Конспект урока по технологии "Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Особенности вышивки Тульской области"
МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Подготовила:
учитель технологии Исаева О.А.
2013-2014
уч.год
Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Особенности вышивки Тульской области. Практическая работа «Подготовка пасмы мулине к работе, подготовка ткани»
Цель: формирование знаний о традициях и основных понятиях вышивки, технологическом процессе подготовки к вышиванию; формирование умений и навыков по подготовке к вышиванию; обобщение и закрепление полученных знаний; развитие индивидуальности, воспитание уважения к традициям своего народа.
Задачи:
Обучающие: ознакомить учащихся с историей возникновения русской вышивки, с особенностями Тульского национального костюма, особенностью Тульской национальной вышивки, материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию; сформировать умения организовать рабочее место, готовить пасму мулине к работе, готовить ткань к работе.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и внимательность; способность к осознанному выбору, работе самостоятельно и с партнером, самоанализу и самооценке.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, патриотическое отношение к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий.
Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, сообщения учащихся, беседа, эвристическая беседа, элементы игры, практическая работа, тестирование.
Средства обучения:
Выставка образцов вышивки
Компьютерная презентация
Инструкция по технике безопасности работы ножницами
Инструкционные карты
Карточки-задания
рабочая тетрадь
ножницы
нитки мулине разных цветов
картон
линейки
карандаши простые.
Ход урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку и конечно наше настроение перед уроком (слайд).
У вас на столах лежат мордашки, такие же как на слайде. Поднимите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в начале урока.
Приветствуют учителя.
Показывают мордашки.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами начинаем изучение новой и очень интересной и увлекательной темы, которая называется «Вышивка». Тема сегодняшнего урока написана на слайде. (слайд) Откройте и запишите тему урока в свои тетради.
Сегодня
Мы узнаем:
историю возникновения русской вышивки, особенности тульского национального костюма, особенности тульской национальной вышивки, о материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию;
Мы научимся:
организовывать рабочее место, готовить пасму мулине к работе, готовить ткань к работе.
Записывают тему урока.
Слушают цели и задачи урока.
Объяснение нового материала.
История вышивания на Руси.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-XVII веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитками. Золотым шитьем в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.
Слушают сообщение учителя
Сообщения учащихся о вышивке
Сейчас мы послушаем небольшие сообщения, которые вы приготовили к уроку.
Слайд
Слайд
1 ученик:
Большую роль в русской вышивке играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки, изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивания были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.
Вышивкой украшали предметы быта: полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы.
2 ученик:
Для вышивок среднерусской полосы – Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской и других областей – характерны многоцветность и геометрический характер узоров.
Одна из наиболее интересных и распространенных вышивок среднерусской полосы – цветная перевить. Вышивки цветной перевитью Смоленской, Тульской, Орловской и других областей отличаются декоративностью и красочностью. Кроме цветной перевити встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, счётная гладь, мережки.
3 ученик:
Отличительной чертой тульских предметов с вышивкой является их многодельность, то есть сочетание в одном изделии сразу нескольких приёмов вышивки, которые дополнялись ткаными узорами, фабричной выработки тесьмой с золотой нитью, цветными атласными лентами, коклюшными или крючочным кружевом. Особенно многодельны и нарядны праздничные занавески и полотенца.
Посмотрите, ребята, какие красивые были женские русские народные костюмы разных областей, в том числе и нашей области и все они сопровождались вышивкой (презентация 2).
Смотрят презентацию.
Физкультминутка.
Ребята, встаньте. К нам идёт в гости мальчик, он проведёт с вами физкультминутку.
Делают упражнения, показываемые на экране.
Продолжение объяснения нового материала.
Инструменты и материалы для вышивки.
Для ручного вышивания нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы. К материалам для вышивки относятся: ткань и нитки. Запишите в тетради. (Слайд)
Иглы должны быть короткими с удлиненным ушком (вышивальные № 1, 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевать рабочую нитку в несколько сложений. Для вдевания ниток в иголку используют нитководитель, который продается с набором игл для вышивания (слайд).
Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т.д. Наперсток подбирают точно по размеру пальца. Он не должен ни сжимать палец, ни спадать с него (слайд).
Ножницы должны быть трех видов:
маленькие с острыми концами для подрезки и выдергивания нитей их ткани,
средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании,
большие - для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью смыкаться (слайд).
Сантиметр служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия (слайд).
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Они могут быть прямоугольные или круглые (слайд).
Для вышивки пригоден любой материал. Ткани полотняного переплетения, а также канва удобны для счетных вышивок (слайд).
Для вышивания годятся нитки мулине, шерстяные и шелковые нитки. Чем толще ткань, тем толще нитки. Вышивка получается красивее, если нить чуть толще ткани (слайд).
Слушают сообщение учителя.
Записывают в тетради инструменты и материалы, необходимые для вышивания.
Практическая работа. Подготовка ткани к работе, подготовка пасмы мулине к работе.
Запишите в тетрадях тему практической работы (слайд).
У вас на столах лежит памятка по подготовке ткани к работе. Вклейте её в свои тетради.
Подготовка ткани к работе:
Выстирать ткань
Подсушить
Хорошо отутюжить во влажном состоянии
Подготовить рисунок
Перевести рисунок на ткань
Заправить ткань в пяльцы
Выполнить закрепление нити в начале работы
Настя Науменко прочитает эту памятку вслух.
Записывают тему практической работы в тетрадь.
Вклеивают памятку в тетрадь.
Ученица читает вслух памятку подготовки ткани к работе.
А теперь мы с вами будем подготавливать пасму мулине к работе.
Посмотрите, моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где есть узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых - 6 тонких ниточек. Для удобства подбора ниток делают набор картонок с их образцами.
Сейчас мы изготовим такие образцы.
На полоске картона длиной 20 см и шириной 4 см ставят точки с расстоянием в 1 см по длинным сторонам картона.
Правила безопасной работы ножницами.
Внимание! Ножницы - острый инструмент, Пользоваться ножницами надо осторожно.
1.Хранить ножницы в определенном месте.
2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.
3.Не оставлять ножницы раскрытыми.
4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
Ножницами вырезают кусочек картона в виде треугольника на каждом втором сантиметре сначала на одной стороне картона, затем - на другой, располагая их против прорезей на противоположной стороне. От мотка отделяют одну пасму и наматывают её на картон в том месте, где есть прорези. На одной полоске картона размещают несколько оттенков ниток одного цвета: от светлого к темному.
Делают из картона полоски с образцами ниток мулине.
Повторяют правила работы с ножницами.
Закрепление изученного материала
Перед вами лежат кроссворды. Сейчас я даю вам 2 минуты на его разгадывание.(слайд)
А теперь поменяйтесь с соседом листочками и проверьте кроссворд. (слайд)
Поставьте оценку своему соседу карандашом, если нет ошибок – 5, если 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, если больше – то 2.
Сдайте листочки мне на стол.
Ребята, какое настроение у вас в конце урока поднимите мордашки, молодцы.
Какую тему мы с вами начали изучать на сегодняшнем уроке?
Понравился вам урок?
Что именно понравилось?
Разгадывают кроссворд.
Проверяют и ставят оценки.
Поднимают мордашки.
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите задание на дом: принести инструменты и материалы для вышивки.
Записывают задание в дневник.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ