Конспект урока по технологии "Юрта – символ истории" 2 класс
Интеграция предметов: Трудовое обучение и изобразительное искусство
2 класс
Тема: Юрта – символ истории
Лозовенко Алёна Владимировна
учитель начальных классов
КГУ «Рассветская средняя школа»
Кызылжарский район
Северо-Казахстанская область
Цель: формировать знания о материальной культуре казахского народа, на примере ознакомления с традиционным жилищем казахов, его составляющих; научить выполнению работы из солёного теста.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление об орнаменте, как украшении жилища, о способе его получения путём работы с солёным тестом; обучение тестопластике, раскрытие всех возможностей и свойств данного материала;
Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;
Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов; расширять кругозор.
Наглядные пособия: слайдовая презентация «Юрта - жилище казахов», презентация «Алгоритм выполнения работы из солёного теста».
Оборудование и материалы: солёное тесто, шаблоны: юрты, барана, казана, казахских орнаментов; инструменты: ножницы, клей, масляные краски.
Форма работы: коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.
Методы: словесный, наглядный, практический.
План урока:
Организационный момент (1-2 минуты)
Сообщение темы урока, его целей и задач (4 минуты)
Актуализация опорных ЗУН (6-8 минут)
Объяснение нового материала (5 минут)
Практическая работа учащихся (25минут)
Подведение итогов ( 2 минуты)
Домашнее задание. (3-4 минуты)
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой (чтение стихотворения).
- Сәлеметсіздерме, балалар!
В этот мир огромный – мир степей широких,
Рек неудержимых, гор – до звезд высоких,
В мир сердец открытых, в мир любви и света, –
Из тебя я вышел. И тебе за это
Кланяюсь я низко, старенькая юрта.
Воды что уплыли, не вернутся снова,
Мертвые уходят от родного крова,
Но летят к гнездовьям птицы год от года.
Так и я - хранитель, продолжатель рода –
Прихожу к истокам, дедовская юрта.
- Скажите, ребята, чем мы сегодня будем заниматься? (изготавливать юрту)
- Посмотрите с каким материалом мы будем работать. (показ теста, инструментов)
2. Сообщение темы и цели урока
- Но, прежде чем мы примемся за работу, я хочу вам рассказать , что такое юрта. Вместе мы раскроем всю красоту казахского орнамента. Узнаем историю появления орнамента и технологию его изготовления.
(показ презентации «Юрта – жилище казахов»)
- Ребята, вы знаете, что издревле юрта являлась национальным жилищем казахов. (слайд 1)
3.Актуализация опорных ЗУН. (просмотр слайдов параллельно с объяснением учителя)
Юрта – переносное жилище кочевников. Очень удобное и практичное жилье. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Слово «юрта» - в смысле – жилище, пришло из русского языка. А в казахском оно имеет еще другое значение: «семья, родные люди».
Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта.(слайд 2)
- С юртой была связана вся жизнь казаха. Немаловажной частью юрты всегда был шанырак. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Шанырак - это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. (слайд 3)
Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранства должны были обеспечить счастье новой семье. Самая богатая казахская юрта - десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты - шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток.
Дверь казахской юрты - "сыкырлауык" (в переводе означает "скрипучий"). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями. Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. (слайд 4)
расположение мебели и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок.
Посередине казахской юрты отводилось место для очага.
- Вы обратили внимание, что юрта украшена различными причудливыми орнаментами.
«Орнамент» - самое распространенное композиционное построение; это многократное повторение изображения предметов. Встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, графике. Казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен- саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы и кипчаков. В орнаменте отражалось их художественное видение мира.
- Сейчас вы можете познакомиться с наиболее известными видами орнамента казахского народа (слайды 5-16)
- Казахские орнаменты подразделяют на три группы: симметричные, комбинированные, непарные узоры. Основным среди них является "бараний рог". Сам орнамент "рог" делится на несколько разновидностей. Иными словами, в быту широко использовался именно этот орнамент.
- Не все орнаменты использовались равно во всех предметах быта. Народные мастера умели находить достойную роль каждому орнаменту. К примеру, орнаменты, наносимые на головной убор, не использовались на верхней одежде, на брюках. Это объясняется следующим. К примеру, орнамент "собачий хвост" никогда не использовался на головном уборе. На верхнюю одежду, платья девочек наносились орнаменты в форме цветов или ласточки. На одежду мальчика наносились орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, бараньего рога. Нанесенные в давние времена на камни, на дерево орнаменты со временем "перешли" на кошму, алашу, ковры и другие предметы быта. Благодаря знакам с определенным значением — танба, можно узнать о значении какого-то понятия, т. е. орнаменты порождены определенной жизненной необходимостью. Искусство наложения орнамента является одним из направлений прикладного искусства. Его виды, названия зависят от предназначения и использования в быту. Имеется немало методов нанесения орнамента: вышивкой, стежками, валянием, подбором цветов клювообразных орнаментов, потайным швом, кружевным шитьем. Нет отрасли, где бы ни использовались такие методы, как плетение, вязание, строгание, шитье, черчение, крашение, инкрустация костью, серебрение, чеканка. Они широко применяются в быту, в производстве, в строительстве, в области культуры, в архитектурном искусстве и играют важную роль в развитии мирового искусства. (слайд 17)
4. Работа по теме урока
А) - Сегодня мы с вами будем продолжать учиться работать с солёным тестом и выполним работу « На джайляю». Основой композиции будет являться юрта, украшенная различными казахскими орнаментами. Основные материалы, которые нам необходимы: тесто, гуашь; инструменты - доска, скалка, ножницы, клей ПВА, кисти различной толщины.
(показ презентации «Алгоритм выполнения работы из солёного теста)
Б) Самостоятельная работа учащихся, сопровождаемая объяснением учителя с использованием ИКТ.
Этапа работы:
1. Берём хорошо вымешанное тесто, полежавшее в холодильнике 2-3 часа, раскатываем пласт толщиной 0,5 см. (слайд 2-5)
2. Прикладываем шаблоны юрты, сықырлауық – дверь юрты.(слайд 6)
3. При помощи ножниц вырезаем детали. (слайд 7)
4. Катаем толстый и короткий жгут – это киіз есік войлочные двери (слайд 8)
5. С помощью тонкого ножа вырезаем купол юрты – шанырақ. (слайд 9)
6. Раскатываем тесто и вырезаем узоры (по желанию учащихся) которыми украсим нашу юрту (слайд 10-13)
7. Оставляем на просушку детали (слайд 14)
8. Начинаем красить юрту использыя гуашь и широкую кисть. (слайд 15)
9. Гуашью и тонкой кистью закрашиваем детали орнамента. (слайд 16-17)
10. используя картонную коробку создаем фон для работы
11. С помощью клея ПВА приклеиваем детали: юрту, затем орнамент, остальные компоненты. (слайд 18)
12. Даём просохнуть. Работа готова. (слайд 19)
5. Подведение итогов урока.
Выставка детских работ.
Оценивание.
- Вы сегодня все молодцы, потрудились на славу. Я желаю вам, чтобы вы научились уважать историю, обычаи и традиции своей страны.
Блиц-опрос:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, и где бы мы не жили, мы должны знать, соблюдать, и уважать традиции, и обычаи наших предков.
Я предлагаю написать маленький отзыв о нашем уроке.
6. Домашнее задание
- Вам нужно выполнить дома поделку из солёного теста – предмет быта казахского народа, используя знания о видах орнамента, полученные сегодня на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ