Внеурочная деятельность "Школьная риторика" 5 класс

Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 города Крымска муниципального образования Крымский район



УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от __ 20_14_ года

протокол № 1

Председатель _______ _Л.Г. Морарь_





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ориентирована на конкретный вид внеурочной деятельности

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

Школьная риторика

(наименование)

1 года (102 час)

(срок реализации программы)

5 класс (11-12 лет)

(возраст обучающихся)

Селюкова Анастасия Сергеевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)


















2014г.

1.Пояснительная записка


Программа внеурочной образовательной деятельности «Школьная риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам основного общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности.

Форма организации занятий – «Школа развития речи».

Программа "Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Цель занятий по программе курса внеурочной деятельности "Школьная Риторика"

  • научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.

Задачи:

  • формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне;

  • развитие у школьников качеств личности, отвечающих требованиям и информационного общества.

Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики в 5-ом классе-3 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 102ч.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.


2.Тематический план программы

урока

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Общение



1

Что такое риторика?

1

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению.

Называть адресанта, адресата высказывания.

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

2-3

Общение. Умеешь ли ты общаться.

2

Приводить примеры важности общения в жизни людей .

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

4-5

Речевые роли.


2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

6

Коммуникативная задача.

1

7-8

Виды общения.

2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

9-11

Словесное и несловесное общение.

3

Называть средства словесного и несловесного общения, объяснять их значение при устном общении.

Демонстрировать уместное использование изученных словесных и несловесных средств при решении риторических задач.

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях.

12-13

Путешествие по стране «Общение».

2

14-15

Речевое дыхание


2

Знать виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное (диафрагматическое), речевое.

16-18

Главный секрет Демосфена.


3

19-20

Твой голос. Свойства голоса.


2

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях .

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

21-22

Скороговорки и докучные сказки.

2

23-24

Кто и как слушает. Правила слушания.

2

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя.

25-26

Великие ораторы.


2

Называть несловесные средства общения .

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. Понятие нормы литературного языка. Грамматические, лексические нарушения норм. Правильная речь. Языковые средства, символизирующие богатство речи. Тавталогия.

27-28

Речь правильная и хорошая.


2

29-30

Речь без ошибок.


2

31-32

Богатство речи.


2

33-34

Точность речи.

2

35-37

Учимся читать и редактировать.


3

Называть виды речевой деятельности.

Различать устную и письменную речь.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план .

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.


38-40

Учимся писать и редактировать.


3

41-42

«Я –редактор!»

2

43

Образ оратора.


1

Формирование умения использовать речь как инструмент достижения своих профессиональных и жизненных целей, обучение и применение на практике умелой, искусной речи, позволяющей решить, в том числе, и коммуникативные задачи, проявить полученные знания, умения и навыки в самостоятельной творческой деятельности.

45-46

Темперамент личности.

2

47-48

Будьте вежливы! Что вы знаете о вежливости?

2

Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях .

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

49-50

Вежливый отказ.

2

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы .

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ.

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.

Оценивать степень вежливости отказа.

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие.

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ.

51-53

Обращение. Выражение просьбы.

3

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач.

54-56

Давайте говорить друг другу комплименты.

3

Уметь определять положительные оценки собеседника. Знать, что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов.

57-58

Учимся слушать и читать.

2

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения .

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают .

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения .

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст .

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим .

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

59-60

Правила для собеседников.


2

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. Уметь вежливо выражвться.

61-63

Композиция речи.


3

64-66

Диалог и монолог.


3

67-68

Произношение речи.


2

69-70

«Ежели вы вежливы».

2

2

Речевые жанры


71-73

Понятие о тексте.



3

Различать текст и набор предложений.

Определять тему текста.

Объяснять роль заголовка.

Озаглавливать текст. Определять тему и основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Выделять опорные слова в тексте.

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.


74-75

Первичные тексты.



2

76-77

Вторичные тексты.

2

78-79

«Мой текст о тексте»


2

Уметь составлять текст.

80-82

Объявление.

3

Знать определение «объявление». Уметь самостоятельно составлять правильно объявление. Характерные особенности объявлений. Виды объявлений. Структура объявлений. Положительные и неудачные образцы объявлений.

83-85

Что такое рассказ?


3

Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

86-87

Записать свой рассказ.


2

88-90

Спор или ссора.


3

Знать понятие «спор». Знать отличие спора от ссоры; культуру спора (основные правила поведения в споре). Уметь аргументировать свое мнение.

91-92

Сочиняем сказки.



2

Знать понятие «сказка».1) Научить детей придумывать волшебные сказки, сказочные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся своеобразным содержанием, построением, языком. Научить находить необычного сказочного героя, развивать сказочный сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя «сказочные языковые средства». При проведении занятий мы обучаем детей приемам создания сказок на основе: - слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки; - введения нового волшебного помощника; - готовой схемы сюжета; - «фантастического анализа» сказочного персонажа; - характерных особенностей того или иного персонажа; - сказки «в заданном ключе (временном и пространственном)» и т.д. 2) Познакомить детей со Сказочной страной и подготовить их к самостоятельному путешествию по ней. 3) На основе готовой схемы сюжета научить сочинять новые сказки.

93-94

Сказочная страна. Волшебный мир сказки.


2

95-96

Конкурс на лучшего сказочника.


2

97-98

Что такое биография?

2

Знать что такое биография. Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика.

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.

99-100

Мои первые воспоминания.

2

101

Моя родословная.

1

Знать, что такое родословная. Родословное древо. Написать рассказ о своих предках.

102

«Язык сближенья и язык общенья».

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .

Разыгрывать риторические игры


3.Содержание программы

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением

Этот практико-ориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.

Этим, в значительной мере, отличается данный курс риторики, который называется «Школьная риторика», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.

Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.

В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д

Характеристика программы

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:

первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевая деятельность конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.

Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевая деятельность, ее структурно-смысловые и стилевые особенности.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.

В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:

Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!

По речи узнают человека. (Пословица)

Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

Структура программы для 5 класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения ), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

4.Предполагаемые результаты реализации программы

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Школьная Риторика":

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Школьная Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

  • реализовывать высказывание на заданную тему;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

  • самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 5-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

5. Формы контроля

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное занятие, практические занятия , игра, дискуссия, общественно полезные практики. Рекомендуемые формы проведения занятий:

практические занятия

- викторины

- исследования

- турниры

-индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск.

Ведущая идея программы: «Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

6. Методические рекомендации

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

риторические задачи;

риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

что сказал говорящий (пишущий);

что хотел сказать (написать);

что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:

восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;

являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;

может ли быть несколько правильных решений этой задачи;

какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

почему (причина, мотив);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

1.Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.

2.Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002

3. С. И Львова»Уроки словесности 5-9» .Дрофа.2000

4. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.

5. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996

6. Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ