Основы подготовки обучающихся вождению на учебной площадке

Основы подготовки обучающихся вождению на учебной площадке.

(из опыта работы мастера производственного обучения

МБОУ - лицей № 10 Однорал В.Н.)

В рамках Национального проекта «Образование», одной из основных задач становится овладение учащимися профессиональными навыками в рамках обучения в школе. В связи с этим МБОУ-лицей № 10 стал базовой школой по подготовке водителей транспортных средств категории В. Здесь создана хорошая материально-техническая база, в распоряжении обучающихся 6 учебных автомобилей. Созданы кабинеты автодела, имеется учебная площадка для обучения фигурному вождению.

В должности мастера производственного обучения я работаю более 10 лет. За этот период мною был накоплен определённый опыт обучения учащихся вождению как на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения, так и при первоначальной подготовке на закрытых площадках.

Самая распространенная проблема новичков, которые только что сели за руль – это отсутствие чувства габаритов автомобиля. Они говорят в ходе прохождения курса вождения, что «не чувствуют правый бок автомобиля», не представляют, сидя на водительском кресле, «где начинается капот и заканчивается багажник» и понятия не имеют, «где левое заднее колесо». Они не могут уверенно ездить задним ходом по боковым зеркалам без каких-то зачастую странных и даже отчасти экстремальных вывертов. Вождение по городу становится для них огромным стрессом.

Другая частая проблема – отсутствие ощущения скорости и непонимание того, что происходит с автомобилем с точки зрения физики, к примеру, при вхождении в поворот. И эта проблема очень часто становится причиной возникновения экстремальных ситуаций на дорогах Белгорода.

От неумения понимать, чувствовать автомобиль, причем не только его размеры, но и физические свойства, проистекают не только проблемы с парковкой и мелкие аварии в пробках, но и более тяжкие ДТП.

Я всегда начинаю обучение с отработки правильной посадки водителя и техники руления автомобилем. Если нет доведенной до автоматизма привычки правильно, «по-спортивному» крутить руль, используя ладони, пытаться продолжать дальнейшее обучение просто бесполезно. Потому что чувство автомобиля начинается с чувства руля.

При обучении вождению на учебной площадке каждый обучающийся выполняет индивидуальные задания, которые составляются с учетом последовательного перехода от знаний к умению, от простых к сложным навыкам, от отдельных приемов и задач к упражнениям.

В основе обучения автоделу лежит практическая направленность: формирование, развитие и совершенствование умений и навыков.

Навык — это автоматическое выполнение тех или иных действий. Умение — сознательное выполнение их.

При сознательном выполнении действия необходима большая затрата времени, чем при выполнении этого же действия автоматически. Если учащийся правильно переключает передачи, как на неподвижном автомобиле, так и при движении, то он обладает навыком переключения передач. Если же он не может своевременно и правильно сделать это в ограниченное время при движении, значит у него не выработан навык, хотя и есть умение.

Вырабатывать навыки нужно для того, чтобы водитель, управляя автомобилем, как можно меньше затрачивал энергии и воли на осмысление приемов управления. Это не будет отвлекать водителя от управления автомобилем и наблюдения за дорогой. Выработать умения и навыки можно только основываясь на знаниях.

Знания, умения и навыки тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Прежде чем создавать навык, надо объяснить, как и для чего производят тот или иной прием или действие. Чтобы привить учащимся прочные навыки и умения, необходимо дать им правильные первоначальные сведения и показать приемы выполнения тех или иных действий и выработать четкую систему повторения и закрепления. Повторение и закрепление должно углублять и уточнять полученные ранее знания. Поэтому повторение, по моему мнению, должно быть организовано так, чтобы повысить активность и сознательность усвоения полученного материала.

Содержание и объем учебных упражнений должны соответствовать знаниям и профессиональной подготовке обучаемых. Непосильное задание делает занятия формальными, снижает интерес к упражнению. Однако это не значит, что следует давать только простые и легкие упражнения. Трудности должны способствовать развитию сноровки и приобретению умений и навыков, а не порождать неуверенность. Обучение надо вести от легкого упражнения к трудному, обогащая при этом знания и закрепляя навыки. В процессе обучения то, что было трудно, становится легким и служит базой для овладения новыми навыками. Навыкам обучают от простого к сложному, т.е. первоначальные приемы управления расчленяют на более простые, выполняют по частям, а затем, по мере приобретения умений, прием или действие производят полностью.

Например, навык переключения передач приобретается не сразу. Учащихся сначала обучают правильно выключать и включать сцепление и переводить рычаг коробки передач в рабочее положение на стоящем автомобиле, а уже после этого учат переключать передачи во взаимодействии с другими органами управления при движении автомобиля.

Каждое учебное упражнение выполняют в определенной последовательности. При этом вместе с приобретением новых умений и навыков закрепляются ранее выработанные.

Перед началом занятия, в процессе и после окончания его мастер производственного обучения проводит соответственно вводный, текущий и заключительный инструктаж.

При ведении вводного инструктажа инструктор объясняет цель и содержание предстоящего занятия, методы и правила выполнения отдельных приемов и в замедленном темпе выполняет упражнение, давая при этом краткие пояснения. Затем проверяет, правильно ли обучаемый понял объяснение. Значение показа очень велико, так как именно при зрительном восприятии легче всего усвоить наиболее рациональные приемы выполнения упражнения. Объяснения должны быть краткими, но содержательными.

После вводного инструктажа учащийся пробует выполнить действие так, как показывал инструктор, но при этом часто делает ошибки. Здесь уместно проводить текущий инструктаж. Инструктор должен остановить учащегося, указать ему на ошибку и причины ее и предложить повторить требуемое действие. Важно в самом начале исправить ошибку учащегося, потому что в результате многократных повторений она может укорениться и превратиться в навык, который впоследствии очень трудно исправить. Текущий инструктаж проводят и во время движения. Он должен состоять из кратких направляющих указаний или замечаний.

После выполнения упражнения инструктор указывает обучаемому на допущенные им ошибки, причину, вызвавшую их, и способы исправления - это есть заключительный инструктаж. На данный инструктаж я обычно отвожу около 5 мин. Обучая навыкам, основанным на подражании, не следует забывать о развитии творческих способностей обучающихся: ведь подражание только тогда хорошо, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Поэтому необходимо вводить при обучении элементы неожиданности, побуждать обучающихся к самостоятельной работе, заставлять их систематизировать, ранжировать полученные знания, преобразуя их в умения и навыки.

Объяснения, замечания и указания следует делать твердым, но спокойным, немонотонным голосом, нельзя допускать резкость и проявлять возбужденность. Спокойное поведение инструктора даже в сложной и опасной дорожной обстановке ободряюще действует на обучающихся.

С самого начала занятий по вождению я требую от обучающихся неуклонного выполнения всех правил движения, тем самым побуждаю обучающихся развивать такие качества, как наблюдательность, глазомер и зрительная память.

Наблюдательность — это способность вовремя замечать особенности дороги или улицы, создавшейся на них обстановки и в соответствии с результатами наблюдения быстро оценивать замеченное и принимать правильное решение

Глазомер — это способность правильно рассчитать и оценить расстояние, скорость и направление движения. Особенно хороший глазомер нужен при разъезде с транспортом, обгоне и развороте для следования в обратном направлении на узких или горных дорогах, при въезде задним ходом в ворота, установке автомобиля на требуемое место в стесненных условиях.

Зрительной памятью называется способность быстро запоминать ориентиры дороги или улицы, расположение дорожных сигнальных знаков, указателей или каких-либо помех и ограничений, особо важных при движении ночью по ранее пройденному маршруту.

Начиная с первых занятий, необходимо изучить индивидуальные качества обучающихся и их прошлую подготовку и, основываясь на этом, применять различные учебные приемы: давать дополнительные задания, группировать на занятиях менее подготовленных с более подготовленными учащимися. Нельзя при этом перегружать обучающихся заданиями, для выполнения которых у них нет необходимой подготовки.

Одной из задач инструктора является предупреждение ошибок, допущенных обучающимися. Исправлять ошибки надо в определенном порядке. 

Не следует указывать сразу на несколько ошибок: это рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Сначала надо исправить наиболее серьезную ошибку или отработать прием, являющийся основой последующих действий. Не исправив ошибки, допущенной при отработке одного упражнения, нельзя приступать к выполнению следующего. Между мастером производственного обучения и обучающимся происходит обмен мнениями о новой информации, у ученика возникает мотивация к дальнейшему расширению информационного поля, к приобретению новых знаний, оценочная выработка собственной позиции.

Только объективная оценка укрепляет навыки по вождению автомобиля. Подведение итогов вождения, я рекомендую заносить в «Книжку учета подготовки по вождению автомобиля», выдаваемую каждому учащемуся, и в «Журнал учета подготовки по вождению автомобиля», который является частью учебной документации мастера производственного обучения.

Таким образом, обучающиеся в течение отведенного программой времени занятий, как правило, успешно осваивают первоначальные приёмы вождения на учебной площадке и подготовлены для движения по учебным маршрутам города.
















 




 













 

 

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ