Русский язык. Методика запоминания словарных слов

Михеенко Людмила Викторовна

МБОУ Богородицкая средняя общеобразовательная школа №20

Учитель начальных классов.

Методика запоминания словарных слов. 2012 год (слайд 1) Методика запоминания словарных слов. pptx

Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова – одна из проблем в начальной школе. Я хочу предложить вашему вниманию интересную методику запоминания словарных слов.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. (слайд 2)


Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средствo: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. (слайд 3)

Методика:

1.Записать словарное слово, поставить ударение. Например: берёза.

2.Выделить слог, который вызывает трудности при написании. Например: бе-рё-за.

3.Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив сомнительную орфограмму. Например: бе

4.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова. . (слайд 4)



  • Требования к ассоциативному образу: (слайд 5)

1) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Словарное слово -------------Ассоциативный образ

признак ----------------------признак

  • Ассоциативная связь может быть по: (слайд 6)

  • цвету;

  • месту расположения;

  • форме;

  • звучанию;

  • действию;

  • вкусу;

  • материалу;

  • назначению;

  • количеству

2)Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. (слайд 7)

  • Словарное слово - БЕРЁЗА

  • Берёза – (ас. образ по цвету) - белая

  • Берёза – ( ас образ по форме) - кудрявая – нужен гребень, чтобы расчесать, по форме, как буква Е.

Результат :

бЕрёза- бЕлая - грЕбень (Е)

5. Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом. (слайд 8)

  • Берёза

  • Кудрявая береза

  • Гребень (Е)

6.Прочитать словарное слово и чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму. (слайд 9)


Внимание! Не навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Давайте разберём несколько словарных слов.

  • Газета – га-зе-та- ГА

гАзета –бумАга (материал) (слайд 10)

  • Карман –кар-ман –кА

кАрман – дырА (слайд 11)

  • Директор –ди-рек-тор –дИ, тОр

дИректОр – крИк – рОт (слайд 12)

  • Концерт –кон-церт – кОн

кОнцерт- нОта- хОр (слайд 13)

Теперь вместе разберём несколько новых слов.

Цель : необходимо выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

Слова :

Завод – зАвод – зА – трубА (слайд 14)

Иней - инЕй – бЕлый, снЕг (слайд 15)

Платок – плАток – плАчет (слайд 16)

А теперь я предлагаю вам самостоятельно поработать со словарным словом с последующим обсуждением каждой версии. (слайд 17)

ЛАДОНЬ, КАПУСТА,МАШИНА,СТАКАН,СОБАКА.

Вывод: (слайд 18)

После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг».

Методика – не догма, а источник творчества!


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ