Русский язык. Сочинения в начальных классах

Сочинения в начальных классах.



Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во втором классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 - 4 классах - элементы рассуждения.

Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями. Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. Работа учащихся постепенно усложняется: от готовых планов дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним.

К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов - привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинение проводится по сюжетным картинкам, демонстрационным картинам, то даются вопросы для выяснения их содержания.

К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова. Во втором классе предлагаются в основном слова, которые обязательно используются учащимися. В 3 - 4 классах даются опорные слова, значение которых следует объяснить. К ним предлагаются синонимы. Учащиеся используют слова по своему усмотрению.

1 класс

За год обучения в 1 классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, то есть опыт работы над сочинением.

Первые сочинения невелики по объёму, основным источником для них является личный, жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развивающихся во времени. Например: «Как мы убираем школьный двор». В нём описывается начало действия, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в 1 классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у учащихся:

умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх;

умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

умение строить простое предложение;

умение находить для выражения своих мыслей точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединённых темой, восстановление деформированного текста, устные ответы на вопросы, объединённые темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, дети учатся излагать мысли в определённом порядке. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего года.

Письменные сочинения


При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приёмы, но и последовательность работы.

Примерный порядок работы над сочинением:

1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель даёт возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме и при необходимости ставит вопросы.

2. Чтение плана, записанного учителем на доске или коллективная работа над планом.

3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

4. Связный рассказ по плану.

5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

6. Проверка записанного.

2 класс

Сочинения во 2 классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые можно вводить элементы описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. В ходе этой работы учитель должен:

научить детей коллективно составлять и самостоятельно записывать небольшие рассказы о прогулке, играх, забавах;

научить составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;

работать над обогащением активного словаря учащихся;

совершенствовать умение правильно строить простые предложения.

Основой сочинений по наблюдениям служат непосредственные наблюдения детей в природе. Особенно богатый материал для сочинений дают экскурсии. Дети знакомятся с сезонными изменениями в жизни растений и животных. На экскурсии учитель не только обогащает представления детей об окружающем их мире, но и воспитывает чувство любви к Родине, учит любить прекрасное, понимать и чувствовать красоту природы. Впечатления от увиденного и пережитого - богатейший материал для сочинений.

Первая экскурсия проводится в осенний лес или парк. Цель её -понаблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных.

Для экскурсии следует выбрать ясный день золотой осени. Уже в пути следует обратить детей на свежесть воздуха и цвет неба. У входа в парк (лес) предлагается остановиться и прислушаться к звукам. Наблюдая за деревьями, кустарниками и травами, дети любуются яркими красками осенних листьев, последними цветами. Дети собирают букеты листьев, шишки. Учитель направляет внимание детей на изучение осенних изменений в жизни животных. На следующем уроке приводятся в систему впечатления от экскурсии, и в заключение дети пишут сочинение.

Вторая экскурсия проводится в зимний лес (парк). Цель её -понаблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных, учить детей видеть красоту зимней природы.

3-4 классы

В 3 - 4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, наблюдениях;

писать рассказы о случаях из своей жизни;

писать рассказы по одной картине;

самостоятельно составлять план сочинения;

правильно строить простые предложения различных типов;

умению отбирать слова и употреблять их в речи.

Сочинения с элементами рассуждения.

Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей. В 3 - 4 классах продолжается работа по обучению особому виду сочинений -составлению писем. Письмо особым образом оформляется: в начале пишется приветствие и называется человек, которому письмо адресовано, и в конце ставится дата, подпись.

Ведущее место занимают сочинения на основе жизненного опыта, личных наблюдений и впечатлений.



4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ