Урок русского языка в 3-м классе по теме "Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях"
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях"
Тип урока:
Урок решения частных задач по применению открытого способа.
Цели и промежуточные задачи урока:
1. Дидактические:
Составление (воспроизведение составленных ранее) схем проверки орфограмм-нарушителей из списка.
2 . Развивающие:
Развитие умения обнаруживать различные типы орфограмм непосредственно в процессе письма и выбирать соответствующий способ их проверки.
Развитие умения моделирования учащимися обнаруженных способов проверки орфограмм.
Развитие речи, внимания, умения адекватно оценивать свои возможности.
3. Воспитывающие:
Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска, взаимного удовлетворения в процессе обмена мыслями, личностно-значимыми переживаниями (и в групповом, и в коллективном обсуждении), соблюдать ПДД.
Дидактические пособия и оборудование:
1. Презентация Microsoft PowerPoint - Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.
Мультимедийная установка.
3. Раздаточный материал.
I. Организация урока.
Приветствие.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…
II. Основной этап урока.
Запись числа и вида работы.
1. Минутка чистописания.
прг прг прг прг прг
- Что общего в написании этих букв?
2 . Словарно-орфографическая работа.
Слайд 2
- Прочитайте словосочетания.
в почтов . . в . гон .
до г . р . дск . . . в . кзал .
внимательн . . п . сс . жир
огромн . . р . сст . яние
- Проверьте пропущенные орфограммы и запишите словосочетания с проверочными словами.
- Проверьте свою работу.
Слайд 3
в (пустом , З.П. ) почтовом ( столе, сл.) вагоне
до (пустого, З.П. , сл.) городского (стола, сл.) вокзала
(пустой, м. р., З. П. ) внимательный (сл.) пассажир
(пустое, З. П.) огромное (сл.) расстояние
- Составьте высказывания с данными словосочетаниями.
(беседа о ПДД)
- Запишите одно из высказываний себе в тетрадь.
- В каких словах закон письма в падежном окончании не нарушается?
- В каких словах нарушается закон письма в падежном окончании?
Слайд 4
городского
внимательный
- Почему? (По общему орфографическому правилу надо писать окончания - ова, -ой. Проверяем дополнительно: по правилу, определяем род).
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Что изучаем на уроках русского языка? (Как проверить падежные окончания?)
- Какие окончания обнаружили? ( Те, которые нарушают З. П. и те, которые не нарушают З. П.)
- Как звучит закон письма? (Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова)
- Зачем необходимо знать основное орфографическое правило? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова)
- Проверим домашнее задание (упр. 192)
- Назовите слова, в которых нарушается ЗП в окончаниях .
- Почему? (основа слова оканчивается на шипящий или -ц-)
Слайд 5
городского
внимательный
зайцем, но платежом
4. Этап моделирования. Составление схем проверки орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.
- Есть ли еще в падежных окончаниях орфограммы, нарушающие закон письма?
- Приведите пример такого слова.
Слайд 6
городского
внимательный
зайцем, но платежом
в России
- Предлагаю подвести итог.
Работа в группах
- На карточках записано высказывание.
Прочитайте его.
- Найдите в высказывании слово, в котором есть нарушитель в окончании.
- Докажите, что буква написана верно. Запишите здесь же ниже способ проверки.
- Составьте схему для проверки данной орфограммы.
Высказывания на карточках для работы в группе.
1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.
2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.
3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.
4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.
Дети работают в группе, составляют схему проверки.
- Какие схемы получились?
- Представьте результаты работы группы. (Индуктивный метод)
- Проверка. (Дети выходят, вывешивают свои схемы, поясняют их.)
1.Усталый охотник решил добраться до опушки леса.
2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.
3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.
4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.
5. Физкультминутка.
Игра «Ипподром»
6. Сопоставление списка орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.
- Посмотрите, обо всех ли орфограммах- нарушителях мы вспомнили?
- Проверьте это. Откройте учебники на стр.12 , з. 5.
- Почему первые три требуют дополнительной проверки? (По сильной позиции не проверишь. В первых трех надо дополнительно определить род или на что оканчивается основа, а в последнем пункте проверяем только по сильной позиции и по правилу.)
- Как узнаем нарушителей?
- Теперь мы умеем проверять окончания? (да)
Слайд 7
- Проверим?
7. Контроль и оценка способа. Рефлексия. Работа по учебнику.
Освоение и уточнение порядка действий при проверке орфограмм в окончаниях.
(Продуктивное задание на воспроизведение знаний)
Слайд 8
с. 32 упр.193 (п.)
- Что нужно сделать?
- Запишите 1 и 2 высказывание в тетрадь.
Взаимопроверка.
Выборочное объяснение.
ІІІ. Итоговая рефлексия. Определение следующего шага в движении.
- Что нового узнали о словах?
- Кому понравилась собственная работа?
- Кто испытывал трудности?
- Чем будем заниматься на следующих уроках?
ІV. Оценивание.
V . Домашнее задание: с.35 упр.194(п.)
Слайд 9
Приложение
Высказывания на карточках для работы в группе.
1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.
2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.
3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.
4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.
1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.
2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать другую дорогу.
3. Дедушка часто рассказывал внукам о своей службе в армии.
4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ