ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АППЛИКАЦИЯ
Управление образования и молодежной политики Администрации
Лысковского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Лысково
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
школы 27 августа 2011 г.
Протокол №1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №2
г. Лысково
_____________ О.Ю.Анисимова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АППЛИКАЦИЯ
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественная
Составитель: Кутаева Т.Л.
г. Лысково
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Лоскутная техника - это традиционный вид декоративно-прикладного творчества, в последние годы ставший особенно модным и актуальным. Наиболее широко этот вид искусства представлен в США, где лоскутные изделия считаются необходимой принадлежностью традиционного американского дома. В России лоскутные стеганые одеяла незаслуженно причислили к приметам нищей крестьянской жизни и забыли о них, и только с 70-х годов усилиями любителей этот вид творчества начал возрождаться.
Данное направление художественной обработки материалов может быть использовано в системе дополнительного образования детей. В школах на уроках технологии отдельные задания помогут учителям на начальном этапе шитья на швейных машинах для закрепления умения строчить точно по прямой линии шва. Совместная работа, изготовленная из отельных блоков, позволяет вовлечь всех учащихся в процесс творчества. При выполнении коллективного изделия преподавателю принадлежит особая роль: он является организатором, руководителем и участником творческого процесса одновременно. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы: от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение действий и результатов, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.
Лоскутное шитье открывает простор и для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении кабинета, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.
В целом работа с детьми в области обработки текстильного лоскута свозится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало. Данная программа призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Она является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея данной программы.
Программа кружка рассчитана на учащихся среднего возраста с 11 до 14 лет. Этап занятия рассчитан на одно занятие по два часа в неделю с общим объёмом 68 часов в год.
Традиционно лоскутные изделия выполняли вручную, но для ускорения работы во всех случаях, когда это, возможно, необходимо использовать швейную машинку. Швейная машина должна иметь отлаженную строчку и плавный ход.
Для работы также понадобятся маленькие и большие ножницы, иголки, булавки (большое количество), линейки, угольники, карандаш или фломастер по ткани, мелки портновские, по возможности комплект инструментов лоскутницы для раскроя.
Основной материал - хлопчатобумажные ткани всех видов, желательно слабосадящиеся при влажной обработке и прочно окрашенные. Можно применять и другие материалы, но они имеют существенные недостатки: лен малоэластичен и дорог, шерстяные и шелковые ткани трудны в обработке, кроме того, шерсть сильно деформируется в готовом изделии, и т.д. В лоскутной технике традиционно используются остатки и обрезки тканей, лоскуты от старых или ненужных предметов одежды. Для сшивания изделия используются хлопчатобумажные или армированные нитки №40 - 60. При сборке цвет ниток не имеет значения, но желательно шить светлыми нитками по светлым, а темными - по темным лоскутам. С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
«Мал лоскуток, а нужен!». Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные картины, лоскутные покрывала… Современное направление с лоскутом продолжает постоянно развиваться – создание декоративных панно в технике «аппликация».
Цель обучения.
развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи.
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей,
развивать творческое воображение, художественный вкус;
познакомить учащихся с многообразием способ создания произведений декоративно- прикладного искусства;
сформировать и развить имеющиеся навыки и умения работы с различными инструментами, умения организовывать своё рабочее место;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
обучить умению оформлять выполненные работы;
развить творческое мышление;
воспитать аккуратность, усидчивость.
Основным видом деятельности являются практические занятия:
Вводный инструктаж-5%
Сообщение сведений-20%
Практическая работа-70%
Подведение итогов, уборка-5%
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество часов
теория
практика
I
Технология подготовки материала
2
2
Введение. Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при выполнении работ
1
1
Технология подготовки материала.
1
1
II
Основы композиции.
4
4
Правила построения композиции.
1
1
Понятие статики и динамики. Контрасты.
1
1
Орнамент. Значение орнамента.
2
2
III
Цветоведение
2
2
IV
Орнамент в декоративном панно.
1
10
V
Растительные мотивы в композиции.
5
14
VI
Анималистический стиль в композиции.
2
12
VII
Композиция архитектурных сооружений.
2
10
VIII
Экскурсия
2
Всего
20
54
Содержание изучаемого курса
Технология подготовки материала. В этой теме учащиеся знакомятся с инструментами, необходимыми для выполнения аппликации. Учитель рассказывает о видах аппликации, а затем дети изготавливают образцы видов аппликации. Выполняется коллаж.
Основы композиции. В этой теме учащиеся знакомятся с понятием - композиция, узнают законы композиции: ритм, симметрия, ассиметрия. Выполняют композиции с геометрическим и растительным орнаментом.
Цветоведение. Учащиеся знакомятся со средствами выразительности: хроматичность, ахроматичность, холодные и теплые цвета, с цветовым кругом. Учатся подбирать фон для композиции.
Композиция. Выполнение эскизов панно, их деталировка, раскрой элементов, сборка.
Анималистический стиль. В этом разделе учащиеся знакомятся с материалами, применяемыми для изображения птиц и животных. Узнают способы придания полуобъемных форм.
Композиция архитектурных сооружений. В данном разделе учащиеся знакомятся с памятниками деревянного зодчества России, узнают какие материалы применяются для изображения архитектурных сооружений, выполняют панно.
Экскурсии. Учащиеся посетят краеведческий музей города, осуществят экскурсию на природу.
Ожидаемые результаты.
После окончания курса учащиеся должны
знать:
виды художественной отделки ткани
виды изделий их ткани,
этапы изготовления художественных изделий из ткани,
виды декоративно- прикладного творчества.
уметь:
выполнять эскизы,
самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества,
выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;
выполнять все стадии изготовления изделия,
изготавливать предметы для украшения интерьера.
Работа строится в виде занятий, включающих практическую и теоретическую части. Работа, то есть изделие может выполняться индивидуально или коллективно. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные изделия с наименьшими затратами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание «творческих» подгрупп с учётом возраста и работы. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление изделия.
Результатом обучения детей по программе является определённый объём знаний, умений и навыков.
Форма подведения итогов.
Принимать участие в конкурсах и выставках детского художественного творчества, в школьном фестивале детских объединений.
Методическое обеспечение
Тема занятий
Форма
Приёмы и методы
Дидактические
материалы
Декоративно- прикладное искусство России
Дискуссия, собеседование, групповая работа
Словесные, наглядные
Слайды, альбомы, фотографии, репродукции картин русских художников
Основы материаловедения
Типовое занятие, практические упражнения
Словесные,
наглядные
Технологические картины, шаблоны деталей,
Аппликация
Индивидуально-групповая консультация, дискуссия
Наглядные, словесные, творческие
Фотографии, альбомы, шаблоны деталей, технологические карты
Композиция
Индивидуально-групповая консультация, дискуссия
Творческие, наглядные, словесные
Альбомы, технологические карты, фотографии
шаблоны деталей
Основные навыки
Практические упражнения, групповые занятия
Творческие, наглядные, словесные
Технологические карты, фотографии, шаблоны
Экскурсии
Функция, анализ
Наглядные
Природный материал.
Техника кроя
Практические упражнения, консультации
Словесные наглядные, творческие
Шаблоны деталей, технологические карты.
Изготовление декоративного панно
Групповая работа, практические упражнения
Наглядные, творческие
Фотографии, репродукции картин, альбомы.
Изготовление декоративного панно методом аппликации
Консультации, самостоятельное изготовление
Творческие, наглядные, словесные.
Шаблоны деталей, фотографии, слайды.
Ресурсное обеспечение программы
Кадры
Учитель технологии Кутаева Т.Л.
Материально-технические
ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, фланелеграф, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, мат (подложка), роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента
Наглядные средства обучения
фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки
Помещение
Кабинет домоводства
Календарно-тематический план:
№п\п
№п\п
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
ДАТА
Технология подготовки материала
Правила т\б. при работе с режущими предметами и нагревательными приборами.
Оборудование, инструменты, приспособления.
Технология подготовки материала.
Условия хранения тканей. Составление коллекции тканей.
Основы композиции.
Основы композиции. Правила композиции, ритм, симметрии, асссиметрии.
Выполнение эскиза геометрического орнамента.
Понятие статики и динамики . Контрасты.
Выполнение эскиза центрического орнамента.
Стилизация растительных форм орнамента.
Выполнение ленточного орнамента.
Смысловые значения орнамента.
Выполнение зарисовок пейзажей.
Экскурсия. Объяснение правил поведения.
Экскурсия в художественную школу.
Элементы цветоведения.
Ахроматичность-средства выразительности. Хром. цвета.
Выполнение деталировки для пробных рисунков.
Декоративное панно с орнаментальной композицией.
Цветовой круг. Холодные и тёплые цвета.
Подбор фона для выполнения композиции.
Выполнение панно с геометрическим рисунком.
Деталировка предложенных рисунков.
Подбор фона для выполнения композиций.
Подбор цветовой гаммы для выполнения аппликаций.
Детали кроя выбранной аппликации.
Соединения деталей кроя.
Машинная обработка деталей рисунка.
Соединение деталей рисунка с фоном.
Оформление готового изделия. ВТО.
Оформление готовых панно.
Окантовка панно в рамку. Выбор композиций с растительным мотивом.
Декоративное панно с растительным мотивом.
Подбор рисунков для композиции.
Правила построения пейзажей.
Материалы, применяемые для изображения элементов пейзажей в разные времена года.
Разметка основных элементов на картоне.
Выбор фона для композиции.
Подбор цветовой гаммы для композиции.
Раскрой элементов композиции.
Подгон деталей аппликации.
Выполнение композиции.
Выполнение композиции.
Придание деталям полуобъемной формы.
Машинная обработка деталей.
Соединение деталей с фоном.
Соединение деталей с фоном.
Оформление готовых панно.
Натягивание панно на основу.
Окантовка панно в рамку.
Окончательная обработка панно.
Композиция в анималистическом жанре.
Декоративные панно в анималистическом стиле.
Материалы, применяемые для изображения птиц и животных.
Выполнение эскиза в анималистическом стиле.
Разметка элементов панно на картоне.
Выбор фона для композиции.
Подбор цветовой гаммы для аппликации.
Раскрой элементов композиции.
Выполнение композиции.
Машинная обработка деталей композиции.
Соединение деталей с фоном.
Машинная обработка.
Оформление готовых панно.
Окантовка панно в рамку.
Окончательное оформление панно.
Композиция архитектурных сооружений.
Знакомство с памятниками деревянного зодчества России.
Материалы, применяемые для изображения архитектурных сооружений.
Выполнение эскиза композиции.
Деталировка композиции.
Подбор материалов для панно.
Раскрой элементов.
Выполнение композиций.
Машинная обработка деталей композиции.
Соединение деталей с фоном.
Оформление готовых композиций.
Литература:
«Лоскутки», под редакцией М. Максимовой.
Научно-методический журнал « Школа и производство» (№2 за 2002 г. и №1-6 за 2004г.)
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 3-4, 2007 г.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 5-7, 2007 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ