Урок русского языка в 3-м классе по теме "Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях"

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях"



Тип урока:

Урок решения частных задач по применению открытого способа.


Цели и промежуточные задачи урока:


1. Дидактические:

Составление (воспроизведение составленных ранее) схем проверки орфограмм-нарушителей из списка.


2 . Развивающие:

Развитие умения обнаруживать различные типы орфограмм непосредственно в процессе письма и выбирать соответствующий способ их проверки.

Развитие умения моделирования учащимися обнаруженных способов проверки орфограмм.

Развитие речи, внимания, умения адекватно оценивать свои возможности.


3. Воспитывающие:

Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска, взаимного удовлетворения в процессе обмена мыслями, личностно-значимыми переживаниями (и в групповом, и в коллективном обсуждении), соблюдать ПДД.


Дидактические пособия и оборудование:

1. Презентация Microsoft PowerPoint - Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.

  1. Мультимедийная установка.

3. Раздаточный материал.





I. Организация урока.

Приветствие.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок…



II. Основной этап урока.

Запись числа и вида работы.

1. Минутка чистописания.


прг прг прг прг прг


- Что общего в написании этих букв?


2 . Словарно-орфографическая работа.


Слайд 2

- Прочитайте словосочетания.

в почтов . . в . гон .

до г . р . дск . . . в . кзал .

внимательн . . п . сс . жир

огромн . . р . сст . яние

- Проверьте пропущенные орфограммы и запишите словосочетания с проверочными словами.


- Проверьте свою работу.


Слайд 3

в (пустом , З.П. ) почтовом ( столе, сл.) вагоне

до (пустого, З.П. , сл.) городского (стола, сл.) вокзала

(пустой, м. р., З. П. ) внимательный (сл.) пассажир

(пустое, З. П.) огромное (сл.) расстояние

- Составьте высказывания с данными словосочетаниями.

(беседа о ПДД)

- Запишите одно из высказываний себе в тетрадь.


- В каких словах закон письма в падежном окончании не нарушается?

- В каких словах нарушается закон письма в падежном окончании?



Слайд 4

городского

внимательный

- Почему? (По общему орфографическому правилу надо писать окончания - ова, -ой. Проверяем дополнительно: по правилу, определяем род).


3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.


- Что изучаем на уроках русского языка? (Как проверить падежные окончания?)

- Какие окончания обнаружили? ( Те, которые нарушают З. П. и те, которые не нарушают З. П.)

- Как звучит закон письма? (Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова)

- Зачем необходимо знать основное орфографическое правило? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова)


- Проверим домашнее задание (упр. 192)

- Назовите слова, в которых нарушается ЗП в окончаниях .

- Почему? (основа слова оканчивается на шипящий или -ц-)

Слайд 5


городского

внимательный

зайцем, но платежом


4. Этап моделирования. Составление схем проверки орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.

- Есть ли еще в падежных окончаниях орфограммы, нарушающие закон письма?

- Приведите пример такого слова.


Слайд 6


городского

внимательный

зайцем, но платежом

в России


- Предлагаю подвести итог.


Работа в группах

- На карточках записано высказывание.

Прочитайте его.

- Найдите в высказывании слово, в котором есть нарушитель в окончании.

- Докажите, что буква написана верно. Запишите здесь же ниже способ проверки.

- Составьте схему для проверки данной орфограммы.


Высказывания на карточках для работы в группе.

1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.

2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.

3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.

4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.



Дети работают в группе, составляют схему проверки.


- Какие схемы получились?

- Представьте результаты работы группы. (Индуктивный метод)

- Проверка. (Дети выходят, вывешивают свои схемы, поясняют их.)


1.Усталый охотник решил добраться до опушки леса.


2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.


3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.


4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.



5. Физкультминутка.

Игра «Ипподром»


6. Сопоставление списка орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.


- Посмотрите, обо всех ли орфограммах- нарушителях мы вспомнили?

- Проверьте это. Откройте учебники на стр.12 , з. 5.


- Почему первые три требуют дополнительной проверки? (По сильной позиции не проверишь. В первых трех надо дополнительно определить род или на что оканчивается основа, а в последнем пункте проверяем только по сильной позиции и по правилу.)

- Как узнаем нарушителей?

- Теперь мы умеем проверять окончания? (да)



Слайд 7


- Проверим?


7. Контроль и оценка способа. Рефлексия. Работа по учебнику.

Освоение и уточнение порядка действий при проверке орфограмм в окончаниях.

(Продуктивное задание на воспроизведение знаний)

Слайд 8


с. 32 упр.193 (п.)


- Что нужно сделать?

- Запишите 1 и 2 высказывание в тетрадь.


Взаимопроверка.

Выборочное объяснение.


ІІІ. Итоговая рефлексия. Определение следующего шага в движении.


- Что нового узнали о словах?

- Кому понравилась собственная работа?

- Кто испытывал трудности?

- Чем будем заниматься на следующих уроках?


ІV. Оценивание.


V . Домашнее задание: с.35 упр.194(п.)

Слайд 9


Приложение


Высказывания на карточках для работы в группе.



1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.


2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.


3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.


4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.






























1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.










2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.










3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.











4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ