есть), доказать правильность ответов.

Вывод: Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в __________________________. (единственном числе)

Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во __________________________. (множественном числе)

- Ребята, кто запомнил, какие животные были в первой группе? (домашние).

- А во второй? (дикие).

- Чем они отличаются? (дети называют отличия)

10. Инструктаж по выполнению д. з.

- Дома выполните упр. 426. Напишите цепочку из десяти слов, определите число и род имён существительных. Есть вопросы по д. з.? (обсудить, объяснить).

11. Слайд 15 Рефлексия.

- Выберите одну фразу и продолжите её:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

- Ребята, всё что мы сегодня повторяли на уроке пригодится вам в жизни? (выслушать все ответы детей).

- У вас на партах лежит изображение клоуна. Что у него не так? (нет рта)

- Нарисуйте клоуну такой рот, чтобы он отражал ваше настроение. Если урок вам понравился, то уголки рта – наверх (весёлый клоун), если нет – вниз (грустный клоун). Повесьте клоунов на доску.

12. Оценивание учащихся. Похвалить всех.























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ