Внеклассное мероприятие по русскому языку «Праздник фонетики»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 11

г. Вольска Саратовской области»

















Внеклассное мероприятие по русскому языку



«Праздник фонетики»





подготовила

учитель начальных классов

Лукина Елена Владимировна









г.Вольск, 2014



Внеклассное мероприятие по русскому языку «Праздник фонетики»



Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.

Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; магнитофон, кассета с аудиозаписью различных звуков; карточки слов.



Ход праздника.

Вступление.

Отгадайте загадку:

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим

Может быстро проскочить,

А захочет — будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане сохраниться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался ..(звук).

С. Ефремов.

(Звучит фонограмма)

- Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:

а) льётся вода из - под крана;

б) звенит колокольчик;

в) тикают часы;

г) школьная столовая в разгар обеда;

д) птичьи голоса;

е) учащийся читает отрывок из стихотворения « Унылая пора»;

ж) музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года»;

з) плач ребенка.



Слово учителя:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».«Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова».



- А как звуки научились превращаться в буквы, т.е. «одеваться», мы узнаем из сказки:



Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он всё — таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видным и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.



- Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите)

- В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

Исполняется песня «Алфавит»



Фонетические диалоги

Гласные – согласные.

1 уч.

Мы не буквы, мы — звуки речи,

Изучает фонетика нас.

2уч.

Мы не буквы, мы — звуки речи,

Произносят и слышат нас.

1 уч.

Дыхание свободно в каждой гласной,

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

2уч.

А согласные… Согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Учитель:

- На какие две группы делятся звуки?

— (Гласные и согласные).



Сценка «Кто важнее?»

Ведущий.

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные:

Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные:

Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.

Гласные:

А вот и получится! Например, м.

Согласные:

Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные:

И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные:

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что — нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают)

[..о..е..и..а]

Согласные:

Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к}, так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные:

Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные:

(мычат в ответ что- то неразборчивое и тоже умолкают).



Ведущий.

А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?



Высказывание(плакат):

Гласные — это река,

А согласные — её берега,

Реки без берегов не бывает.

(Исполняется песня «Гласные-согласные»)



Игра «Один звук, марш!»

Ведущий.

Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!»



1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть — го[] сть.



всласть – власть экран – кран

краска – каска полк - пол

склон — слон беда - еда

тепло - тело



2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза.



стол - столб шар - шарф

лапа - лапша рубка - трубка

укус - уксус клад- склад

дар - удар усы – бусы



З) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж — морж.

ногти - когти зубы - губы галка - палка

булка – будка киска - миска орел - осёл

лапка - лавка песок - лесок клин- блин

свет - цвет тоска - доска полено – колено дамочка - мамочка



Ведущий: Продолжаем мы играть,

Чтобы многое узнать.

«Весёлые рифмы про ударение»



Сценка «Ударение»

(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)

- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано. . .(читает).

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.



1 уч.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

2уч.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка — молоток,

Тук! — и ударил в безударный слог...

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.



3 уч.

Послушай, молоток,

Не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги!

Мы в слове слог ударный

Найдём э—ле—мен—тар—но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесём!



Учитель:

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

Под удар!





Фонетические головоломки.

1 уч.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету. (Ирис — ирис).

2 уч.

Я — сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу — преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас — атлас).

3 уч.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руки окуни.

Не бойся, это. . (Окуниокуни).



Учитель:

- Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце — ударение.

(Исполняется песня «Перепутаница»).



Домашнее задание

«Егоркины скороговорки»

- Скороговорки — это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо, не запинаясь. Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.



Ведущий:

Я сегодня была в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставила б пятерки!

Повторяйте, детвора:

- Посреди двора дрова.

- Жук, над лужею жужжа,

ждал до ужина ужа.

- В переменку перепел

Перепёлку перепел!

- Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

- Аня ныне нянина,

Нина няня Анина.

- Мамами любимы мы –

самыми любимыми!

То — то буду я в восторге,

Если вы ,как я Егорке

За его скороговорки,

Всем поставите пятерки!



Занимательная минутка

Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке «Летели лебеди с лебедятами»?



Скороговорки, которые были даны детям на дом:



- Все бобры добры до своих бобрят.

- Водовоз вез воду из-под водопровода.

- У пенька опять пять опят.

- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

- На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема

- Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Игра «Найди ошибки».

Учитель читает:

Пришёл из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич.

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит: «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают... молоком

(Написано у Кости

О чуде таком?)

А кто -то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто - то каской красит пол!

(напрасно, лучше шапкой.)

А кто -то пишет: «Наш каток

Такой хороший, гадкий...»

- Ай-ай, - промолвил педагог

и отложил тетрадки...



Учитель:

Давайте поможем Льву Кузьмичу исправить ошибки ребят. (карточки)



Учитель:

Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным.

(Исполняется песня «Грамотей»





Заключительное слово учителя:

- Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!











































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ