Конспект урока с презентацией по теме "Пиление столярной ножовкой" 5 класс
Муниципальное казенное
образовательное учреждение
«Лицей № 1»
Конспект урока по технологии
5 класс
Тема занятия: Пиление столярной ножовкой
подготовил
Емельянов Олег Борисович,
учитель технологии
г. Шадринск, 2013
План конспект.
Тема занятия: Пиление столярной ножовкой
Цель занятия:
1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологическом процессе пиления изделий из древесины.
2. Воспитывающая: Воспитывать целеустремленность и трудолюбие.
3. Развивающая: Развивать умение применять полученные знания на практике.
Оснащение занятия:
1. Материально-техническое оснащение:
Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло 10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).
Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.).
Материалы: Брусок (береза) 15х40х100мм (16 шт.).
2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Обработка древесины резанием», технологическая карта изготовления крепежной планки, критерии оценки практической работы.
3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.
Место проведения: учебная мастерская
Тип занятия: комбинированный
Структура занятия:
1. Организационный момент – 1 – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 3 мин.
3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.
3.1. Пиление заготовок из древесины.
3.2. Устройство столярной ножовки.
3.3. Приемы пиления столярной ножовкой.
3.4. Закрепление.
4. Практическая работа – 45 – 50 мин.
4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при пилении древесины.
4.2. Изготовление крепежной планки и текущий инструктаж.
5. Подведение итогов занятия – 5 мин.
6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.
ИТОГО: 80 мин.
Оформление доски
Тема занятия
Обработка древесины резанием
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.
2. Актуализация знаний.
Занятие рекомендуется начать с закрепления знаний обучающихся по теме предыдущего занятия. С этой целью можно провести беглый опрос пятиклассников:
1. Что необходимо знать о детали для ее изготовления? (Форму, размеры, материал заготовки)
2. Какие виды графических изображений вы знаете? (Эскиз, чертеж, технический рисунок)
3. Какое графическое изображение называют техническим рисунком? (Объемное, наглядное изображение детали, выполненное от руки с указанием размеров и материала)
4. Какое графическое изображение называют чертежом? (Условное изображение детали, выполненное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам)
5. Какое графическое изображение называют эскизом? (Условное изображение детали, выполненное от руки с соблюдением пропорций)
6. Чем они отличаются друг от друга? (Эскиз и чертеж – условное изображение, а технический рисунок – наглядное, объемное изображение)
Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
3. Изложение нового материала.
Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о столярных режущих инструментах.
Методические рекомендации: Затем учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися для пиления древесины, в процессе изготовления изделия освоить приемы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения строгания.
Изложение технико-технологических сведений о пилении древесины учитель начинает с того, что сообщает учащимся, что этот вид обработки один из самых распространенных. Он подкрепляет этот вывод конкретными примерами: от получения пиломатериалов до изготовления любого изделия из древесины.
Обучающихся знакомят с профессиями рабочих деревообрабатывающего производства, составной частью труда которых является пиление древесины, и прежде всего с профессиями плотника и столяра. Приводит примеры выпускаемой ими продукции, рассказывают о необходимости высокой технической подготовки и сложном инструменте и оборудовании, с которым они работают.
Пиление является одной из важных и ответственных операций по обработке древесины. Правильно выполнив ее, мы улучшаем качество детали, уменьшаем припуск на зачистку и строгание, сокращаем время на изготовление детали и экономим древесину.
Пиление — процесс резания древесины на части с образованием пропила.
Пропил — щель, образуемая ножовкой в процессе резания.
Методические рекомендации: Затем учитель останавливается на устройстве простейшего инструмента — столярной ножовки, принципе работы ею, форме и размерах зубьев, их заточке и разводке. Надо показать учащимся ножовку как с разведенными, так и неразведенными зубьями, объяснив необходимость их разводки. Это легко сделать, изобразив на доске схему пиления древесины ножовкой.
В школьной мастерской на занятиях кружка тебе придется использовать для пиления столярную ножовку. Основная часть столярной ножовки — полотно с насеченными по кромке резцами-зубьями. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Методические рекомендации: Опираясь на изложенный материал, учитель рассказывает о поперечном, продольном и смешанном пилении. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, почему при разных видах пиления используют пилы с неодинаковыми по форме зубьями. Учитель демонстрирует таблицу с изображением элементов зубьев пилы, объясняет устройство режущей части полотна, особо подчеркивая, что каждый зуб является самостоятельным резцом.
Пиление древесины производят различными пилами. По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление.
При поперечном пилении направление реза перпендикулярно волокнам, при продольном пилении – параллельно волокнам, при смешанном – направлено под углом к ним.
Для поперечного пиления заготовок применяют пилы, у которых зубья имеют прямой треугольный профиль, а для продольного пиления – пилы с наклонным профилем зуба. Учитель при объяснении опирается на презентацию.
Остановимся на основных приемах и правилах пиления древесины и листовых древесных материалов поперек и вдоль волокон.
При пилении заготовок особое внимание уделяют их надежному креплению. При зарезке пропила применяют брусок, который крепко придерживают левой рукой, чтобы торец бруска совмещался с разметочной чертой пропила. Учитель при объяснении опирается на презентацию
Для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами применяют стусло, приспособление, состоящее из основания и двух брусков, в которых сделаны пропилы для пиления под углом 30°, 45°, 90°. Для удобства работы стусло можно закрепить в зажимах верстака.
При пилении в стусле заготовку прижимают к боковому бруску большим пальцем левой руки и следят, чтобы линия разметки на заготовке была напротив пропила.
Методические рекомендации: В заключение можно предложить учащимся определить направления рабочего движения при работе пилами различного назначения и установить, почему при разных видах пиления древесины к инструменту требуется прилагать различные усилия. Анализируя форму зубьев пилы и направление движения инструмента, пятиклассники с помощью учителя приходят к выводу, что пилы для продольного и смешанного пиления режут древесину только в одном направлении — при движении от себя, т.е. вперед, а пилы для поперечного пиления — как при движении вперед, так и назад.
ИНФОРМАЦИЯ
Двуручная пила применяется для поперечного пиления древесины. Такие пилы используют при ручной валке леса, распиловке бревен, заготовке дров.
Наградка — специальный пильный инструмент, применяемый для несквозных пропилов в заготовке с регулировкой глубины пропила, например при изготовлении паза в заготовке.
Лучковая пила очень удобна для столярных работ, распиливания досок и брусков. Она имеет узкое столярное полотно с зубьями на одной из кромок, натянутое на деревянный или металлический станок — лучок. Такой пилой можно пилить и вдвоем. По сравнению с ножовкой лучковая пила имеет более тонкое полотно (0,5—0,8 мм), пропил у нее получается уже и выполнение его требует меньших усилий.
Закрепление:
1. Расскажи об инструментах и приспособлениях, применяемых при пилении древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, стусло)
2. Укажи основные части ножовки. (Ручка, полотно)
3. Для каких работ применяют ножовки с различными формами зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)
4. Родители поручили тебе купить ножовку для продольного пиления. По каким критериям ты будешь выбирать ее в магазине? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)
5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)
6. Перечисли основные правила безопасной работы при пилении изделий из древесины. (1. Не работай неисправной и тупой ножовкой.2. Не держи левую руку близко к пропилу.3. Не отвлекайся и не разговаривай во время работы.4. Ножовку клади на верстак зубьями от себя.5. Работай ножовкой плавно, равномерно, без рывков и перекосов.6. Не оставляй ножовку в пропиле при временной остановке пиления.)
4. Практическая работа учащихся.
4.1. Вводный инструктаж.
Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей.
Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.
Правила безопасной работы при пилении древесины:
1. Не работай неисправной и тупой ножовкой.
2. Не держи левую руку близко к пропилу.
3. Не отвлекайся и не разговаривай во время работы.
4. Ножовку клади на верстак зубьями от себя.
5. Работай ножовкой плавно, равномерно, без рывков и перекосов.
6. Не сдувай опилки, убирай их с рабочего места щеткой-сметкой.
4.2. Изготовление крепежной планки и текущий инструктаж.
Изготовление изделия в соответствии с технологической картой.
Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить клинья для верстака.
Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.
5. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации: Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы. Комментирует ошибки.
6. Уборка рабочих мест. Ученики наводят порядок на рабочем месте, складывают все инструменты на свои места.
Литература
Симоненко В.Д. Технология 5 [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.
Карабанов, И.А. Технология обработки древесины. [Текст] / И.А.Карабанов, учебник для учащихся 5-9кл. общеобр. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 216 с.
Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся V - XI классов. [Текст] / В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 1996. – 218 с.
Столяров, Ю.С. Техническое творчество школьников. [Текст] / Ю.С.Столяров. - М.: Педагогика, 1984. – 236 с.
Тхоржевский, Д.А. Занятия по трудовому обучению. 5 класс [Текст]: метод. пособие / Д.А. Тхоржевский. – М.: Просвещение, 1994. – 201 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ