Урок русского языка в 5 классе на тему «Лексика. Лексическое значение слова»
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Лексика. Лексическое значение слова».
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о лексическом значении слова; познакомить с толковым словарем; вырабатывать навык работы со словарем; прививать интерес к слову.
Оборудование: толковый словарь, листы бумаги, фломастеры, корзинка, картинки.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Считалка».
Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три!
Кому хочешь – дари!
- Проверьте свой словарь. Прочитайте фразеологизм, назовите значение фразеологизма, записанных на карточке одним словом.
Не разлей вода (Дружба).
Чистой воды (Лучший и честный).
Чувствовать себя как рыба в воде (Уверенность).
Быть на седьмом небе (счастье, радость).
Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды (Терпение).
Приобрести авторитет (Уважение).
- Все эти качества пригодятся нам сегодня на уроке и в жизни.
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чтение стихотворения.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ответ на вопрос можно найти, разгадав загадку: «Не мед, а ко всему липу» (слова).
Соотнесите слова с соответствующими картинками.
Задира, неряха, плакса, лентяй, Незнайка.
ІІІ. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Слово – это единица языка, выражающая понятие о предмете, явлении и отношениях между ними. То, что обозначает слово, и есть его лексическое значение.
Эксперимент.
Для того, чтобы сочетание звуков в устной речи и сочетание букв в письменной речи стало словом, это сочетание должно быть использовано для обозначения каких-либо предметов, явлений, признаков.
- Можно ли эти записи назвать словами?
РОТИНОМ. РЕТЮЬПМОК. АКШЫМ.
(Монитор, компьютер, мышка).
- Восстановите и запишите слова.
3. Работа у доски.
Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы и подбирая к ним проверочные слова, выделите в них корни.
Расст…гнуть пуговицу
Раст…нуть веревку
Прим…рять платье
Прим…рять врагов
Пол…скать белье
Пол…скать малыша
4.Работа над понятиями:
Лексика
Лексикология
Лексическое значение слова
Грамматическое значение слова
5. Ознакомление с теоретическим материалом учебника – с.99.
ІV. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.
Исключить лишнее слово:
Алфавит, азбука, чистописание.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, тихоня, озорник.
Огонь, дым, пламя.
Загадки. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Летним утром блестит на тр…винке на цв…тах на л…стках, на былинке. Со…нце выйдет – алмазом вс…ркнет а потом до утра пропадет.
Отыскался в чаще куст – он раскидист зелен густ. Собирай пл..ды для тех, кто грызет л…сной…
Ознакомление со словарной статьей.
Лексикон,
- а; м. Запас слов и выражений человека. Богатый лексикон.
- а; м – грамматическое значение слова (сущ., в род.пад., мужского рода).
Запас слов и выражений человека – лексическое значение слова.
Богатый лексикон – пример употребления в речи.
Это интересно. Рассказ учителя о словарном составе языка, словарях.
- А сколько слов нужно вам?
- Что нужно вам для расширения словарного запаса?
Угадайка.
Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.
Заключительная часть спортивного состязания на скорость.
Садовый кустарник с белыми цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах.
Первое блюдо со свеклой и другими овощами.
Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам для передвижения по снегу.
Насекомое с жесткими надкрыльями.
Запас слов и выражений человека.
Проверка.
Роса, финиш, жасмин, борщ, лыжи, жук, лексикон.
Игра (работа в группах).
- Первый участник в группе выбирает слово и с помощью рисунка объясняет его второму участнику.
- Второй участник объясняет третьему лексическое значение слова (его признаки).
- Третий участник по лексическому значению определяет слово, но не называет его, а объясняет его с помощью слова близкого по значению.
- Четвертый участник отгадывает слово и называет его.
V. Рефлексия.
Продолжите предложение: Сегодняшний урок открыл мне….
Закончите предложение: Слово служит для называния …, …, ….
Лексическое значение слова – это…
VІ. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал – с.99. Выполнить упр. 262, 263.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ