Оригинальные объекты для 6 класса
Архипов Владимир Васильевич
Адрес:164504, Архангельская область, город Северодвинск,
улица Ломоносова, дом 67, квартира 23.
Закончил в 1977 году Тульский Педагогический институт
Учитель технологии МБОУ «СОШ №3 им. К.М.Трухинова» г. Северодвинска
Страховое свидетельство – 046-794-667-12
ИНН – 290215261460
Мобильный телефон – 89643015827.
Ключевые слова: берёзовый кап, текстура древесины.
Оригинальный объект труда для 6 класса.
Для учителя технологии выбрать объект труда это всегда трудная задача. Слишком многое приходится учитывать: сложность изделия, наличие материала, инструмента, время необходимое для изготовления. В последнее время остро стал вопрос, как заинтересовать детей работой. Например, изготовление простенького ящичка, или чего-то подобного, у воспитанных компьютером детей уже не вызывает никакого интереса.
Постепенно пришло решение изготовить украшение из дерева. Идея бижутерии из древесины не нова, например, она показана в журнале «Наука и жизнь» за 2010 год, статья А.Осадчего «Бижутерия из дерева» или в книге Н. Г. Яковлевой «Лесная скульптура», где рассматривается изготовление бижутерии из южной древесины с действительно красивой текстурой. Но такая древесина очень редка, её трудно найти в средней полосе и практически невозможно в северных районах.
Как решение вопроса, предлагаю в качестве объекта труда в 6 классе, при изучении деревообработки, кулон из березового капа. Это изделие вполне по силам шестиклассникам. Инструмент и оборудование тоже вполне доступны: лобзик, абразивная шкурка и сверлильный станок есть практически в любой мастерской. С заинтересованностью детей никакой проблемы не бывает . Достаточно на первом занятии показать ученикам уже изготовленное изделие и сообщить, что кулоны они заберут с собой и смогут подарить их своим близким. У всех появляется большое желание немедленно изготовить для себя такую же красивую вещь.
Кап – это нарост на дереве. Он может быть шаровидный, или любой другой не- правильной формы. Если волокна в наросте это параллельные извивающиеся линии , это сувель. Если на разрезе мы видим много точек, черточек, кругов, пучки побегов, застывших в развитии, то это кап. Кап растет на многих деревьях: березе, ясене, липе, ольхе и т.д. Чаще всего его можно встретить на березе. Природа капа до конца не понятна. По одному мнению он вызван поражением клеток дерева грибами, другие считают, что виноваты вирусы, мороз, или механическое повреждение. Древесина капа более твердая, прочная, плотная, чем дерево, на котором растет нарост. Но для нас самое главное то, что она более декоративная. Текстурный рисунок на срезе капа - это переплетение годовых слоёв. Видны сердцевины спящих почек в виде кругов и точек. При изменении угла освещенности слои переливаются перламутровым блеском. Древесина капа по- настоящему красива.
Неповторимая красота карельской березы известна всем, дерево редкое и дорогое. Были случаи, когда кусок березы за свою красоту ценился на вес серебра. К сожалению, она стала настолько редка, что превратилась почти в легенду. Между тем специалисты отмечают, что встречаются березовые капы, по красоте не уступающие карельской березе.
Кап встречается нечасто, но он все-таки достаточно доступен, почти на всей территории России. Для коллег, живущих в лесной зоне, вполне реально набрать материал на 1-2 класса. Особенно учитывая, что сейчас в классе 12-14 мальчишек, я не говорю уже о сельских школах, где в классе часто до 10 учеников. Размеры кулона невелики и из капа средней величины можно напилить 6-8 заготовок. Разумеется, кап срезаем с уже поваленных деревьев. Хорошо, если рядом предприятие по обработке древесины, пусть даже простейшая пилорама , где кап просто идет в отходы.
Обработка капа не сложна и посильна ученикам 6 класса. Кап ( 1 ) распиливают на тонкие пластины . (2), надо сказать направление распила вопрос сложный и интересный, как правильно распилить, чтобы проявилась красота капа, это приходит с опытом. Первый раз желательно пилить перпендикулярно направлению роста побегов, толщина пластин должна равняться 10-11 мм, если мы собираемся их отваривать, так как нижние слои обугливаются и их приходится убирать абразивной шкуркой. Если варить не собираемся, то достаточно 6 -7 мм. Пластины, стараясь экономить материал, размечаем по шаблону. Очень удобно сделать шаблон из листового алюминия 2-3мм толщиной, отверстие в котором повторяет форму кулона. Передвигая шаблон по заготовке можно подобрать наиболее красивый рисунок на будущем кулоне (4).
Затем ученики выпиливают кулон лобзиком, стараясь пилить с внешней стороны разметки, сохраняя припуск 1-1,5мм. (6). Обрабатывая абразивной шкуркой, сначала крупной ,затем всё менее грубой, создаем форму кулона, выпуклую с одной стороны, где высшая точка находится в самой широкой части кулона, и плоскую с другой стороны ( 7).
Размечаем и сверлим два отверстие сверлом 3-3,5мм (7).
Из двух отверстий, распиливая надфилями, получаем одно продолговатое, предназначенное для крепления шнура (8). Перед тем как нанести лак, особенно в первый раз, его надо развести растворителем в соотношении 1:3 или 1:4, а заготовку подогреть. Наносить лак желательно тампоном.
Покрыв кулон лаком (в нашем случае паркетный акрилово-полиуретановый) даём высохнуть, не надо пугаться, заготовка станет похожа на ёжика, это поднимется древесный ворс, убираем его мелкой наждачной шкуркой (нулевкой), затем снова наносим лак. И так повторяем 7-8 раз (8). На этом работу можно закончить, но кулон будет смотреться слишком простым, блестящим и даже дешёвым, поэтому продолжим работу.
Хорошо высушив изделие, покрытое лаком, начинаем полировать. Для полировки мы применяем, как наиболее доступную, абразивную полировальную пасту, применяемую при уходе за автомобилями. Наносим немного пасты на сукно и вращательными движениями полируем до получения необходимого результата. Получившийся кулон засветится внутренним, живым, приятным, благородным блеском, часто он похож на изделия из полудрагоценных камней, например агата. Надо видеть это удивление, восторг, радость школьника, когда в его руках, черный, корявый, страшного вида кусок дерева превращается пусть в маленькое, простенькое, но все-таки произведение искусства. Думается, эта радость останется с ним надолго. Удивление вызывает и то, что кулоны у всех получаются разные, так как нет двух одинаковых кусков капа. Мальчишки большие выдумщики, а данная работа открывает широкое поле для эксперимента.
Предлагаем несколько работ. Различаются кулоны только тем, как их обработали перед лакированием.
Первый вариант: с заготовкой можно ничего не делать перед лакированием, а просто обработать абразивной шкуркой, покрыть лаком 7-8 раз отполировать - получим кулон (9).
Второй вариант: перед покрытием лаком смазываем поверхность кулона маслом (льняным) и высушиваем, дальше покрываем лаком 7-8 раз и полируем - получаем кулон (10).
Третий вариант: разрезав кап на пластины, провариваем их один час в воде, выпиливаем, обрабатываем шкуркой, покрываем лаком 7-8 раз и полируем -получаем кулон (11).
Четвёртый вариант: проварить пластину 30 мин. в льняном масле(5) и обработать так же как выше . Получается кулон(12).
Пятый вариант: проварить пластину 6 часов, в смеси (1литр воды, 3 ст. ложки соли, 3-4 большие горсти сосновых опилок), получим кулон (13).
И последний, то же что и в пятом, но высушить и снова проварить 6 часов(3), получим кулон(14).
Процесс варки проходит под руководством учителя. Кулоны отличаются один от другого, но не так сильно, как можно было ожидать, главное - дети счастливы, они исследователи.
Вариантов множество: можно изменить форму кулона, применить другое масло, или другую жидкость, использовать капы других пород древесины. Красивой текстурой обладают капы вишни, груши, клена, черёмухи. Предлагаю коллегам поэкспериментировать, это действительно интересно.
P. S. Очень часто не понятно до полирования, с какой стороны рисунок на кулоне будет более интересен, в этом случае отверстие для шнура делаем в последнюю очередь. Поворачивая кулон в разные стороны, находим идеальное положение, при этом желательна симметричная форма кулона.
P.S.S Как пример, отличия отполированного кулона ,фото №9, и тот же кулон просто покрыт лаком, фото№15. Результат перед вами.
Литература:
Осадчий. А. Бижутерия из дерева. Наука и жизнь. 2010.№2.-С-68.
Яковлева. Н.Г. Лесная скульптура. - М.: Лесная промышленность.1988.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ