ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Ты наш друг, родной язык!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58» VIII ВИДА


Методическое объединение учителей начальных классов


Письмо и развитие речи












ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ


«Ты наш друг, родной язык!»




Выполнил:

Козлова А.Я.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Проверил:

Тайлакова Т.А.

руководитель ШМО

учитель начальных классов












г. Новокузнецк

2014 г.

Цель мероприятия: закрепление и обобщение изученных знаний на уроках письма и развития речи, через игровой материал.

Задачи: приобщать детей к активному участию в тематических внеклассных мероприятиях по родному языку; прививать учащимся интерес к русскому языку через игровой материал; развивать речь, память, мышление, воображение; воспитывать положительные черты характера, активность, доброжелательность.

Оборудование: плакаты, карточки со словами, ребусы, кроссворды, шарады.

Действующие лица: маски – знаки препинания, мальчик - учащийся, Клякса, Буратино, Грамматика.

Ход мероприятия:

Ведущая:

- Здравствуйте, ребята! Наше внеклассное мероприятие посвящено родному языку и называется:

«Ты наш друг, родной язык!»

«Наш язык – язык труда и света,

И слушает с волнением Планета

Русский, замечательный язык!»

- Сегодня узнаем, кто по-настоящему любит и знает родной язык, для этого вы должны быть очень активными, внимательными, быстро и четко выполнять задания. Мы все должны знать и любить родной язык, потому что без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики.

- Ребята, вы знаете, что обозначает слово «грамматика»?

- В русском языке насчитывается несколько сотен тысяч слов, но невозможно, выразить, ни одной мысли, если не поставить слова в определенном порядке, не подчинить их правилам грамматики.

Входит Грамматика.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам с подарками, а подарки мои не простые, чтобы их получить, вам надо чётко и быстро выполнить мои задания.

1 задание.

Выходят ребята с карточками: знай, русский, и, Люби, язык.

- Посмотрите внимательно на слова. Давайте прочитаем их хором.

- Вы должны поставить слова так, чтобы получилось предложение.

(Дети встают в определённом порядке)

Люби и знай русский язык.

- Что у вас получилось?

- Какие знания помогли вам составить предложение?

- Правильно, составить предложение вам помогло знание грамматики. Помогла я, та самая грамматика, которую вы изучаете в школе, которой вы пользуетесь ежедневно и ежечасно.

- Давайте прочитаем это предложение еще раз.

- Вспомните, из чего состоит наша речь?

- Какие бывают предложения по интонации?

- Посмотрите, ребята, я пришла к вам не одна. Со мной пришли мои друзья, но они все

в масках.

2 задание. Ваша задача узнать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1-я маска:

- Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом? (вопросительный знак)

1-я маска достает вопросительный знак и открывает лицо.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? От чего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем?

- Вот такой я мастак вопросительный знак!

Ведущая:

- Прошу вторую маску загадать свою загадку.

2-я маска:

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца. (восклицательный знак)

- Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано!

Где я, то предложение,

С особым выражением

Произнестись должно!

Ведущая:

- Следующая маска, ваша загадка.

3 маска:

- Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть (точка)

(маска открывает лицо)

Ведущая:

- Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю (точка одевает на голову шапочку «божьей коровки»)

Брошенный кем-то

тетрадный листок,

Божьей коровки

Внимание привлек.

Что здесь написано?

Каждую строчку

Лапками щупала

Долго она.

И наконец, обнаружила точку

Божья коровка удивлена.

Кто умудрился

И, главное, как

Снять у меня со спины этот знак?

Ведущая:

- А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречаются нам не так часто.

( остальные маски называют себя, открывают лицо и показывают свой знак)

Многоточие:

- Я – многоточие.

Обо мне сложены строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими – то далёкими,

Туманными намёками.

Двоеточие:

- Я – двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое,

Ходит знаниями хвастая.

Так и хочется ему,

Разъяснить нам, что к чему.

Тире:

- Я – тире.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Ведущая:

- Вот и все наши гости, прошу всех присоединиться к нам.

Мальчик: (с беспокойством подбегает к знакам препинания)

- Что же это такое? Ёщё один знак препинания забыли, а он на нас обидится.

Грамматика:

- Молодец, мальчик. Вот так всегда! Многие ребята о нём забывают в своих письменных работах. А вот кто-то стучит, наверное, это наша беглянка.

Клякса: (входит девочка со спутанными волосами в фиолетовом платье, с табличкой на груди: «Клякса»)

- А, это вы забыли ту, о которой говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

Мальчик - учащийся:

- Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались о ком речь?

Учащиеся:

- Речь идет о запятой.

Мальчик - учащийся:

Многие слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня она так выручила однажды.

Вот послушайте.

(Мальчик отводит ведущую в сторону и начинает что-то тихо рассказывать… На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках: КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ)

Мальчик - учащийся:

(продолжает громко)

- И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.

Ведущая:

- Казнить, нельзя помиловать.

Мальчик - учащийся:

- Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне. И получилось: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ.

Ведущая:

- Каких только историй не бывает на свете. Давайте поблагодарим всех знаков препинания за их великую значимость.

2 задание.

В зале появляется Буратино.

Буратино:

- Телеграмма! Срочная телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?

ребя Доро ? здрав гие та ляю вас с празд русс языка по кого ником?

Учащиеся разбирают текст телеграммы. Читают.

Ведущая:

- Давайте спросим у знаков препинания, правильно ли мы расшифровали текст?

Многоточие и двоеточие:

- В телеграмме написано « Дорогие ребята

Запятая:

- Запятая.

Многоточие и двоеточие:

- Поздравляю вас с праздником русского языка

Точка:

- Точка.

Грамматика:

- Да, да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь не нужны.

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять

Никогда не забывать!

Буратино:

- Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе.

Шьёт иглой портниха строчку.

Взял коньки точильщик в точку.

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.



Ведущая:

- Молодец, Буратино, а теперь давай немного отдохнём и поиграем в игру «Подскажи словечко»

Грамматика:

- А сейчас мы проверим, как ребята усвоили остальные правила на уроках письма и развития речи.

3адание 3. Отгадывание кроссвордов.

Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу

Не сердятся, а устами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

дут, а с места не двигаются

(часы)

Нахмуриться, насупиться,

В слезы удариться,-

Ничего не останется

(туча)

Хвостом виляет, зубаста

А не лает

(щука)

Таскал меня зверь,

А попал на людей

(шуба)


Грамматика:

- Как пишутся сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу?



Звонкие и глухие согласные



В золотой клубок спрятался дубок (желудь)

В огне не горит, в воде не тонет (лед)

Что растет корнем вверх (зуб)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезу проливает (лук)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (дуб)

Ведущая:

- Как проверить написание звонких и глухих согласных?

Вывод. Чтобы проверить звонкие или глухие согласные мы пишем, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква.

Грамматика:

4 задание. Отгадывание загадок.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

Найди к загадке отгадку по картинке, произнеси по слогам.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

И хвост колечком.

(собака)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

(сорока)

Сам не бежит,

Стоять не велит.

(мороз)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(замок)

Бел, как снег,

В чести у всех.

(сахар)

Грамматика:

- Если безударные гласные нельзя проверить ударением, то какие это слова?

Вывод. Если безударные гласные нельзя проверить ударением, то это словарные слова.

Грамматика:

5 задание. Отгадывание шарад.

Шарады на безударную гласную.



БЫ

(столбы)












Г (гроза)

ФЫ (шарфы)


Грамматика:

- Как проверить безударные гласные?

Вывод. Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно -

Ставь под ударение!

Конкурс. Чистая тетрадь.

Ведущая:

На уроке я спешу

Аккуратно я пишу,

И поэтому в тетрадь

Мне учитель ставит пять.

- Давайте посмотрим, кто из ребят выполняет это правило.

Награждение за лучшую тетрадь.

- Выйдите сюда, ребята, кто постоянно имеет по русскому языку за четверть 4 и 5.

Аплодисменты.

Итог.

Ведущая:

- Давайте еще раз прочитаем эти слова.

Без знания грамматики

Не усвоишь ни истории, ни математики.

Грамматика:

Помните, что на этом мы с вами не прощаемся, хоть и подошел ваш праздник к концу. Учить, знать и любить, свой родной язык мы будем продолжать всегда и везде.

Ведущая:

Ребята. Давайте подарим нашим гостям песенку «Чему учат в школе?».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ