Воспитательные возможности фонетической зарядки

КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи».



Гузеева Тамара Владимировна.

Учитель русского языка и литературы.









Воспитательные возможности фонетической зарядки.



















Г.Зыряновск

2012г

Воспитательные возможности фонетической зарядки.

На протяжении всех лет обучения в школах 1-2 вида проводятся фонетические или речевые зарядки. На первом уроке русского языка в течение 3-5 минут проходит очень важная работа, направленная на коррекцию произношения. В старших классах этот вид деятельности не прекращается, но видоизменяется: приоритетными становятся задания на автоматизацию, дифференциацию звуков, предотвращение распада звукопроизношения. На основе требований к проведению фонетических зарядок была составлена памятка, которая помогает учителю грамотно разрабатывать и проводить их.

Таблица1

Памятка по проведению фонетической зарядки

Задачи фонетической зарядки:

  1. Закрепление в устной речи ранее усвоенных произносительных навыков.

  2. Их совершенствование и предупреждение распада.

  3. Закрепление вновь приобретённых навыков.


Содержание речевой зарядки:

  1. Работа над звуками.

  2. Работа над голосом.

  3. Работа над речевым дыханием.

  4. Работа над словесным ударением.

  5. Работа над логическим ударением.

  6. Работа над орфоэпией.

  7. Темпом речи.

  8. Интонацией.


Материал фонетической зарядки:

Слоги, слова, словосочетания, фразы.


Виды работы:

  1. Чтение слогов, слов, словосочетаний, фраз

  2. Ответы на вопросы;

  3. Решение примеров (загадки, стихи).


Основные приёмы:

  1. Хоровое проговаривание,

  2. Чтение сопряженное, отраженное,

  3. Проговаривание по цепочке, индивидуально

  4. В форме диалога, полилога.


Основные требования:

  1. Время зарядки 3-5 минут;

  2. Материал зарядки может совпадать или не совпадать с темой урока;

  3. На одной фонетической зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы 2-х видов деятельности;

  4. Включать дыхательные и голосовые упражнения;

  5. Включать упражнения на дифференциацию звуков;

  6. Все ошибки исправляются.


Как исправляются ошибки:

- в виде оценки («Ты сказал неправильно/правильно)

- в виде инструкции (« Подними язычок» и т.д.)

- через образец ( «Послушай и повтори»)

- через самоконтроль и взаимоконтроль

- если ошибку исправить не удалось – обсудить с дефектологом.




Порядок подачи речевого материла:

1.Изолированное произношение звука.

2. Слоги – слово.

3.Словосочетание.

4. Предложение.

А)подражание

Б) чтение

В) самостоятельная речь.






Разрабатывая фонетические зарядки, учитель может решать и другие задачи. В старших классах, когда детям неинтересно просто читать слова, отрабатывая тот или иной звук, я стараюсь подбирать такой речевой материал, чтобы увлечь школьников. Так появились разработки, где кроме основной цели я ставила еще и воспитательную задачу: привитие интереса к предмету, воспитание любви к своей стране, интерес к книге и т.д. Например, при работе со звуками «К», «Р», «Ч» подобран речевой материал, на основе которого можно проводить патриотическое воспитание.

Многократно произнося, прочитывая слова, учащиеся не только отрабатывают звукопроизношение, но и ненавязчиво усваивают значение, смысл слов и фраз. Педагог же, используя содержание фонетической зарядки, проводит работу по патриотическому воспитанию. Подбирая тексты с определенной лексической тематикой, можно успешно решать задачи экологического, нравственного, эстетического воспитания, проводить пропаганду здорового образа жизни, осуществить взаимосвязь с другими предметами и так далее.





Список литературы:

  • Пеннин Г.Н., Понамарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.Н. Пенина и доц. З.А.Понамаревой. СПб.; КАРО, 2006.

  • Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 1 и 2 вида /Д.Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ