Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»













Из опыта работы учителя

высшей квалификационной категории

Мелиховой Т.А.













Пос. Пригородный, 2013 год

Художественное развитие – это одно из необходимых условий становление человека современной культуры, самостоятельного строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. В современных условиях учащиеся испытывают затруднения в овладении художественной деятельностью самостоятельно , в силу того, что для приобщения его к искусству нужна специальная педагогическая организация жизни, которая в нашей системе образования отсутствует. Искусство, как известно, полноценно реализует свои возможности обогащения отдельного человека духовным опытом человечества лишь в том случае, если этот человек освоил развившийся в данной культуре способ художественной деятельности:

У детей в начальной школе наблюдается поверхностное, достаточно, формальное отношение к анализу произведений искусства в силу того, что у них просто не сформированы навыки оценки, а также нет достаточной системы знаний.

Младшие школьники практически не умеют даже в зачаточном состоянии достаточно сформированных авторских умений по основным видам литературного жанра.

Школьники испытывают затруднения в выполнении различных видов творческой литературной деятельности.

Каковы же условия успешной реализации этих задач? Во - первых каждый урок литературы строится на основе приобщения ребёнка к искусству. Во – вторых учитель ведёт школьников от игры к авторской работе на основе непосредственного восприятия. Поэтому непреднамеренно возникающие у играющего школьника художественные образы должны вызывать у одноклассников положительный эмоциональный отклик. В – третьих работа по созданию детских «авторских « произведений строится с опорой на авторские возможности каждого ученика в отдельности и общего уровня класса. В – четвёртых обязательным условием является момент двойного открытия. Данное средство используется в 3 классе. Для его обработки следует выделять отдельные уроки ( два раза в четверть ) и время на уроках, связанных с другой тематикой (10-15 минут).

Система работы по открытию в себе автора предполагает наличие этапов в соответствии со степенью самостоятельности и активности.

1 этап - работа по ассоциациям.

2 этап - сравнение предметов и явлений.

3 этап – самостоятельное творчество.

Конкретизирую работу педагога на каждом из перечисленных этапов.

РАБОТА ПО АССОЦИАЦИЯМ:

-предполагает соотношение предъявляемого детям материала с теми ассоциациями, которые у них возникают при виде его. Более того, эта работа постепенно усложняется в том направлении, которое предполагает продумывание действий или место самого материала и ассоциаций в окружающем мире. Эта работа проводится в устной форме.

Приведу пример работы со щётками (программа развивающего обучения, учебник «Литература как предмет эстетического цикла», авторы Кудина – Новлянская .) Учитель показывает две щётки: одна старая, предназначенная для натирания паркета, а другая новая, изящная для чистки одежды. Дети рассматривают их две минуты. Учитель показывает старую щётку:

-Какая она?

-На что или на кого она похожа?

Дети предлагают свои варианты (старая, уставшая, на пенсии; похожа на ёжика, который защищается от кого-то, на дикобраза, если смотреть с боку и т. д.) Аналогично проводится работа с другой щёткой. Затем дети предлагают придумать действия с этими предметами. Удобнее, они считают, им работать в паре, потому что почти всем захотелось показать их жизнь ,то есть попытаться сочинить диалог. На эту работу отводится 3-5 минут. После чего желающие представляют свою работу перед ребятами.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ:

-более сложный вид работы с литературным материалом. Он предлагает выделение особенностей в предметах и явлениях и установление связей (чем похожи, чем отличаются) между выявленными особенностями. Сравнение предлагает первоначальные действия с предметами и словами конкретными с постепенным переходом к образным выражениям. При этом педагог вновь опирается на ассоциации (работа 1 уровня). Перевод конкретных предметов в абстрактные образы, образные выражения, приводит к тому. Что дети понимают принцип создания загадки.

Приведу пример создания загадок, на фрагменте урока литературы в 3 классе. Детям предлагают тексты, например:

А) Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

Б)Не зверь, не птица,

А нос, как спица.

Учитель: -Догадались, что это? Загадки, отвечают дети.

Ребята ставят на урок учебную задачу и в ходе её реализации выделяют три основных типа загадок.

1.Перечисление признаков загаданного предмета.

2.Открытое сравнение признаков загаданного предмета с признаками ряда «далёких» предметов.

3.Скрытое сравнение.

Дети приводят примеры своих сравнений : - на что похож паркет? ( на ёлочки, на перемешанное домино и т. д. ) Учитель каждый раз спрашивает : «Правда ,похоже?» ,»Хорошее сравнение?» и т. д. После каждого ответа педагог ставит перед детьми задачу оценить найденное сравнение. Так постепенно дети углубляются в сравнение, выделение особенностей, в сочинение загадок.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

-предполагает самостоятельное создание произведений малых жанров. На основе ассоциативного мышления, а также умение сравнивать главные особенности предметов и явлений. Многие дети стремились научиться рифме. Каждая работа автора представлялась всем ребятам, которые в это время работали в позиции критиков. Дети открывали секрет за секретом, одним из них был: по стихам можно представить себе автора. Хотя это совсем не обязательно. Важно чувствовать, что за строчкой стоит живой человек, со своим характером, со своим голосом, со своими радостями и огорчениями, что этот человек обращается к нам потому что хочет, чтобы мы увидели мир таким, каким он представляется ему, автору, чтобы мы стали внимательнее, добрее, умнее, радостнее.

Система работы по развитию индивидуального творчества младшего школьника дала хорошие результаты:

1.Высокий уровень техники чтения: от 100 до 140 слов в минуту. При таких результатах не страдает выразительность, правильность, осмысленность чтения.

2.Высокие результаты в развитии устной и письменной речи: большой лексический запас, письменные работы отличаются художественностью, у детей выработан навык использования средств художественной выразительности. Богатое воображение подсказывает им, какие эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. следует использовать. Например: « небо расплакалось дождём…»

3.Данная система позволяет развить выразительность чтения вслух, сформировать артистические приёмы. Дети любят участвовать в различных конкурсах.

4.Ребята выступают не только в роли авторов, исполнителей, но и в позиции критиков, что позволяет привить им первичные навыки литературоведческого анализа.

Мне бы хотелось, чтобы никто не забывал о том, что мы обучаем и воспитываем того, кого хотим видеть.

Пройдёмте по миру, как дети

Полюбим шуршанье осок.

И терпкость прошедших столетий,

И едкого знания сок.

Таинственный рай сновидений

Овеял рассвет наших дней.

Ребёнок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

М.Волошанин.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Галактионова Т.Г. «Формирование читательской компетентности младших школьников».

2. Ладыженская Т.А. «Речь. Речь. Речь».

3. МинскинМ.П. «От игры к знаниям».

4.Крысин Л.А. «Правильность русской речи».

5.ШкатоваЛ.А. «Подумай и ответь».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ