Конспект урока с презентацией по теме "Строгание древесины" 5 класс
Муниципальное казенное
образовательное учреждение
«Лицей № 1»
Конспект урока по технологии
5 класс
Тема занятия: Строгание древесины
подготовил
Емельянов Олег Борисович,
учитель технологии
г. Шадринск, 2013
План конспект.
Тема занятия: Строгание древесины
Цель занятия:
1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологии строгания заготовок из древесины.
2. Воспитывающая: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
3. Развивающая: Развивать координацию движений при выполнении столярных операций.
Оснащение занятия:
1. Материально-техническое оснащение:
Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло 10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), лобзик (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).
Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.), выпиловочный столик (16 шт.).
Материалы: Брусок (береза) 15х40х320мм (16 шт.).
2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Строгание древесины», технологическая карта изготовления рукоятка, критерии оценки практической работы.
3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.
Место проведения: учебная мастерская
Тип занятия: комбинированный
Структура занятия:
1. Организационный момент – 1 – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 3 мин.
3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.
3.1. Строгание заготовок из древесины.
3.2. Виды строгальных инструментов.
3.3. Устройство рубанка, фуганка и шерхебеля.
3.4. Приемы строгания рубанком.
3.5. Закрепление.
4. Практическая работа – 45 – 50 мин.
4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при строгании древесины.
4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.
5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.
ИТОГО: 80 мин.
Оформление доски
Тема занятия
Строгание древесины
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.
2. Актуализация знаний.
Занятие рекомендуется начать с закрепления знаний обучающихся по теме предыдущего занятия. С этой целью можно провести беглый опрос пятиклассников:
1. Какие инструменты применяются для пиления древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, лучковая пила)
2. Из каких частей состоит ножовка? (Ручка, полотно)
3. Как различают ножовки с различной формой зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)
4. Какая ножовка применяется для продольного пиления? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)
5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)
Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
3. Изложение нового материала.
Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о видах столярных строгальных инструментов.
Методические рекомендации: Затем учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины — строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Технические сведения об этой операции целесообразно излагать постепенно. Так, на этом занятии можно ознакомить обучающихся с устройством рубанка и с приемами работы этим инструментом, па последующих — с другими строгальными инструментами, их наладкой, с механизацией строгальных работ на деревообрабатывающих предприятиях и т.п.
Пиломатериалы или заготовки из древесины после распиловки имеют шероховатости, риски, покоробленности и другие дефекты, которые устраняют путем строгания. В процессе строгания заготовке придают нужную форму и размеры.
Строгание – процесс, обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей с помощью стругов.
На Руси все виды инструментов, применяемых для строгания древесины, называли стругами или стружками. В настоящее время на мебельных и деревообрабатывающих производствах существует ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Эту работу выполняют плотники, столяры, станочники строгальных станков. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Ручное строгание выполняют деревянными и металлическими рубанками. Деревянные рубанки делятся на две группы: рубанок с одинарным ножом применяют для предварительного строгания, рубанок с двойным ножом – для чистового.
Рубанок металлический с одинарным ножом состоит из передней ручки, колодки, прижима, упорного стрежня, прижимного винта, ножа, задней ручки. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Деревянный рубанок с одинарным ножом состоит из колодки, ручки- рожка, летка, деревянного клина, ножа.
Деревянный рубанок с двойным ножом состоит из колодки, летка, ножа, стружколома, винта (крепление стружколома), клина, рожка, упора, подошвы. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Среди деревянных рубанков выделяют шерхебель и рубанок – фуганок. Шерхебель – применяется для чернового строгания заготовок. Фуганок – ручной инструмент для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок. Фуганком строгают (фугуют), как правило, после обработки поверхности рубанком, чтобы сделать её более гладкой. Это достигается благодаря большой длине колодки рубанка – более 600 мм.
Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачивается в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.
Методические рекомендации: Перед тем как объяснить и продемонстрировать приемы строгания, учителю рекомендуется рассказать о строгании древесины вдоль и поперек волокон, о торцевании, пояснить, что при строгании вдоль волокон затрачивается небольшое усилие, получается менее шероховатая поверхность.
Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1...0,3 мм у рубанка.
Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны.
Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце — на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.
Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.
Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Проверка и контроль качества строгания. Строганные поверхности заготовки – пласти, кромки и торцы проверяют с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Правильность выстроганной пласти проверяют «на просвет» линейкой. Правильно выстроганная пласть лицевой пластью или лицевой стороной. На ней столяр или плотник проводит карандашом волнистую линию. Это означает, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.
Методические рекомендации: Учитывая, что учащимся трудно сразу освоить строгание, рекомендуется предложить им тренировочные упражнения. Во время этих упражнений учитель обходит рабочие места, следит за правильным выполнением приемов работы, соблюдением правил безопасности труда, помогает тем, кто испытывает затруднения. После того как пятиклассники усвоят навыки строгания, можно разрешить им приступить к практической работе по изготовлению изделия.
Закрепление:
1. Какими инструментами осуществляется строгание поверхностей заготовок? (Рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, шерхебель, фуганок, калевка, галтель и др.)
2. Для каких целей используют шерхебель? (Для чернового строгания)
3. Для каких целей используют рубанок с двойным ножом? (Для чистового строгания)
4. Для чего применяют фуганок? (Для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок)
5. Перечислите основные части рубанка? (Передняя ручка, колодка, прижим, упорный стрежень, прижимной винт, нож, задняя ручка)
6. Какие инструменты применяют для профильного строгания? (Калевки, фальцгобель, зензубель, галтель, горбачи и др.)
4. Практическая работа учащихся.
4.1. Вводный инструктаж.
Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.
Правила безопасной работы при строгании древесины:
Проверь надежность крепления заготовки на верстаке.
Работу выполняй исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным инструментом.
Леток от стружки очищай деревянной палочкой (щепкой).
Не проверяй качество строгания рукой. Ты можешь занозить руку.
Струги храни на ребре (боку), лезвием от себя.
Не оставляй струги на краю верстака.
Используй инструменты строго по назначению.
Выполняй только ту работу, которую поручил учитель.
По окончании работы убери рабочее место.
4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.
Изготовление изделия в соответствии с технологической картой.
Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить бруски для подкладной доски.
Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
5. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации: Подводя итоги работы по изготовлению изделий, рекомендуется сравнить запланированный ход работы с фактическим.
Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы. Комментирует ошибки.
6. Уборка рабочих мест
Ученики наводят порядок на рабочем месте, складывают все инструменты на свои места
Литература
Симоненко В.Д. Технология 5 [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.
Карабанов, И.А. Технология обработки древесины. [Текст] / И.А.Карабанов, учебник для учащихся 5-9кл. общеобр. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 216 с.
Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся V - XI классов. [Текст] / В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 1996. – 218 с.
Столяров, Ю.С. Техническое творчество школьников. [Текст] / Ю.С.Столяров. - М.: Педагогика, 1984. – 236 с.
Тхоржевский, Д.А. Занятия по трудовому обучению. 5 класс [Текст]: метод. пособие / Д.А. Тхоржевский. – М.: Просвещение, 1994. – 201 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ