Воспитательные возможности фонетической зарядки
КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи».
Гузеева Тамара Владимировна.
Учитель русского языка и литературы.
Воспитательные возможности фонетической зарядки.
Г.Зыряновск
2012г
Воспитательные возможности фонетической зарядки.
На протяжении всех лет обучения в школах 1-2 вида проводятся фонетические или речевые зарядки. На первом уроке русского языка в течение 3-5 минут проходит очень важная работа, направленная на коррекцию произношения. В старших классах этот вид деятельности не прекращается, но видоизменяется: приоритетными становятся задания на автоматизацию, дифференциацию звуков, предотвращение распада звукопроизношения. На основе требований к проведению фонетических зарядок была составлена памятка, которая помогает учителю грамотно разрабатывать и проводить их.
Таблица1
Памятка по проведению фонетической зарядки
Задачи фонетической зарядки:
Закрепление в устной речи ранее усвоенных произносительных навыков.
Их совершенствование и предупреждение распада.
Закрепление вновь приобретённых навыков.
Содержание речевой зарядки:
Работа над звуками.
Работа над голосом.
Работа над речевым дыханием.
Работа над словесным ударением.
Работа над логическим ударением.
Работа над орфоэпией.
Темпом речи.
Интонацией.
Материал фонетической зарядки:
Слоги, слова, словосочетания, фразы.
Виды работы:
Чтение слогов, слов, словосочетаний, фраз
Ответы на вопросы;
Решение примеров (загадки, стихи).
Основные приёмы:
Хоровое проговаривание,
Чтение сопряженное, отраженное,
Проговаривание по цепочке, индивидуально
В форме диалога, полилога.
Основные требования:
Время зарядки 3-5 минут;
Материал зарядки может совпадать или не совпадать с темой урока;
На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы 2-х видов деятельности;
Включать дыхательные и голосовые упражнения;
Включать упражнения на дифференциацию звуков;
Все ошибки исправляются.
Как исправляются ошибки:
- в виде оценки («Ты сказал неправильно/правильно)
- в виде инструкции (« Подними язычок» и т.д.)
- через образец ( «Послушай и повтори»)
- через самоконтроль и взаимоконтроль
- если ошибку исправить не удалось – обсудить с дефектологом.
Порядок подачи речевого материла:
1.Изолированное произношение звука.
2. Слоги – слово.
3.Словосочетание.
4. Предложение.
А)подражание
Б) чтение
В) самостоятельная речь.
Разрабатывая фонетические зарядки, учитель может решать и другие задачи. В старших классах, когда детям неинтересно просто читать слова, отрабатывая тот или иной звук, я стараюсь подбирать такой речевой материал, чтобы увлечь школьников. Так появились разработки, где кроме основной цели я ставила еще и воспитательную задачу: привитие интереса к предмету, воспитание любви к своей стране, интерес к книге и т.д. Например, при работе со звуками «К», «Р», «Ч» подобран речевой материал, на основе которого можно проводить патриотическое воспитание.
Многократно произнося, прочитывая слова, учащиеся не только отрабатывают звукопроизношение, но и ненавязчиво усваивают значение, смысл слов и фраз. Педагог же, используя содержание фонетической зарядки, проводит работу по патриотическому воспитанию. Подбирая тексты с определенной лексической тематикой, можно успешно решать задачи экологического, нравственного, эстетического воспитания, проводить пропаганду здорового образа жизни, осуществить взаимосвязь с другими предметами и так далее.
Список литературы:
Пеннин Г.Н., Понамарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.Н. Пенина и доц. З.А.Понамаревой. СПб.; КАРО, 2006.
Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 1 и 2 вида /Д.Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ