Урока русского языка в 5 классе «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Урока русского языка в 5 классе

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

Цели:

- закрепить правописание личных окончаний глаголов;

- знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями;

- знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием;

- уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Повторение изученного материала.

1. Объясните название стихотворения Г.Граубина. Сколько глаголов условного наклонения использовано в тексте?

Бы.

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не надул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

Если бы не было этого «бы»,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

2. Работа с перфокартой.

Слова: терпит, держат, заправлять, лежит, внедряют, корчить, прокладывает.


1 спр.



X


X


X


2 спр.

X

X


X


X






Работают со стихотворением в парах на раздаточных листах.

Выразительно читают.

Объясняют название.

Называют глаголы условного наклонения.

Объясняют правописание частицы бы (б) с глаголами.

Рассказывают о наклонениях глагола.










Работают с перфокартой самостоятельно. Распределяют слова по колонкам в зависимости от спряжения. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.


1. Работа с рубрикой «Учимся говорить на лингвистическую тему».

- Запишите столбиком личные формы глаголов 1 спряжения чувствовать, лечь и глаголов 2 спряжения приносить, верить в единственном и во множественном числе.

- Расскажите о правописании безударных личных окончаний глаголов. Приведите примеры.

2. Объяснения учителя.

- Вы должны усвоить следующий способ действия по определению спряжения глагола:

а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут – 1 спр.; кричат – 2 спр.);

б) если окончания безударные, ставим глагол в неопределенную форму;

в) выяснить, оканчивается ли глагол на –ить или является исключением (тогда это глагол 2 спряжения); если нет, то глагол 1 спряжения.

Ударные личные окончания глаголов произносятся отчетливо и при написании вопросов не вызывают (звенят, горят, несут).

У глаголов с безударными личными окончаниями тип спряжения определяется по инфинитиву.

Рассмотрим примеры:

1 спряжение.

Брить, стелить.

Все остальные глаголы (на –еть, -оть, -ать, -уть, -ыть и др.)


2 спряжение.

1) Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить);

2) семь глаголов на –еть:

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и производные от них;

3) четыре глагола на –ать:

Держать, слышать, гнать, держать и производные от них.

Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, вы можете выучить шуточное стихотворение:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть,

Вы запомните, друзья, их с буквой Е писать нельзя!!!

Запомните написание начальной формы глаголов:

Таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять – 1 спряжения.

Клеить – 2 спряжения.



Работают с рубрикой «Учимся говорить на лингвистическую тему» в парах.


Записывают личные формы глаголов 1 и 2 спряжения в единственном и во множественном числе.


Рассказывают о правописании безударных личных окончаний глаголов.





Слушают объяснения учителя.



Кратко записывают алгоритм определения спряжения глагола в словарики.

















Конспектируют информацию вслед за учителем.

















Записывают информацию о спряжении глаголов в словарики для заучивания наизусть.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


3. Коллективная работа.

- Запишите, графически обозначая окончания глаголов.

Борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, колышет тростник, сеется дождь, строят дом, пашет в поле, бушует океан, осы жалят, топором рубят, сверкает на солнце.

4. Объяснительный диктант.

Кто поздно сеет, тот редко веет. Скромность украшает человека. Правда и реку остановит. Труд кормит, а лень портит. С правдой обойдешь весь мир, без правды и шага не ступишь. Словами поля не засеешь. Не посмотришь – не увидишь, не расспросишь – не найдешь. От гнева стареешь, от смеха молодеешь.

Пословицы.

5. Работа с учебником.

- Запишите глаголы с безударным личным окончанием по образцу.

Упр. 653.

- Работа с таблицей. Заполняют таблицу примерами глаголов 1 и 2 спряжения.

Упр. 654.

- Орфоэпическая работа.

Упр. 655.

- Различение личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Упр. 656.

- Работа с загадками. Определение спряжения глаголов.

Упр. 657.

6. Работа с рубрикой «Учимся читать и понимать лингвистический текст». Знакомство с планом морфологического разбора глагола.

Выполняют морфологический разбор глагола из предложения:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.




Работают в парах. Записывают словосочетания, графически обозначают окончания глаголов.





Записывают объяснительный диктант. Оценивают друг друга.











Записывают глаголы с безударным личным окончанием по образцу. Работают индивидуально. Проверяют.


Заполняют таблицу глаголами 1 и 2 спряжения устно. Работают в парах.


Выписывают из орфоэпического словарика учебника глаголы по заданию. Работают в парах.


Определяют спряжение глаголов самостоятельно. При проверке оценивают друг друга.


Работают в парах, устно определяют спряжение у глаголов.



Работают с рубрикой. Знакомятся с планом и образцом морфологического разбора глагола.


Выполняют морфологический разбор глагола вслед за учителем.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- Какие трудности могут возникнуть в написании личных окончаний глаголов? Что нужно знать, чтобы с ними справиться?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


- Домашнее задание: § 83, упр. 660 (выполнить морфологический разбор трех глаголов).

Отвечают на вопрос учителя. Подводят итог.


Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ