Конспект интегрированного урока по швейному делу и математике в 5 классе: "Раскрой салфетки"
Шарьинская специальная коррекционная школа- интернат 8 вида.
 
 
Интегрированный урок
по швейному делу и математике
в 5 классе
 
 
 
 
 
 
Учителя:
Зотикова С. А.,
Баданина Т. Н.
 
 
Г. Шарья
2009-2010 уч.год
 
 
Тема: Раскрой салфетки
 
Цель урока: Подготовить ткань к раскрою. Выполнить раскрой салфетки.
 
Задачи:
Дидактические:
- научить учащихся правильно располагать детали выкройки на ткани и выкраивать салфетку;
- развивать навыки использования измерительных инструментов;
- систематизировать ранее изученные ЗУН, полученные при измерении мерами длины.
Коррекционные:
- Развивать и корригировать внимание, логическое мышление, мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные:
- Развивать трудовые и эстетические качества личности, формировать эмоционально-волевую сферу.
 
 
Методы и формы проведения:
- урок интегрированный, комбинированный;
- беседа по теме;
- словарная работа;
- индивидуальные коррекционные задания по швейному делу;
- индивидуальные коррекционные задания по математике;
- физкульминутка;
- самостоятельная работа под контролем учителя.
Межпредметные связи:
- математика;
- развитие речи;
- черчение.
Оборудование:
- выкройки, ткань;
- ножницы;
- булавки;
- карандаши, линейки, угольники
Наглядность:
- Образцы салфеток;
- образцы хлопчатобумажных и льняных тканей;
- план изготовления изделия;
- инструкционно-технологическая карта «Раскрой салфетки»;
- раскладка выкройки на ткани;
- новые слова: (выкройка, крой, припуск, изделие)
- карточки по швейному делу;
- карточки по математике;
- кроссворд с мерами длин;
- стенд с мерами длин;
- лоскут ткани, выкройки.
.
 
 
 
 
 
 
 
 
Деятельность учителя
 
Дельность учеников
I
Орг. Момент. Релаксация.
- Ребята, разве любы нам хмурые лица,
или чья-то сердитая речь?
Вы улыбкой умейте делиться
И ответную искру зажечь.
(Давайте улыбнемся друг другу)…
 
 
 
Подготовились к уроку, улыбнулись друг другу.
 
 
II
Повторение:
Какое изделии мы с вами будем выполнять?
 
 
А какие салфетки вы знаете?
 
 
 
  
А какую салфетку мы будем выполнять?
 
 
- Да, сегодня в магазинах можно выбрать салфетки на любой вкус, но красивые и современные они не станут ценнее, чем салфетка, изготовленная своими руками.
И я уверена, что выполненные вами салфетки принесут радость и вам и вашим близким.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А где применяются салфетки?

 
 
Какие ткани можно использовать для изготовления салфетки?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Разложите по образцам ткани соответствующие им названия льняных и х/б тканей.
 
 
 
План изготовления изделия
 
 
 
 
 
- Посмотрите на план изготовлении и скажите, какой этап работы мы уже выполнили?
 
 
- Значит предстоит нам сегодня что выполнить?
 
 
 
 
 
- Мы будем выполнять салфетку.
 
Показывает и называет:
 
- полотняные,
- вязаные.
- бумажные,
- тефлоновые,
- плетеные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Мы будем выполнять полотняную салфетку.
 
 
Показ салфеток, выполненных на уроках учащимися.
 
 
 
 
 
 
- Салфетки применяются для сервировки стола, украшения жилища, салфетками можно закрывать фрукты и хлеб и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Хлопчатобумажные ткани, лен.
Определяет ткани на ощупь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раскладывает ученица
Названия тканей по карточкам с образцами:
- гладкокрашеные;
- суровые;
- отбеленные;
- с рисунком.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Мы выполнили подготовку выкройки к раскрою.
- Сегодня мы выполним раскрой салфетки.
III
Сообщение темы и цели урока:
 
Запись темы в тетрадь
IV
Работа с новыми словами:
- Девочки, а сколько деталей имеет салфетка?
 
- А какую мерку имеет салфетка?
И как она называется?
 
- Что мы с вами строили, зная мерку длины салфетки?
 
- А что мы получаем, когда вырезаем построенный чертеж по контуру?
 
- А как называется вырезанная из ткани деталь?
 
 
- И что мы получаем после обработки срезов?
 
 
- Как называется прибавка для обработки срезов?
 
 
 
- Посмотрите и определите, правильно ли я показала порядок получения изделия?
Чертеж -- крой – выкройка -- изделие
 

 
 
 
 
- Салфетка имеет одну деталь.
- Ди = 30см
Длина изделия.
 
- Мы строили чертеж.
 
- Мы получаем выкройку.
- Вырезанная из ткани деталь называется крой.
- Получаем изделие.
 
- прибавка для обработки срезов называется припуск.
 
 
Ученица
исправляет ошибки:
Чертеж – выкройка – крой - изделие
V
Ра бота с карточками
 
 

 
 
 
 
 
Учащиеся отвечают по карточкам, выбирают правильные ответы из предлагаемых.
Математика
- Девочки, к нам на урок сегодня пришла хранительница математики. Она хочет убедиться в том, что вы справитесь с изготовлением салфетки, ведь оно тесно связано с математикой и не допускает неточность ни в расчетах, ни в построении чертежа.
 
VI
Кроссворд.
- Чтобы правильно и четко выполнить раскрой салфетки, повторим единицы длины. А для этого нам необходимо разгадать кроссворд.
Единица длины, удобная для измерения расстояния между городами.
Единица длины, применяемая для построения отрезков.
Единица длины, равная 10 см.
Самая маленькая единица длины.
- Если вы правильно написали слова, то в выделенных клетках прочитаете название еще одной единицы измерения длины.
 
 
 
 
 
1
к
и
л
о
м
е
т
р
 
 
2
с
а
н
т
и
м
е
т
р
 
 
 
3
д
е
ц
и
м
е
т
р
 
4
м
и
л
л
и
м
е
т
р
 
 
 
 
 
- Итак, перечислите единицы измерения длины, начиная с наименьшей.
- скажите, сколько в 1 м сантиметров?
- Сколько в 2 м сантиметров?
(обьяснить)
 
 
 
 
 
 
 
1.- километр
2.- сантиметр
3.– дециметр
4. – миллиметр
 
 
- метр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.
- В 1 м -100 см
- в 2 м -200 см
Чтобы узнать это, нужно 100 умножить на 2.
VII
 
 
 
 
 
 
 
 
VIII
Р
абота с карточками
 - Найдите на карточке прямые углы. (какими буквами обозначены прямые углы, докажите и проверьте с помощью прямоугольника)
 
 
 
Работа с геометрическими фигурами.
Загадка:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Что это? О какой геометрической фигуре идет речь?
 
- С помощью, каких инструментов проверяют стороны квадрата и углы?
 
Практическое задание:
- Построить прямой угол на доске.
 
 
 
 
 
 
 
 
- прямые углы - B, D
Проверяют угольником.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Квадрат.
 
 
 
- С помощью линейки и угольника.
 
- Ученица строит прямой угол на доске с помощью линейки и угольника.
IX
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
X
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Р
асчет ткани
 - В нашу мастерскую поступил заказ на изготовление салфеток для кабинета домоводства (СБО).
-У нас имеется ткань шириной 1м и длиной 1 м. Необходимо рассчитать, сколько мы можем раскроить салфеток, имея кусок ткани такого размера, если длина салфетки 30 см.
 
- Как узнать, сколько салфеток можно раскроить из этой ткани?
 
- Сколько ткани останется после раскроя?
Объяснить.

- Надеюсь, что сейчас вы справитесь с практическим заданием и выполните раскрой салфетки без ошибок.
 
Швейное дело.
Физкультминутка:
А сейчас мы с вами сходим в магазин за тканью.
- Идем в магазин – ходьба на месте.
- Заглянули в один отдел – не то, в другой отдел – не то, в третий – посуда, в четвертый – телевизоры.. - (повороты головы, наклоны туловища).
- Не можем найти, что за магазин?
(пожали плечами).
- Тут еще шнурок развязался, другой…-(Наклоны вперед).
- Наконец-то нашли!
- Подбираем ткань на ощупь…- (щупаем).
Расплатились за ткань… и пошли домой.
 
 
- Ученица раскладывает 3 выкройки салфеток по ширине и 3 выкройки по длине ткани.
 
 
- Нужно 3 умножить на 3 и получим 9 салфеток
 
- После раскроя останется 10 см, так как 100см –90см=10см.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Все выполняют упражнения
XI
Инструктаж.
Раскрой салфетки.
 
 .
Подготовка ткани к раскрою .
 
 
 
- Карточки на определение лицевой и изнаночной сторон.
 
 
 
 
 
- Как определить направление долевой нити на ткани?
 
 
- Зачем ткань перед раскроем нужно проутюжить по долевой нити, с увлажнением?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- У меня на образце выполнена раскладка выкроек салфеток на ткани. Правильно ли я ее сделала и в чем моя ошибка?
 
 
 
Требования к качеству работы:
- Срезы кроя ровные;
- углы прямые.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повторить план
 
Одна ученица читает план, а другие работают по карточкам и у доски.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся
определяют по карточкам (образцам) признаки лицевой и изнаночной сторон.
 
- С лицевой стороны ткань более яркая, а с изнаночной – матовая;
- У гладкокрашенных тканей нет лицевой или изнаночной сторон.
 
 
 
 
 
 
- Ткань не тянется по долевой нити.
- Потому что ткань может дать усадку после увлажнения, и салфетка потеряет свою форму.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученица исправляет ошибки, выполняет раскладку правильно, с учетом экономии ткани.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
XII
Техника безопасности :
Загадка про ножницы
Карточка по т.б.
- Какую ошибку допустил Шарик?
- Как правильно пользоваться булавками?
о  
 
 
- Шарик передает ножницы открытыми лезвиями, а нужно передавать кольцами вперед, и закрывать лезвия ножниц.
После работы нужно прибрать ножницы в специально отведенное место.
 
- Вкалывать булавки острыми концами справа налево, или от работающего, чтобы предохранить руки от уколов.
XIII
Практическая работа:
Раскладка выкройки на ткани.
Раскрой.
 
 
 
 
 
-Учащиеся самостоятельно выполняют раскладку выкройки, прикалывают булавки, обводят выкройку, вырезают деталь из ткани.
XIV
Анализ выполненной работы.
Подведение итогов.
Отметить активность учащихся на уроке, положительное отношение к практическому заданию, настроить отстающих на более внимательное выполнение и исправление ошибок.
 
- Учащиеся проверяют крой у соседа по парте, оценивают работу по требованиям к качеству работы.
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ