Открытый урок по технологии в 5 классе «Макраме»



sveridova.swetlana

Открытый урок по технологии в 5 классе «Макраме»

Цель:

-познакомить с искусством рукоделия «Макраме», историей его появления и развития;

-сформировать навык плетения узла фриволите, показать возможности использования данного узла для оформления простых поделок.

Задачи:

-.научить и закрепить последовательность плетения узла фриволите, фриволите с пико;

Научить использовать изделия, выполненные узлом фриволите, фриволите с пико для оформления поделок;

- расширить знания детей о различных видах рукоделия и их практическом применении;

- развивать творческие и комбинаторные способности, память, внимание детей, умения работать в группе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, стремление к самореализации, желание изготавливать вещи своими руками.

Оборудование: работы в технике «макраме», подушки, булавки, ножницы, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Вводный инструктаж. Беседа.

  3. Текущий инструктаж. Практическая работа

  4. Подведение итогов

. Тип урока:

-изучение и закрепление новых знаний.

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно –иллюстративный, наглядно- образный, метод проблемного изложения, метод погружения в материал.

Новые термины: макраме, фриволите, пико,







слайда

Деятельность учитель

Деятельность учащихся

1.организационный

1

Учитель – Здравствуйте, садитесь.

Давайте познакомимся друзья!

Учитель новый для вас я,

Но мы улыбнемся друг другу сейчас,

Улыбка подружит сегодня всех нас!

-Улыбнулись! Вижу что у вас сегодня отличное настроение! Меня зовут Светлана Валентиновна. И мы начинаем наш урок!

(наличие нитей, подушки, булавок, ножниц)

2. этап подготовки к усвоению нового материала, формулировка цели

2





3



4



5

- Что такое чудеса? -

-А кто делает чудеса? –

А можно ли назвать тех людей, кто делает такие прекрасные изделия волшебниками? -

И мы с вами сегодня тоже будем волшебниками, будем творить чудеса.

На слайде изображены изделия, в разных техниках рукоделия- кто знает что это за рукоделия?

-А вот эти изделия, в какой технике выполнены

-Кто-то знаком с этой техникой-

- Понравились вам эти изделия ?

Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?- правильно о макраме


Это что-то прекрасное,

Волшебники





Вязание крючком, вышивка бисером, аппликация

Дети не знают







макраме.

6

- Скажите, а что бы вы хотели узнать об этом рукоделии?-

( записывать на доске, как план)






- молодцы! И это будет план нашего урока!

Историю, откуда пришло, какие инструменты нужны, как плети

7-10

Итак, послушайте удивительную историю возникновения этого удивительного рукоделия. История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.

На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.
Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).
На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"- так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.
Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.
На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым .

Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.

В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как "турецкий" . Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. "Турецкий узел", возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.

Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.




















Долго вышивать, бисером долго, золотыми нитями дорого и т.д.











Вышивка шелковыми лентами





Историю, материалы, швы


11-12





13







14

- А как вы думаете, почему именно моряки считаются родоначальниками макраме? –

Они в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах, куда заходили на своих кораблях.

- В разные времена это рукоделие называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия стали называть макраме. В переводе с турецкого «Макрама» - шарф или салфетка с бахромой.

Временами искусство плетения надолго забывалось, а затем возрождалось вновь. В наши дни старинное макраме, опять вошло в моду: плетут кулоны, пояса, воротники, сумочки, самодельные плетёные вещи.



Этап усвоения новых знаний

15-22

В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей.

( показ изделий).

- Скажите вам понравились эти изделия?

-Хотите научиться делать такие же?-

-Это не так уж и трудно, но нужно сначала научиться плести … узлы. В макраме узлов много, но мы с вами сегодня попытаемся научиться выполнять один простой узел, этот узел называется фриволите.








Да!

23-26



































27-29

Знакомство с узелковым плетением мы начнем со знакомства о нитях и инструментах.

Текущий инструктаж

- Материал для плетения может быть самым разнообразным: пеньковые, льняные нити; шнуры — шторный, бельевой, синтетический, сутаж,

капроновые, шелковые, хлопчатобумажные, мулине. Чем сильнее скручены нити, тем узлы получаются более четкими рельефными, изделия из них не деформируются.

- Скажите какие инструменты нужны для вышивки? –

-, а для вязания спицами? – .

-А вот для плетения макраме необходима подушка

Подушка- это рабочее основание для плетения, устойчивая, в меру жесткая. К ней булавками будут крепиться нити. Чем удобнее этот инструмент, тем быстрее может идти работа. Хорошо подойдет валик от кушетки, можно использовать мешок с песком, или кусок пенопласта обтянутый тканью. В любом случае основа должна быть устойчивой, достаточно твердой, но чтоб в нее легко входили булавки.

- Скажите , а какие мы с вами можем подвергнуть себя опасностям при работе? –

- Инструктаж по ТБ с булавками, ножницами


















Пяльцы,спицы















Уколоться булавками, порезаться ножницами

30



31-37

- Итак, вы берёте в руки обычную верёвочку, завязываете узелки и … сотворяете чудо… и начинаем быть волшебниками.

Практическая работа.

  1. Узел фриволите

  2. Фриволите с пико. Кстати с пико это узел становится намного красивее и изящнее.



Дети выполняют узел индивидуально

Этап закрепления новых знаний

38-40

- Посмотрите на слайд. Скажите что вы видите?

- Правильно, узнаете ли вы где на этой картине находится узел фриволите?





-А сейчас мы с вами поработаем в группах, и вы уже в группах, попробуете создать свою картину из тех цепочек, которые вы сделали.

( дети в группах делают картины с помощью тех цепочек которые сделали ранее на уроке)

- Красивые получились картины? Посмотрите, зная всего лишь один узел вы смогли сделать такие красивые картины.

-Почувствовали себя волшебниками?-.

Ответы детей-трава, солнышко, дерево, водоросли

Этап проверки усвоения уч-ся знаний


Как назывался узел, который мы с вами выполняли?-

- Как называется рукоделие о котором шла речь?-

Чем отличается новый вид рукоделия от изученных вами ранее?-

Ну что ж вы молодцы! За урок вы все получаете отлично



Этап подведения итогов


Сегодня вы освоили самый распространенный и самый простой узел макраме, надеюсь вам понравилось и думаю что в дальнейшем вы научитесь выполнять более сложные узлы и более сложные изделия и сможете радовать всех своими работами. И вам кто в будущем захочет стать дизайнером, я думаю, что это рукоделие несомненно пригодится.

А еще я дарю вам всем буклетик с напоминанием о нашем сегодняшнем уроке.

Спасибо за урок. Урок закончен.









Литература:

  1. http://makrame.web-box.ru/info/first

  2. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание. Поурочные планы. Издательство: Учитель, 2002











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ