Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение изученного материала за год"





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юлдузская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского района Республики Татарстан














Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Обобщение изученного материала за год»








подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Ихсанова Мадина Гарифовна







г. Чистополь

2012


Тема урока: «Обобщение изученного материала за год».





Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу новой, более сложной.

П. Ф. Лесгафт.




Главными новообразованиями детей

младшего школьного возраста является внутренний план действий, позволяющий осуществлять умственную деятельность про себя, без опоры на внешние объекты. Дети этого возраста характеризуются рефлексией, произвольностью, самооценкой. Это означает, что они способны осознать то, что делают, аргументировать свои действия и использовать их тогда, когда это им потребуется.


В каждом классе начальной школы продолжает углубляться грамматическое обоснование всех учебных действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, все более внедряется в практику работ учащихся орфографическое комментирование, построение алгоритмов действий, т.е. проводится огромная перспективная работа, без которой не может быть эффективного обучения в следующем классе.

С этой целью после завершения каждого этапа обучения, нам, учителям, необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был учебный процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для выяснения этого я провожу уроки обобщения, уроки- смотры знаний, уроки – исследования на которые приглашаю учителей – предметников и родителей.



Тема: Обобщение изученного материала за год. Вид урока: Урок - смотр знаний.

Цели урока:

^ Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-

средством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

^ Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

  1. Рисунок деда Всеведа, его письмо.

  2. Карточки-задания с фотографиями знатоков русского языка.

3).Таблички:

Орфография (правила написания слов); •Фонетика (звуки речи);

Морфемика (состав слова);

Морфология (части речи);

Синтаксис (предложение).

4) Таблички:

  • Орфограммы в словах;

  • Тесты;

  • Фонетические вопросы;

  • Словосочетания.

5) Сигнальные карточки:

  • Падежи;

  • Цифры 1,2,3;
    • Части речи;

  • Окончания -е, -и.


  1. Дидактические карточки.

  2. Индивидуальные кодовые таблицы для отметки:


  • настроения;

  • самооценки.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть на уроке ваши милые лица, добрые улыбки. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас. В конце урока выясним, изменится ли оно.


II. Сообщение темы и цели урока.

А теперь, ребята, мне быстрее хочется ознакомить вас с письмом деда Всеведа. А называют его так, потому что он все «ведает», т. е. все знает.

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже три года я наблюдаю, с каким интересом вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и предлагаю вам сегодня провести «Урок - смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать

гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знатоков русского языка». Успехов вам, друзья!

Дед Всевед»

Итак, ребята, согласны ли вы с предложением деда Всеведа? Тогда, скорее за дело.


ФОНЕТИКА.

Уч-ль: Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

Что изучает фонетика? Дети: Фонетика изучает звуки нашей речи.

I. Фонетическая задача. Работа на доске.

Уч-ль: Сделать фонетический разбор слова «Рая» одному ученику, а

другому – транскрипцию слова «Мяч» на доске, а остальным вопросы и задания.

II. Фонетические игры и вопросы.

а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?


Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б) Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

Когда она может обозначать два звука?

Дети: буква ё может обозначать два звука, если будет стоять в начале

слова, после гласной или после разделительных ь и ъ знаков.

Например: яма, змея, семья, въезд.

г) На какие две группы можно разделить эти буквы (а, о, у, с, н, к, т, и)?
Дети: Эти буквы можно разделить на две группы: гласные (а, о, у, и) и
согласные (с, н, к, т).


III. Творческая работа.

Уч-ль: Какие слова можно составить из этих букв?

(Варианты слов: кино, сук, осина, кот, ток, сок, коса, окно, сон, нос, сукно,

кит, оса, тоска и т.д.)

Молодцы, прекрасно.

IV. Проверка навыков контроля.

Уч-ль:

а) А теперь включаем «светофорики» для проверки транскрипции слова «Мяч».

б) Проверяем фонетический разбор слова «Рая».

в) Почему в слове «Рая» больше звуков, чем букв? (Буква я стоит после гласной а, обозначает два звука)

V. Итог раздела «Фонетика».

Уч-ль: Ребята, мы уже знаем, что звуки нашей речи шипят, свистят, поют, а иногда и спорят, но все они очень дружные и знают, что жить друг без друга не могут, в чем мы только что убедились.

VI. Самооценка.

Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

ОРФОГРАФИЯ.

Переходим ко второму заданию из раздела «Орфография».

I. Припоминание теоретического материала.

а) Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

б) Угадайте орфограммы и хором назовите правила (трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор).

  • Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

II. Развитие орфографической зоркости.

Внимание, тесты! Найди слово с ошибкой, назови орфограммы, докажи
правописание слова.

  1. Печь 1. Сворил 1. В парке 1. Казань

  2. Люда 2. Точка 2. Пружина 2. Сезд З.Книшка 3. Мороз 3. Льёт З.Анна


III. Развитие наблюдательности, умения зрительно
определять ошибки.

Уч-ль: А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов: всаду девочька роза сорвола красныя розы.
Дети:

а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б) девочка - сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

Физминутка: Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.


IV. Словарная работа. Выборочный диктант.

а) Какие существительные относятся к 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.?

б) Отгадать загадки, написать отгадки в три столбика по склонениям в тетрадях.

Один ученик пишет на доске имена существительные в 3 столбика по склонениям.

в) Итак, загадки:


  • Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

  • Орудие труда для копки земли. (Лопата)

  • Плод, который созревает на яблоне. (Яблоко)

  • Расту на грядке я, длина, красна, вкусна. (Морковь)

  • Он бывает и речной и сахарный. (Песок)

г) Разделить слова на слоги, выделить безударные гласные;

д) Какое слово «лишнее» по орфограммам;

(гнездо - слово с проверяемой безударной гласной)

е) Какое имя существительное 2 склонения «лишнее» по другим признакам?;

(яб-ло-ко: 3 слога, ударение в первом слоге, начинается с гласной буквы, имеет 2 варианта переноса;

мор-ковь: слово оканчивается на мягкий знак).

Уч-ль: Молодцы, ребята! Прочитаем хором по слогам все слова, запомним их правописание. (Читают). Но почему эти слова нужно знать по памяти? (Они непроверяемые). А теперь продолжите пословицу: «Грамоте учиться — ...(всегда пригодиться)».

  1. Самооценка знаний орфографии.

- Ребята, а где же могут вам пригодиться знания орфографии? (Ответы детей).


  1. Физминутка.

Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.


МОРФЕМИКА.

Уч-ль: Выполняем задание по разделу «Морфемика». Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

I. Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

П. Устный фронтальный опрос теоретического материала.


Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»


  • Какая часть слова стоит перед корнем?

  • Какая часть слова стоит после корня?

  • Для чего они служат?

  • Окончание - это часть речи или часть слова?

  • Какая эта часть слова?

Без какой части не может существовать слово?
• Что такое корень?

Молодцы, справились и с этим заданием!

III. Проверка разбора слов по составу.

Уч-ль: Включаем «светофорики» для слова цветной;для слова подход. Проверяем.

IV. Алгоритм морфемного разбора. Коллективная
устная работа.

Уч-ль: Внимание! Проверь себя, знаешь ли ты порядок морфемного

разбора. Итак, слово цветет. ,

Дети:

1_шаг: Слово цветет обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Это глагол.

2 шаг: Нахожу окончание. Для этого ставлю слово во множественное число цветут. Изменилась часть слова —ет, это будет окончание,

З шаг: Часть слова цвет - без окончания - это основа слова.

  1. шаг: Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова цветы,
    цветной. Общая часть цвет, значит это корень.

5шаг: Приставки нет, суффикса нет.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Сделал дело - играй смело!

V. Творческая работа. Проверка домашнего задания
«Волшебные превращения».

(Дети поочередно выходят к доске с выполненными дома творческими заданиями в рисунках).

1 уч-к: Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2 уч-к: Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3 уч-к: Как большой стул превратить в маленький?

(стул + чик = стульчик)

4 уч-к: Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

5 уч-к: Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

VI. Самооценка.

СИНТАКСИС.

Уч-ль: Задания по разделу «Синтаксис» вам прислали Рустем и Азат. Ребята, что изучает «Синтаксис»? (предложение и словосочетание).

I. Закрепление знаний о предложении.

а) Какие виды предложений есть в русском языке?

(повествовательные, вопросительные, восклицательные)

б) Назовите главные члены предложения;

в) Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

II. Творческая работа. Самостоятельная работа по
дидактическим карточкам.

а) Составь и запиши из данных слов предложение, разбери его по членам;

(растет, рожь, в, озимая, поле)

б)Назови главные члены предложения.

III. Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.

а) Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:

  1. шаг: В этом предложении сообщается, что в поле растет озимая рожь
    это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.

  2. шаг: В предложении говорится о ржи, (что?) рожь, это подлежащее.

  3. шаг: Рожь (что делает?)растет, это сказуемое.

  4. шаг: Рожь растет - это основа предложения, остальные слова -
    второстепенные члены.

  5. шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
    это распространенное предложение.

  6. шаг: Нахожу состав подлежащего: рожь (какая?) озимая.

  7. шаг: Нахожу состав сказуемого: растет в (чем?) поле

Уч-ль: Ребята, поднимите руки, кто затруднялся в разборе предложения по членам?

IV. Самооценка.

Уч-ль: Оцените, пожалуйста, свои знания, умения и навыки по синтаксису.

V. Физминутка.


МОРФОЛОГИЯ.

Уч-ль: Переходим к последнему заданию по «Морфологии». Что изучает «Морфология»? (Части речи).

I. Творческая работа.

а) «Загадайте части речи» (дети загадывают цепочкой друг другу об
именах существительных, именах прилагательных, глаголах и предлогах)
Н-Р: Отгадайте, что это за часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?

(Аналогично загадываются и другие части речи.)

б) В записанном (в тетради) предложении обозначьте части речи;

в) Показать сигнальной карточкой каких частей речи больше? (сущ.)

г) Как изменяются имена существительные? (по числам и по падежам).

- Ребята, нравятся ли вам такие задания и почему? (Ответы детей).

II. Закрепление знаний о падежах и их вопросах в
именах существительных.

Уч-ль: Определите и покажите сигнальной карточкой падеж, докажите.

На берег У театра

  • На болоте За хлебом

  • Игрушка К дому

  • О мебели Ручку


III. Упражнения в различении окончаний - е, - и в именах существительных.

Уч-ль: Ребята, очень часто в именах существительных спорят окончания -е, -и. Сейчас поставьте вопрос, покажите сигнальной карточкой нужное окончание.

  • Подошел к (пристань)

  • Мечтал о (работа)

  • Отошел от (ель)

  • Признаться в (ошибка)

  • Шел по (дорога)

  • Думал о (жизнь)

  • Очистил от (пыль)

  • Работал в (магазин)

  • Читал в (книга)


Молодцы! Ребята, а для чего вам нужно так хорошо знать падежные окончания частей речи? ( Грамотно говорить и грамотно писать).

  1. Самооценка знаний частей речи.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1. Общая отметка за урок.

Уч-ль: Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно
смело переводить в 4 класс! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.

Теперь слово деду Всеведу: «Друзья мои, мы поздравляем вас с прекрасными знаниями и присуждаем всем вам звание «Знатоков русского языка». До новых встреч! Дед Всевед.»


2. Уч-ль: Итак, все задания знатоков выполнены. Как вы думаете, какая из этих двух пословиц подходит к нашему уроку и почему?

  1. «Друзья познаются в беде».

  2. «Тяжело в учении, легко в бою».

Конечно же, ребята, корень учения горек, да плод его сладок.


3. Оценивание работ учащихся учителем.


  1. Домашнее задание: Составить кроссворд по изученным темам.

Сейчас отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение.

Изменилось ли оно? Как вы думаете, почему?

(Ответы детей) Спасибо за урок! Спасибо за честный добросовестный труд!





Литература

1. Современная начальная школа:Информационно-методические письма МО РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. И.А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

2. Русский язык: автор Е.Г. Рамзаева: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы,– 7-е изд., 2008 год.












Приложение

Фамилия, имя:…………………………………………………….



Раздел науки о языках

Орфография (правила написания слов)

Фонетика (звуки речи)

Морфемика (состав слова)

Синтаксис

(предложение и словосочетание)

Морфология (части речи)

Оценка





Общая оценка: _________

1. Отметьте кружочком одно слово, которое определяет ваше настроение сейчас, в начале урока, а в конце обведите слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Начало урока Конец урока

А) спокойное; а) спокойное;

Б) встревоженное; б) встревоженное;

В) радостное; а) радостное;

Г) безразличное. г) безразличное.



Какая из этих пословиц подходит к нашему уроку?

  1. «Друзья познаются в беде»,

  2. «Тяжело в учении, легко в бою»










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ