Формирование личностных универсальных учебных действий на занятиях по технологии

Формирование личностных универсальных учебных действий на занятиях по технологии.

Учитель технологии Хабибуллин Расиль Ризебякович


Перед каждым учителем встает вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. В моей работе возникла необходимость пересмотра своей педагогической деятельности - перестроится к результатам новых стандартов. Предмет «технология», который я преподаю, является благодатным для внедрения проектной технологии, обеспечивающий реализацию комплекса универсальных учебных действий, формирующих метапредметные результаты. Кроме того технология «педагогическая мастерская», внедряемая мной на занятиях внеурочной деятельности студии «Дизайн вокруг нас», дает возможность формирования личностных результатов. Именно на этой технологии я хотел бы сделать акцент.

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Таким образом, технология педагогической мастерской соответствует    запросам государства, то есть способствует подготовке ребенка к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

При реализации внеурочной деятельности пятиклассников по направлению «художественное творчество» в нашей школе организована студия «Дизайн». Программа данной студии направлена на формирование личности способной гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов и ландшафтов. Она призвана сформировать у школьников основ дизайнерских знаний, разумное отношение к обустройству пространства, в котором сам живет научить пятиклассников умению создавать комфортную и одновременно красивую среду обитания.

Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Поэтому   целью программы по внеурочной деятельности является создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного проектирования и создания изделий из древесины, картона и фанеры.

Задачи:

- Познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера, с историей дизайна, с этапами процесса, с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне; сформировать знания умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования;

- Формировать интерес к различным видам декоративной отделки, развивать способности детей к творчеству и самовыражению и самореализации, воспитывать способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия;

- Развитие ответственности, самостоятельности и индивидуальности, воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремленности, умения планировать свою деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Знание безопасных приемов труда с инструментами и приспособлениями для обработки древесины.

  • Знание терминологии и технологии выполнения ручных работ по дереву.

  • Умение планировать, выполнять простые эскизы, самостоятельно реализовывать модели.

  • Приобретение социальных знаний.

  • Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, труд, культура), ценностного отношения с социальной реальности в целом.

  • Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

При организации работы по внеурочной деятельности встает ряд вопросов: Как организовать обучение через желание? Как ак­тивизировать учащегося, стимулируя его природную любознатель­ность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Инновационный поиск новых средств привел меня к пони­манию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Одним из технологий позволяющих мне реализовать воспитательные аспекты внеурочной деятельности стали педагогические мастерские.

Приведу пример разработки занятия по внеурочной деятельности с применением технологии педагогическая мастерская.


В гостях у хантыйских умельцев.

занятие по внеурочной деятельности в 5 классе

Учитель технологии Хабибуллин Расиль Ризебякович

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Цель занятия: формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Задачи занятия:

- ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями строения чума;

- научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональнымназначением, материалом, в процессе работы по предпроектному исследованию объекта;

- научить создавать эскизы.

- развивать самостоятельность, эстетическое чувство и творческие и изобретательские способности;

- продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность;

- продолжить воспитание культуры бесконфликтного поведения.

- регулятивные самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- коммуникативные - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

- познавательные осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- личностные - уважение к истории, культуре коренного населения - ханты, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

Планируемые результаты деятельности:

  1. Иметь представление о строении чума;

  2. Знать особенности структурных частей чума;

  3. Применять знания о критериях оценки дизайна в нестандартной ситуации.

  4. Создать эскиз и макет чума.

Методы обучения:

Исследовательский, проблемное изложения.

Формы организации деятельности обучающихся:

Фронтальная (беседа учитель-класс), парная (поисковая), работа в мобильных группах (взаимооценка, презентация промежуточных результатов), индивидуальная (самооценка).

Учебно-материальное обеспечение занятий:

Иллюстрация видов хантыйских чумов, надписи на доске и плакатах, диаграмма для оценивания качеств изделия, бумага и маркеры для эскизов, карточки с информационным материалом и карточки задания, материалы для создания макетов, компьютер и проектор (презентация PowerPoint).

Разнообразие форм и методов, реализуемых на уроке, использование наглядности, работа с раздаточным материалом, который программирует успешное поэтапное решение учебных задач, - все это позволяет реализовывать задачи здоровьесбережения на уроке, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.

Технологическая карта занятия.

ЭТАПЫ

ФОРМА РАБОТЫ

Деятельность учащихся

  1. Обращение к опыту и знаниям обучающегося.

Фронтальная (беседа по слайдам презентации). Под звуки мелодии хант. Учитель приглашает в гости к хантыйским умельцам . Как и у всех национальностей ханты имеют особое отношение к труду и к охоте это понятно по их устному творчеству.

Как вы понимаете эти пословицы?

-Что вы знаете о чуме?


Психологические настраиваются на занятие, анализируют информацию о суровой жизни коренного населения ханты.

Зачитывают хантыйские пословицы и поговорки: Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.
В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится.

Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

Отвечают на вопросы, используя жизненный опыт.

  1. Прозрение (представление возможности проявить инициативу в определении путей поиска.

Фронтальная (беседа по вопросам).

Как строится чум?

Чем накрывают сверху колья?

Отличается ли зимний и летний чум?

Для того чтобы уточнить эти вопросы предлагаю вам ознакомиться с презентацией (приложение 1).

В ходе совместной работы определяют особенности строения хантыйского чума.

И составляют эскиз на доске.

  1. Работа с объектами, которые способствуют фантазированию и творчеству.

Составление эскиза чума на доске,

учитель корректирует эскиз.

Составляют эскиз на доске (один из обучающихся на доске мелом прочерчивает эскиз).

  1. Основной, индивидуальная, парная и групповая работа (направлена к внутренней культуре личности).

Работая в паре, выполняют черновой макет объекта исследования.

Составляют макет чума при помощи материалов: колья, куски шкуры, материала (брезента или бересты), основа для постройки чума.

  1. Показ, предъявление аудитории своих наработок, идей, планов и результатов реализации.


Каждая группа публично представляет свое исследование, иллюстрируя на макете.

Публично представляют результаты совместной работы

  1. Этап коррекции и внесения исправлений.

Представители других групп вносят замечания и пожелания по исследованию.

Учувствуют в обсуждении, уточняют, вносят поправки.

  1. Размышление, самоанализ.

  1. За что я могу себя похвалить?

  2. Что я приобрел после этого занятия?

  3. Что мне удалось? Почему?

Работают по рефлексивным вопросам.



Конспект занятия.

ЭТАПЫ

Содержание этапа

  1. Обращение к опыту и знаниям обучающегося.

(Под звуки мелодии ханты, презентация 1-2 слайды.)

Учитель приглашает в гости к хантыйским умельцам, а вы будете подмастерьем.

Ханты - удивительный народ, который смог сохранить свое здоровье, своеобразную культуру, доброжелательность, оригинальное мировоззрение в столь экстремальных и суровых условиях крайнего Севера. Жизнь коренного населения тесно связана с тундрой и современному цивилизованному человеку, в силу его слабости и изнеженности, кажутся немыслимыми. Пословицы и поговорки хантыйских умельцев определяют отношение к труду и к жизни. Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут. В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится. Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

Как вы понимаете эти пословицы?

Подмастерье дает свое объяснение поговоркам и пословицам.

Учитель: ( слайд 3) жизнь ханты неразрывно связана с оленеводством. Ещё в доисторические времена эти народы стали оленю другом и хозяином и стали защищать его от хищников. Олений мох – ягель растет очень медленно, поэтому олень в поисках корма совершает своё бесконечное странствие. Вслед за стадами кочуют и оленеводы, для которых бескрайняя тундра стала родным домом. И в суровых условиях ему и его семье нужно укрытие, нужен дом. Как ханты решили эту проблему? Что вы знаете о чуме?


  1. Прозрение (представление возможности проявить инициативу в определении путей поиска.

Учитель: Как строится чум?

Чем накрывают сверху колья?

Отличается ли зимний и летний чум?

Подмастерье: отвечают на данные вопросы.

Учитель: Чум - это переносная конусообразная палатка, форма которой является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Обычно шесты и несколько покрытий («нюки») при переезде укладываются на специальные нарты. Шесты для чума оленеводы начинали готовить в зимний период, когда со стадами проживали ближе к таежной зоне. Шесты делали из стволов ели, длиной около 5 метров, они имели круглое сечение. Лишь основные шесты в сечении напоминали прямоугольник. Все шесты в нижней части заостряются, придавая жилищу устойчивость. При установке чума шесты немного втыкают в землю или в снег.

От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи. В последние годы в связи с сокращением количества людей в семьях ставят небольшие чумы (приложение 1, слайды 4,5).

  1. Работа с объектами, которые способствуют фантазированию и творчеству.

Одному из способных подмастеру учитель предлагает составить эскиз чума на доске (учитель, по мере необходимости, корректирует эскиз).

  1. Основной, индивидуальная, парная и групповая работа (направлена к внутренней культуре личности).

Учитель: Талантливые, мои подмастерье предлагаю вам сотворить свой макет чума из предложенных вам материалов, представить его своим соратникам.

Подмастерье: Работая в паре, выполняют черновой макет объекта исследования.

  1. Показ, предъявление аудитории своих наработок, идей, планов и результатов реализации.


Подмастерье: Каждая группа публично представляет свое исследование, иллюстрируя на макете.

  1. Этап коррекции и внесения исправлений.

Подмастерье: Представители других групп вносят замечания и пожелания по исследованию.

Учитель: корректирует вносит пожелания по постройке чума.

  1. Размышление, самоанализ.

Подмастерье отвечают на рефлексивные вопросы:

1.За что я могу себя похвалить?

2.Что я приобрел после этого занятия?

  1. Что мне удалось? Почему?

Учитель: У оленеводов быт очень просто устроен, здесь вы не увидите роскоши, а только самое необходимое для жизни. В конце нашего занятия, хочу акцентировать ваше внимание на том что, хантыйские умельцы не оставляют после себя мусор и отходы. Таким образом, кочевой образ жизни сформировал у оленеводов бережное трогательное отношение к окружающей среде, к природе. Этому нам тоже с вами нужно помнить!



Список использованной литературы

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.-М.:Просвещение,2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).

  2. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/Крылова О. Н., Муштавинская И. В. – СПб.: КАРО, 2013. - 144с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).

  3. К. С. Носов Русские средневековые крепости. Познавательная программа / К. С. Носов – Новый диск, 2012. – 121с.

  4. Андрей Мерников Крепости России. Большая энциклопедия. /А. Мерников – Харвест, 2013. – 345с.

  5. http://ru.wikipedia.org

  6. http://russian7.ru.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ