Метод проектирования в интегрированном обучении
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Городского округа Саранск Республики Мордовия
Подготовила: учитель технологии
Комарова Ирина Викторовна
МОУ «средняя общеобразовательная школа№16»
Городского округа Саранск Республики Мордовия
Плохой учитель преподносит истину.
Хороший - учит её находить.
Иоганн Фридрих Герберт.
Какой учитель не мечтает, чтобы урок был интересным и одновременно эффективным и с точки зрения глубины осмысления полученного знания, и с точки зрения эмоционального переживания?! Это мечта важна для педагога, для его профессионального роста.
Как же добиться успеха?
Достижению высокой эффективности образовательных целей во многом способствуют новые методические приемы, а также современные технологии.
Одной из наиболее актуальных проблем преподавания в настоящее время в методике является проблема интеграции естественных знаний в учебном процессе, поскольку она касается широкого круга вопросов, связанных, прежде всего, со структурой содержания образования.
Интеграция- характерная черта нашего времени. Она стала одним из определяющих факторов развития научного познания.
Ни для кого не секрет, что интерес учащихся к технологии резко падает. Современную молодежь намного больше интересуют гуманитарные науки - экономика, юриспруденция, история и др. Дефицит времени на уроках, вызванный сокращением учебного времени в связи с переходом на базовые программы обучения, с одной стороны, и возрастанием учебной нагрузки - с другой, не даёт учителю возможности выйти за рамки учебной программы. Из-за нехватки времени исчезает возможность усиливать интерес школьников к технологии как к учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности. В связи с этим затрудняется понимание и усвоение материала, что снижает качество предметных знаний у учащихся.
Эти и другие недостатки образовательной практики заставляют педагогов искать наиболее эффективные средства организации познавательной деятельности и управления ею. Одним из путей решения возникшей проблемы является укрупнение дидактических единиц и интеграции содержания курса технологии и материала других дисциплин.
У любого учителя рано или поздно возникает потребность в осуществлении межпредметных связей с другими дисциплинами. Ознакомление школьников с результатами интеграции наук стало необходимостью. Без этого трудно убедить учащихся в том, что многие процессы и явления, изучаемые различными предметами, едины по своей природе, сформировать у них всестороннюю научную картину мира.
Идея интеграции знаний получила признание, заняла прочное место в системе основополагающих идей педагогики: межпредметные связи расширяют кругозор учащихся, способствуют формированию познавательных интересов и повышению активности в приобретении новых знаний, в их применении.
Интегрированные уроки имеют ряд преимуществ перед обычными традиционными уроками. Такие уроки позволяют рассматривать изучаемую проблему всесторонне с экономией учебного времени. А новизна таких уроков усиливает познавательную активность учащихся, способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность.
Связь технологии с предметами гуманитарного и естественно - научного цикла:
Русский язык и литература;
Математика;
Биология;
Экология;
История;
Химия;
Физика;
Черчение;
ИЗО
В интегрированном обучении предметам эстетического цикла наиболее применяемые технологии:
Технология формирования приемов учебной работы.
Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.
Технология формирования учебной деятельности школьников.
Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.
Технология дифференцированного обучения.
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Очень близка и тесно связана с этой технологией "технология учебно-игровой деятельности".
Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности
Требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах декоративно – прикладного искусства не мало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Модульная технология
Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности.
Смысл этой технологии состоит в организации исследовательскойдеятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информационные, фантастические, исследовательские, игровые
Актуальность проектной методики в том, что при разработке и выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащегося активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Как только метод проектирования получил распространение, я стала внедрять его в учебный процесс. Сейчас проекты стали у нас неотъемлемой частью обучения и вызывают у учащихся живой интерес, так как помогают осознать практическую направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и творческую инициативу.
В своей работе я реализую методику разноуровневого обучения, личностно ориентированный подход к учащимся, применяю деловые игры, тестовые задания и другие возможности оптимизации учебного процесса.
Все это позволяет учащимся нашей школы занимать призовые места на олимпиадах городского уровня.
Понимая значение новых научных исследований и коллективного педагогического опыта, я стремлюсь участвовать в научно-практических конференциях по проблемам технологического образования.
Метод проектирования в интегрированном обучении позволяет:
- повысить познавательную активность учащихся;
- поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность)
- активно формировать у учащихся лучшие качества, такие как трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и др.;
усилить коммуникативные способности учащихся, их умение аргументировано защитить свою идею, эффектно ее представить;
формировать у учащихся адекватность самооценки, готовить их к будущей профессиональной деятельности;
включить в процесс обучения родных и близких учащихся (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в подборе материалов и инструментов).
Использование проектных технологий в процессе обучения
Типология проектов
1. По ведущему методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный и др.
2. По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона): внутришкольный, региональный, международный.
5. По количеству участников проекта:
•личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
• парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников).
6. По продолжительности выполнения:
•краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6)
• средней продолжительности (один-два месяца);
• долгосрочные (до года).
Разработка проектов может проводиться как в рамках одного урока (например, малые группы учащихся получают задание на уроках), так и на протяжении ряда занятий.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных предметных областей.
Характеристика проектов по ведущему методу или виду
деятельности
В результате педагогического эксперимента мною были разработаны следующие методические рекомендации:
1. В учебники следует включать материал смежных дисциплин, который имеет прямое отношение к изучаемой теме.
2. Связь между предметами не может и не должна быть односторонней, желаемый результат может быть получен только тогда, когда ею пользуются в преподавании каждого предмета.
3. Нельзя допускать искажений, неточностей при трактовке одних и тех же вопросов в процессе преподавания смежных дисциплин, что часто наблюдается из-за недостаточной подготовки по другим предметам, изучаемым в школе.
4. Используемый на уроках дополнительный материал других предметов по содержанию должен соответствовать изучаемой теме.
5. Примеры из смежных дисциплин, приводимые на уроке, не должны уводить от основной цели, а способствовать изучаемой теме.
6. Важным условием осуществления межпредметных связей является знакомство учителя с программами, учебниками, задачниками и методичками смежных дисциплин. Он должен хорошо знать в пределах программы отдельные темы смежных учебных предметов, используемых при взаимосвязанном изложении материала.
7. Межпредметные связи должны осуществляться в школе не одним учителем, а всем коллективом.
Таким образом, современная наука и образовательная практика предоставляют учителю широкий набор приемов реализации межпредметных связей, а их выбор зависит от особенностей изучаемого материала, уровня подготовки класса, а также от потребностей и интересов учащихся и учителя.
Существует три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Использование межпредметных связей на уроках заставляет детей на моих уроках двигаться к своей заветной цели.
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным и насыщенным. При пересечении предметных областей естественно-математических наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Список используемой литературы
Волков, И. П. Учим творчеству. / И. П. Волков // Педагогический поиск. – М.: «Педагогика», 1987.
Горюнова, Л. С. Развитие ребенка как его жизнетворчество / Л. С. Горюнова // Искусство в школе. № 1. 1993.
Григорович, Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности / Л. Григорович // Школа – №2. 1997.
Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность / В. В. Кузнецов. – М. : «Академия», 2007.
Марченко, А. В. Настольная книга учителя технологии / А. В. Марченко. – М.: «Астрель», 2005.
Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В.Д.Симоненко. – Брянск, 2000.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1991.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1 4 классы, 5 11 классы. М.: Просвещение, 2005. – 240с.
Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М.: «Академия», 2001.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ