Образовательный модуль "Бисероплетение" для 5-8 классов
Зверкова Галина Дмитриевна
зам.директора по УВР, учитель технологии
ГБОУ СОШ, Школа «Здоровья» №883, г. Москва
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
для учащихся 5-8 классов
в рамках реализации модели урочной и внеурочной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный образовательный модуль направлен на обучение детей и развитие их способностей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от17.12.2010г. №1897) в области декоративно-прикладного искусства и образовательной области «Технология».
Образовательный модуль «Бисероплетение» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для учащихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества. Также данный модуль можно реализовать в рамках внеурочной деятельности учащихся. По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.
Задачи:
ознакомить учащихся с правилами цветопостроения в объёмных изделиях, цветовой гаммой и сочетанием цвета и формы на конкретных изделиях;
развивать умение создавать форму изделия сочетая пропорции, цветовое решение, фактуру материала;
развивать умение композиционного построения изделий из бисера;
развивать творческие возможности учащихся, элементы технического мышления, позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду;
воспитывать чувство красоты;
воспитывать самостоятельность, творческую активность, аккуратность, терпение.
Данные задачи решаются в комплексе упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению бисерных изделий.
В процессе изучения образовательного модуля «Бисероплетение» предполагается знакомство с разнообразными материалами и техниками плетения, формирование практических умений и навыков выполнение изделий по схеме и представлению, декоративной работы как средство постижения прекрасного.
Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.
Образовательный модуль «Бисероплетение» неразрывно связан и непосредственно опирается на знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и даёт ребёнку в руки ещё один инструмент для выражения своего творческого начала.
Начинается образовательный модуль в 5 классе. Заканчивается в 8 классе.
Давая каждый год по 14 часов.
Материал расположен по мере нарастания сложности. Образцы, выполненные учителем, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы.
Первый год обучения – плетение на проволоке.
Второй год обучения – плетение двумя иглами (кресты).
Третий год обучения – сетчатое плетение.
Четвёртый год обучения - мозаичное плетение.
На каждом этапе обучения учащиеся изготавливают изделие в соответствии с тематикой поурочного планирования (Приложение 1).
Завершающим этапом обучения является самостоятельная творческая работа учащихся (проект), выполняемая в 8 классе по всему курсу обучения и включающая в себя составление первоначальных эскизов, разработку схем плетения, выполнение изделия и исследовательскую часть освещающую историю и перспективу развития бисероплетения.
класс
Темы программы
Количество учебных часов
по разделу
по теме
5 класс
Вводное занятие.
История бисероплетения.
Плетение на проволоке.
14
1
1
12
6 класс
Задачи курса.
Историческая справка.
Ниточное плетение двумя иглами.
14
1
1
12
7 класс
Задачи курса.
Орнаментальное сетчатое плетение.
14
1
13
8 класс
Задачи курса. Классификация бисероплетения.
Бисерная мозаика.
14
1
13
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» для учащихся 5-8 классов.
В результате изучения учащиеся первого года обучения (5 класс)
познакомятся:
с историей бисера;
возможностями бисероплетения, основными приёмами, материалами, инструментами, приспособлениями, применяемыми в бисероплетении;
с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к бисеру;
правилами безопасной работы с ручными инструментами;
способами плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное плетение;
композицией, ритмом, холодными, тёплыми, хроматическими, ахроматическими цветами;
правилами составления схем плетения
овладевают умениями:
подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
выполнять основные способы плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное;
составлять, записывать, читать схемы;
соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
Второго года обучения (6 класс)
познакомятся:
с видами цепочек, правилами выполнения цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», способами окончания работы (прикрепление замочка);
с видами крестов, техникой плетения крестов, ролью изделий из жемчуга в русском костюме;
с технологией плетения браслета «крест оплетённый»;
с технологией плетения изделия « крест приплетённый», с принципом подбора материала к изделию;
с правилами расположения цвета на схеме.
овладевают умениями:
выполнять виды цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», прикреплять замочек к изделию;
различать понятия: жемчуг, бисер, бусины, стразы;
выполнять «крест оплетённый»;
выполнять « крест приплетённый», подбирать материал к изделию.
Третьего года обучения (7 класс)
познакомятся:
с украшениями русских головных уборов, выполненных сетчатым плетением;
с видами сеток, способами сетчатого плетения;
со способами нанесения орнамента на сетку;
с традиционными русскими праздниками (Пасха);
со способами и вариантами оплетения пасхальных яиц, материалами, инструментами, приспособлениями необходимыми для выполнения пасхального яйца, правилами подбора цветовой гаммы.
овладевают умениями:
определять виды сеток, выполнять элементы вертикального сетчатого плетения;
переносить орнамент на схему плетения, выполнять образец плетения в соответствии с составленной схемой;
подбирать материал с учётом цветовой гаммы и цветовых оттенков;
выполнять серединку яйца в технике вертикального сетчатого плетения, оформлять середину фольгой, выполнять оплетение макушки яйца по заданной схеме;
выполнять украшение яиц;
производить контроль над выполняемой работой.
Четвёртого года обучения (8 класс)
познакомятся:
с видами мозаики, правилами выполнения мозаичного плетения, особенностями выполнения косой и прямой мозаики;
с правилами оплетения камней (пуговиц), со способами оплетения;
с правилами построения композиции;
с особенностями подбора материала (бисера, стекляруса, , рубленного бисера, бусин и т.д.), с учётом цвета, фактуры, размера.
овладевают умениями:
выполнять мозаичное плетение, элементы косой мозаики (листочки);
выполнять способы оплетения камней (пуговиц);
разрабатывать эскиз изделия;
продумать в целом конструкцию изделия и художественное решение;
определять количество и пропорции отдельных элементов изделия и способы их соединения.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основные компоненты:
№ занятия
содержание раздела, тем
количество часов
УУД (характеристика основных видов учебной деятельности учащихся)
Первый год обучения (5 класс) – Приложение 2
№
занятия
Содержание раздела, тем
Количество часов
УУД
1
Вводное занятие
1
Изучить работы мастеров декоративно-прикладного искусства.
Овладевать безопасными приёмами труда.
Организовывать рабочее место.
1
История бисероплетения.
Виды бисера.
Материалы, инструменты, приспособления.
Основные этапы подготовки к работе.
1
2
Плетение на проволоке.
Виды плетения.
Техника петельного плетения
2
Ознакомиться с различными видами плетения.
Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями.
Выполнять петельное плетение.
3
Техника игольчатого плетения
2
Выполнять игольчатое плетение.
4
Техника кругового плетения.
2
Читать схему изделия.
Выполнять элементы плетения в соответствии с предложенной схемой.
Изготовление декоративной бабочки
5
Техника параллельного плетения.
Композиция. Композиционное решение.
2
Подбирать материал для выполнения работы с учётом размера и композиционного решения.
6
Выполнение декоративной бабочки.
2
Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.
7
Выполнение декоративной бабочки.
Соединение элементов.
2
Выполнить элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.
ИТОГО:
12
Второй год обучения (6 класс)- Приложение 3
№
занятия
Содержание раздела, тем
Количество часов
УУД
1
Задачи курса
1
Ознакомиться с вариантами бисерных украшений в русском костюме.
Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при работе с нитками.
1
Бисерные украшения в русском костюме.
Цепочки и ленты на нитке.
Схема плетения цепочки «зигзаг».
1
2
Ниточное плетение.
Схема плетения цепочек «цветочек», «восьмёрка».
Выполнение образцов цепочек.
2
Осуществлять максимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности.
Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями.
3
Кресты. Виды крестов. Жемчуг и русский костюм
Техника плетения крестов.
Выполнение браслета «крест оплетённый».
2
Выполнять «крест оплетённый» в соответствии со схемой.
4
Выполнение образца изделия «крест приплетённый».
2
Выполнять образец «крест приплетённый».
Изготовление объёмного креста.
5
Схема плетения. Подбор материала и цветовой гаммы.
Выполнение элементов объёмного креста.
2
Овладевать умениями по выполнению технологических операций.
6
Выполнение объёмного креста.
2
Выполнять «крест объёмный» в соответствии со схемой.
7
Выполнение объёмного креста.
Сшивание деталей.
2
Сшивать детали изделия.
Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.
ИТОГО:
14
Третий год обучения (7 класс)- Приложение 4
№
занятия
Содержание раздела, тем
Количество часов
УУД
1
Задачи курса.
1
Выполнять элементы изделия в соответствии с предложенной схемой.
1
Сетки. Виды сеток.
Сетчатое плетение (вертикальное, горизонтальное)
1
2
Сетка вертикального плетения «3х3».
Выполнение элементов сетки вертикального плетения «3х3».
Выполнение образца плетения в соответствии с составленной схемой.
2
Выполнять элементы вертикальной сетки в соответствии со схемой.
Изготовление «Пасхального яйца»
3
Праздник Пасха. Пасхальные яйца.
Способы и варианты выполнения пасхального яйца.
Материалы, инструменты, приспособления.
2
Выбирать материалы, средства, способы для выполнения технологического процесса.
4
Подбор цветовой гаммы бисера.
Выполнение серединки яйца в технике вертикального сетчатого плетения.
2
Подбирать цветовую гамму.
Овладевать умениями по выполнению технологических операций.
5
Способы оформления средней части пасхального яйца.
Способы оплетения макушки яйца.
2
Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом.
6
Оплетение нижней части яйца.
2
Отрабатывать точность движений, координацию, глазомер при выполнении изделия.
7
Варианты украшения яиц.
Украшение «Пасхального яйца».
Окончательная отделка изделия.
2
Осуществлять украшение готового изделия.
Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.
ИТОГО:
14
Четвёртый год обучения (8 класс)- Приложение 5
№
занятия
Содержание раздела, тем
Количество часов
УУД
1
Задачи курса.
1
Ознакомиться с классификацией бисера.
1
Классификация бисероплетения.
1
2
Мозаика. Виды мозаики.
Техника мозаичного плетения.
Выполнение элементов косой мозаики (изготовление листочков).
2
Осуществлять перенос схемы на выполняемый элемент изделия.
3
Оплетение камней.
Способы оплетения камней (пуговиц).
Оплетение камней цепочкой «лесенка».
2
Овладевать умениями по выполнению технологических операций.
4
Оплетение камней.
Оплетение цепочкой «цветочек 8 лепестков».
2
Выполнять изделие в соответствии со схемой.
Изготовление декоративного панно
5
Составление эскиза работы.
Композиционное решение.
Подбор материала и цветовой гаммы.
Изготовление элементов композиции декоративного панно.
2
Составлять эскиз работы с учётом цветового решения, фактуры материала.
Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению работы.
6
Изготовление элементов композиции декоративного панно.
2
Выполнять элементы декоративного панно в соответствии схемы.
7
Соединение элементов композиции.
Окончательное оформление композиции.
2
Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия.
ИТОГО:
14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Основные факторы, которые учитель может рекомендовать учащимся при выборе изготовления изделия из бисера:
назначение изделия
какой материал используется для изготовления изделия (бисер, стеклярус, рубка, бусины).
в процессе обучения учащиеся более полно знакомятся с понятиями: композиции, орнамента, ритма. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве мастер композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.
Композиционное решение большинства бисерных изделий (форма расположения узора-орнамента), отрабатывается на рисунке (эскизе) в учётом выбранной технике плетения. Готовые орнаменты и их элементы можно комбинировать.
Особое внимание при изготовлении изделий из бисера необходимо уделить его цветовой гамме, сочетанию цветов. Основные понятия цвета, цветовых оттенков уже знакомы учащимся из уроков изобразительного искусства, а на уроках технологии учащиеся продолжают совершенствовать умения в подборе цветов, сочетании оттенков при изготовлении изделий из бисера.
Рекомендуемый порядок разработки изделия для учащихся.
определить форму изделия и его размеры;
продумать в целом его конструкцию и художественное решение;
определить количество и пропорции отдельных элементов ( если такие имеются) и способы их соединения;
разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений;
выбрать технику плетения;
составить (подобрать) схемы изделия и его элементов;
подобрать (выбрать) или разработать орнамент;
проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;
нанести орнамент на схему изделия и его элементов (в условных цветах);
подобрать цветовую гамму используемого материала (бисера, стекляруса, рубки, бусин).
Предложенный порядок является общим для всех выполняемых изделий: на проволоке, на двух нитях, на станке и т.д., но начиная курс обучения порядок работы над изделием (в 5 классе), учитель предлагает сам.
В 6 классе даётся возможность выбора готовых вариантов.
В 7 классе - идёт совместно-индивидуальная разработка учителя и ученика.
В 8 классе – порядок работы учащиеся определяют самостоятельно и предлагают учителю только для контроля.
При изготовлении изделий на проволоке не рекомендуется брать проволоку размером менее 0,2 мм, так как она слишком тонкая, и изделие, выполненное на ней не держит форму. Как правило, с такой проволокой детям работать очень сложно. Необходимо приучать детей сразу пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для бисероплетения: бисерные иглы, станки для плетения, щипчики для проволоки и т.д.
В 7 классе наиболее сложным в обучении является убеждение учащихся в необходимости и важности проработке на бумаге орнамента и осмысливании ходов плетения.
В 8 классе выбор завершающей работы всегда сложен, всегда ответственен и важно учащимся дать «толчок» для принятия правильного, неординарного композиционного решения. Например,
показать 2-3 декоративных панно выполненных в разной технике и имеющих различные композиционные решения.
Все перечисленные методические рекомендации позволяют совершенствовать учебно - воспитательный процесс с целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.
Приложение 1
Первый год обучения – плетение на проволоке
Изготовление декоративной бабочки
Второй год обучения – плетение двумя иглами
Изготовление объёмного креста
Третий год обучения – сетчатое плетение
Изготовление «Пасхального яйца»
Четвёртый год обучения - мозаичное плетение
Изготовление декоративного панно
Приложение 2
Первый год обучения.
Приложение 3
Второй год обучения
Приложение 4
Третий год обучения
Приложение 5
Четвёртый год обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.
Л.Г. Куликова, Л.Ю. Короткова Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки, Москва, издательский Дом МСП 2000г.
М. Зотова, Бисер подарки, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.
М.Зотова, Бисер украшения – кабошоны, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999г.
Программа по учебным предметам Технология 5-9 классы (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2011 год.
Варианты изделий:
Информационные данные:
www. magic-beads.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ