Русский язык. Грамматическая основа предложения (5 класс)
Реализация приёмов субъективизации обучения на уроках русского языка.
Кропачева Н.А., учитель русского языка и литературы, МОАУ «ВПГ во имя прп. Трифона Вятского» города Кирова;
Хорошавина С.В. учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ с УИОП №66» города Кирова
Современное образование строится на основе философии компетенций. В связи с этим особое значение приобретает использование технологии интенсификации обучения, позволяющей формировать у учащихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции.
Использование методики обучения средствами субъективизации, разработанной Бакулиной Г.А., формирует познавательный интерес у учащихся, способствует интеллектуальному развитию школьников, повышает качество подготовки к экзаменам.
К основным средствам субъективизации относятся антиципация (предвидение учащимися каждого этапа своей учебной деятельности), развитие словесно-логического мышления школьников через комплексные интеллектуально- лингвистические упражнения. Исследовательский характер уроков русского языка, проводимых в соответствии с данной методикой, способствует эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала, позволяет формировать ключевые компетенции.
Грамматическая основа предложения (5 класс).
1. Мобилизующий этап.
На доске записано предложение:
Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья.
Уч-ль. Учащимся 5 класса было дано задание выписать словосочетания из предложения. Один из учеников выписал следующие сочетания слов:
все листья;
перекрасила без красок;
пришла осень;
перекрасила без кисти;
перекрасила листья.
Справился ли ученик с заданием? Свою точку зрения объясните. /Пятиклассник не совсем справился с заданием. Сочетание слов пришла осень не является словосочетанием, это предложение./
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Уч-ль. Определите синтаксическую функцию слов пришла осень. Сформулируйте тему урока. /Это подлежащее и сказуемое, то есть грамматическая основа. Тема урока - «Грамматическая основа предложения» /.
Уч-ль. Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись на доске:
Цель: 1) вспомнить, что … … … …;
2) узнать новые лингвистические термины;
3) учиться выделять … … …
3. Актуализация знаний учащихся.
Уч-ль. Приступим к реализации цели урока. Расскажите, что такое предложение. Перечислите основные признаки предложения.
Уч-ль. Что называется грамматической основой предложения?
4. Изучение нового материала.
На доске запись:
Я иду по осеннему сказочному лесу.
Ты покажешь мне вечерний закат?
Разбушевался листопад.
Иду по осеннему сказочному лесу.
Покажешь мне вечерний закат?
Листопад.
Уч-ль. Прочитайте записанные на доске предложения. Выделите в них главные члены. Установите различие между грамматическими основами предложений, записанных в первом и втором столбиках.
Уч-ль. Предложения, грамматическая основа которых включает в себя и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными. Определите, какие из записанных в таблицу предложений являются двусоставными. (Делается запись на доске в первой строке первого столбика таблицы). Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Значит, во второй колонке таблицы записаны односоставные предложения. (Запись в таблице).
На доске воспроизводится схема-вывод:
Предложения по количеству главных членов
бывают
двусоставные односоставные
Уч-ль. Прочитайте предложение, которое написано на доске под таблицей. Выделите в нём грамматическую основу.
Уч-ль. Как вы думаете, односоставное это предложение или двусоставное?
Уч-ль. Итак, если грамматическая основа предложения состоит только из однородных подлежащих или однородных сказуемых, это предложение является односоставным.
Уч-ль. Расскажите, что вы узнали нового о грамматической основе предложения. При ответе пользуйтесь планом, записанным на доске.
План.
Что такое грамматическая основа предложения?
На какие группы делятся предложения по количеству главных членов?
Какие предложения являются односоставными?
Какие предложения называются двусоставными?
5. Закрепление изученного.
Упражнение 1.
1.Гуляешь по прекрасной местности и любуешься красотой природы. 2.Золотой метелью мчится жёлтый лист. 3.Зрелые плоды груш висят в саду. 4.Какая тихая ночь! 5.Льётся желтолистая река. 6.Мёртвая тишь.
Односоставные предложения.
Двусоставные предложения.
Уч-ль. Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению. /Необходимо распределить в две колонки предложения, ориентируясь на количество главных членов в них./
Уч-ль. В записанных предложениях выполним задание по вариантам: первый
вариант обозначит орфограммы в именах существительных, второй – в глаголах.
6. Словарно-орфографическая работа.
Уч-ль. Найдите однокоренные слова в одном из предложений, с которыми мы работали в начале урока. Назовите их. Эти слова мы запишем в словари.
Уч-ль. Что обозначает слово сумерки?
Уч-ль. О происхождении слова сумерки мы узнаем из рассказа.
Рассказ подготовленного ученика.
Наши предки представляли силы природы в виде живых существ. Самым страшным враждебным человеку божеством была Морана. Богиня ночи, зимы, смерти. Морана, по представлению славян, была всесильна. Но вот и весна. Светлые боги заключают богиню мрака в оковы. За весной не за горами и лето. Возвращается злая Морана. Так происходит вечная борьба света и тьмы. От имени богини ночи вошли в наш язык слова м р а к , м о р , с у м е р к и, с м е р к а т ь с я .
Уч-ль. Запишите слова с корнем –мерк-/-мерц- : сумерки, сумеречный, смеркаться, мерцание.
Уч-ль. Определите на слух, односоставными или двусоставными являются предложения текста о богине Моране. При прочтении односоставного предложения поднимите руку, при прочтении двусоставного предложения хлопните в ладоши. (Тот же текст читается по предложениям).
Упражнение 2.
Уч-ль. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
1). Идёш… по разноцветному к...вру из листьев и любуеш…ся окружающей тебя красотой. 2). З...л...тая ос...нь. 3). Шуршание оп...дающих листьев слыш...тся в мёртвой тиш...не. 4). Вместе с лё...ким утренним заморо...ком устанавлива...тся ясная п...года.
1. .
2. .
3. . ТЕКСТ
4. и .
/Надо записать предложения в порядке, указанном схемами, чтобы получился текст. Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы./
Уч-ль. Прочитайте запись. Докажите, что это текст.
Уч-ль. Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по видам орфограмм.
6. Итог урока.
Уч-ль. Какие термины вы узнали сегодня на уроке?
Уч-ль. Расскажите всё, что вы знаете о предложении, дополнив свой рассказ сведениями, полученными на уроке.
Уч-ль. Приведите примеры односоставных и двусоставных предложений.
Уч-ль. Домашнее задание, как и выполненные на уроке упражнения, будет связано с осенним пейзажем. Составьте текст-описание, содержащий односоставные и двусоставные предложения. В двусоставных предложениях определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
Правописание суффиксов глаголов. (6 класс)
Мобилизующий этап.
На доске запись: поворачивать, затосковать, рассчитывать, горевать.
Уч-ль. Прочитайте записанные на доске слова. Запишите их столбиком, комментируя орфограммы, в следующем порядке: сначала то, которое отличается от других постоянным морфологическим признаком, затем то, состав которого не соответствует схеме , следующим то, в котором больше всего орфограмм, последним – оставшееся слово. Выделите суффиксы, подчеркните в них гласные, следующие после корня.
Уч-ль. Запишите во 2-й столбик глаголы в форме прошедшего времени, выделите в них суффиксы. Подчеркните гласные в суффиксах.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Уч-ль. Сформулируйте тему урока, учитывая 3 условия: какой главный морфологический признак объединяет записанные слова, то, в какой морфеме находятся подчёркнутые буквы, а также то, что мы сегодня работаем над орфографией.
Записанные слова - глаголы, орфограмма находится в суффиксе. Значит, тема урока – «Правописание суффиксов глаголов».
Уч-ль. В соответствии с темой сформулируйте цель урока, используя опорные слова и условные обозначения:
Цель: - повторить … о …;
- познакомиться с … … - …-(-…-), -…-(-…-);
- учиться … … … …
Цель урока: повторить сведения о глаголе; познакомиться с правилом написания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-); учиться применять правило на практике.
Повторение изученного.
Уч-ль. Приступим к реализации цели. Начнём с повторения. Восстановите план рассказа о глаголе по опорным словам:
1. такое ?
2. признаки .
3. роль .
4. образования .
Ответ учащихся: 1. Что такое глагол?
2. Морфологические признаки глагола.
3. Синтаксическая роль глагола.
4. Способы образования глаголов.
Уч-ль. Сделайте сообщение по плану.
Изучение нового материала.
Уч-ль. Продолжим работу по реализации цели. Чтобы ответить на вопрос, как не ошибиться в написании суффиксов инфинитива и глаголов в прошедшем времени, составим алгоритм действий. Для этого рассмотрите запись:
Н.ф.гл. Гл. в прош. вр. Гл.1 л. в ед. ч. наст. или буд.вр.
затосковать затосковал затоскую
горевать горевал горюю
рассчитывать рассчитывал рассчитываю
поворачивать поворачивал поворачиваю
Алгоритм 1. (раздаётся на карточках каждому)
Чтобы правильно написать суффикс в инфинитиве и прош . вр., нужно
- образовать форму … … … … в … … … … ;
- посмотреть, на что … …
Если на - … (- … ), то Если на - … (- … ), то
в инф. и пр.вр. пишу - … (- … ). в инф. и пр.вр. пишу - … (- … ).
Уч-ль. Пользуясь алгоритмом, поясните один из примеров, приведённых на доске.
Уч-ль. Сравните наши выводы с материалом, помещённым в учебнике.
Закрепление изученного.
Упражнение 1.
?
придерж.вать язык огранич.вать свободу действий
связ.вать по рукам и ногам поменьше разговар.вать
поворач.ваться спиной присва.вать чужое
наклад.вать лапу игнорир.вать
танц.вать от печки обессил.вать
вытяг.вать жилы
6 - 1 = 5
Уч-ль. Используем полученные знания на практике. Перед вами первое упражнение. Прочитайте запись в столбиках, рассмотрите шифр. Сформулируйте задание к упражнению.
К фразеологизмам, данным в 1 столбике, нужно подобрать синонимы среди слов и словосочетаний 2 столбика. Один фразеологизм исключить. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание суффиксов глаголов.
Уч-ль. Прокомментируйте орфограмму, которая не встречалась в словах предыдущего упражнения, а в этом упражнении содержится в 2-х глаголах, находящихся в разных столбиках.
Уч-ль. Какой фразеологизм вы исключили? По каким признакам?
Используйте его при выполнении следующего задания.
значит начинать с самого (сложного, простого, интересного).
Нужно составить предложение, включив в него данный фразеологизм.
Учитывая его значение, выбрать подходящее слово из скобок. Записать, расставить знаки.
Уч-ль. Выполните синтаксический разбор, объясните постановку запятой. Поясните написание слова по теме урока.
Уч-ль. Расскажите изученное правило, пользуясь сокращённым алгоритмом. Приведите свои примеры.
Алгоритм 2. (раздаётся на карточках)
В … и … … пишу - ова- (- ева-), если в … или … вр. гл. … на - … (- … ).
В … и … … пишу - ыва- (- ива-), если в … или … вр. гл. … на - … (- …).
Упражнение 2.
Путники стали высказ.вать догадки, что бы это значило. Один предположил: « Источник течёт непрерывно и словно говорит: будь деятельным, работай неустанно!» Славный совет!
« Не ленись испыт.вать своё сердце: сохранило ли оно такую же чистоту и ясность, как вода в этом источнике», - совет.вал следующий. И не напрасно. Ведь подвиги могут объясняться не только благородством, но и желанием прославиться.
Второй запротест.вал: «Здесь, бесспорно, другой урок. Не может заслуж.вать уважения тот, кто стремится лишь к собственной выгоде.» Действительно, ключ утоляет жажду всякого. Это значит: работай не только для себя, но и для людей.
В жаркий полдень три путника бесед.вали у чистого прохладного ручья. Над ключом угад.валась надпись: «Человек, будь похож на этот источник». (По рассказу «Источник»)
1 ч.
1 2 ч. – ! 2
3 ч. А: «П. П.»
4 ч. «П,» - а .
Уч-ль. Продолжим работу. Скажите, о чём говорилось во фразеологизмах первого упражнения?
О поведении человека, о человеческих взаимоотношениях.
Уч-ль. Об этом же, а также о смысле жизни пойдёт речь далее. Прочитайте про себя части текста, сформулируйте устное задание к упражнению.
Нужно восстановить текст, расположив его части в логической последовательности.
Уч-ль. Прочитайте полученный текст вслух. Рассмотрите дополнительную запись, сформулируйте письменное задание.
Первую часть исходного текста списать без изменения. Из второй исключить восклицательное предложение. Из третьей и четвёртой выписать предложения с прямой речью. Получится новый текст.
Уч-ль. Задание сформулировано верно. Внесу в него некоторые изменения.
1 и 2 части пишут все, а 3 и 4 напишем по вариантам. Первый вариант выберет для себя ту часть, в которой оба глагола по теме урока одного вида. Второй напишет ту, в которой есть глаголы разных видов.
Уч-ль. Укажите пары глаголов, которые можно объединить по орфографическому принципу.
Уч-ль. Объясните знаки выделения в предложениях с прямой речью.
Итог урока.
Уч-ль. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? Расскажите правило, приведите примеры.
Уч-ль. Проанализируйте свою деятельность или работу класса на уроке, составив предложение, включающее слова на изученную орфограмму.
Уч-ль. Разберём домашнее задание. Рассмотрите запись на карточке и сформулируйте задание. Учтите, что дома вы должны размышлять на тему, которую мы затронули в двух упражнениях.
,О, .
, , .
- .
«П,» - а .
,
, .
Составить текст из предложений, соответствующих данным схемам.
Использовать слова по теме урока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ