Русский язык. Методика запоминания словарных слов
Михеенко Людмила Викторовна
МБОУ Богородицкая средняя общеобразовательная школа №20
Учитель начальных классов.
Методика запоминания словарных слов. 2012 год (слайд 1) Методика запоминания словарных слов. pptx
Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова – одна из проблем в начальной школе. Я хочу предложить вашему вниманию интересную методику запоминания словарных слов.
Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. (слайд 2)
Цель: научить правильно писать словарные слова.
Средствo: использование метода ярких ассоциаций.
Суть метода: Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. (слайд 3)
Методика:
1.Записать словарное слово, поставить ударение. Например: берёза.
2.Выделить слог, который вызывает трудности при написании. Например: бе-рё-за.
3.Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив сомнительную орфограмму. Например: бе
4.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова. . (слайд 4)
Требования к ассоциативному образу: (слайд 5)
1) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Словарное слово -------------Ассоциативный образ
признак ----------------------признак
Ассоциативная связь может быть по: (слайд 6)
цвету;
месту расположения;
форме;
звучанию;
действию;
вкусу;
материалу;
назначению;
количеству
2)Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. (слайд 7)
Словарное слово - БЕРЁЗА
Берёза – (ас. образ по цвету) - белая
Берёза – ( ас образ по форме) - кудрявая – нужен гребень, чтобы расчесать, по форме, как буква Е.
Результат :
бЕрёза- бЕлая - грЕбень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом. (слайд 8)
Берёза
Кудрявая береза
Гребень (Е)
6.Прочитать словарное слово и чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму. (слайд 9)
Внимание! Не навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Давайте разберём несколько словарных слов.
Газета – га-зе-та- ГА
гАзета –бумАга (материал) (слайд 10)
Карман –кар-ман –кА
кАрман – дырА (слайд 11)
Директор –ди-рек-тор –дИ, тОр
дИректОр – крИк – рОт (слайд 12)
Концерт –кон-церт – кОн
кОнцерт- нОта- хОр (слайд 13)
Теперь вместе разберём несколько новых слов.
Цель : необходимо выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.
Слова :
Завод – зАвод – зА – трубА (слайд 14)
Иней - инЕй – бЕлый, снЕг (слайд 15)
Платок – плАток – плАчет (слайд 16)
А теперь я предлагаю вам самостоятельно поработать со словарным словом с последующим обсуждением каждой версии. (слайд 17)
ЛАДОНЬ, КАПУСТА,МАШИНА,СТАКАН,СОБАКА.
Вывод: (слайд 18)
После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг».
Методика – не догма, а источник творчества!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ