Русский язык. Приёмы работы со словами с непроверяемым написанием в младших классах
Приёмы работы со словами с непроверяемым написанием в младших классах.
Мокшина Светлана Александровна
МБОУ СОШ №174, г. Казань,
учитель начальных классов
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова " представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи ".
Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:
восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ".
Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я поделюсь своим опытом.
- Чтобы написать правильно словарное слово, что нужно сделать?
- Выучить и запомнить.
- Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводиться, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны - это и нужно использовать.
Я выбрала для работы следующие упражнения:
1. Метод звуковых ассоциаций (по схожести звуков);
А) Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Дети могут нарисовать яркий рисунок.
Запад – на западе падает солнце.
Улица – выходя на улицу встречаю знакомые лица.
Б) Найди слово (в слове спряталось слово):
Предлагаю ребятам сочинить фантастический рассказ.
Пловец - Готовясь к соревнованиям по плаванию, пловцы плавают в плове, преодолевая сопротивление риса.
Облако – на облаке лак.
В) Представляем какое-то действие, запах, включая тактильные и вкусовые
Например мини-сказка.
Женщина варит щи. Она замечательная повариха. Её семья всегда сытая.
2. Графические ассоциации (по схожести изображения);
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунок можно прямо в тетради на урок
БЫСТР , СКОР , ВЕСЕЛ КАТАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
ЯГ ДА , ЯБЛ К , К Р НДАШ
3. Метод – этимологическая справка
«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка, где «линия», «нитка»- производное от слова «лен». Здесь связь с ниткой. А «линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии». Ровненько так получается, как по натянутой линии-ниточке.
Берёза – корень этого слова входит в корень (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь и её кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем. Итак, слово берёза образовано от того же корня, что и белый, и дерево названо так по белому цвету коры.
Карандаш - кара (чёрный – на татарском языке), даш ( таш – камень – на татарском языке)
Палисадник - лат. Palus, заострённая палка.
Агроном - греч. Agros (поле) и omos (закон)
4. Метод - мускульная память
Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайер в книге «Научи своего ребёнка читать». Вставьте букву в слово палисадник и терраса, пальчиком напишите на спине ученика. Убедитесь, что ребёнок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите написать на бумаге. Данная система работает благодаря «мускульной памяти»: способности запоминать информацию через действия тела.
Воспользовалась советами психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в рифму. Они близки по логике, по орфографическому признаку. Я воспользовалась веселыми, а порой и серьезными стихами – опорами и рифмовками – подсказками, которые можно озаглавить общим названием – «стихи - запоминалки». К примеру, в рифмовку «Гараж» включено 21 словарное слово, но во всех них надо запомнить написание непроверяемой б/у гласной «а».
Гараж.
Автобус, аллея, асфальт и трава.
В «опасные» снова играем слова.
Аптека, базар, магазин и народ,
Калитка, квартира, забор и завод,
Рабочий, работа, газета, багаж.
Приехали снова мы с папой в гараж.
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи собрались в путь.
С «о» писать их не забудь!
Пожалуйста
Опять повторяем мы снова и снова
Слово «пожалуйста», доброе слово.
Мы это слово не держим в секрете,
С буковкой «о» оно пишется, дети.
Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое.
Приём такого обучения запоминанию слов, обеспечивает ребятам успех в учёбе, дарит радость от общения с буквой, словом.
При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Результатом применения данных методов являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку. При использовании описанных приёмов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по предметам.
Список литературы:
1. Баева З.И. «Чтобы ошибок не делать в словах»
2. Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концевая Л.А. «Секреты орфографии»
3. Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «Русский язык»
4. Волина В.В. «1000 игр с буквами и словами», «Откуда пришли слова»
5. Ераткина В.В. «Приемы обучения непроверяемым написаниям»6
6. Купров В.Д. «Словарная работа на уроке русского языка»
7. Лысенкова С.Н. «Методом опережающего обучения»
8. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников»
9. Наймушина Л.И. «Слова из словаря»
10. Рыскужина Р.С. «Работа в парах сменного состава
11. Тоцкий П.С. «Орфография без правил»,
12. Фридман Л.М. «Психологический справочник учителя»
13. Янг П., Тайлер К. «Научи своего ребёнка читать»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ