Открытый урок по технологии в 5 классе «Макраме»
sveridova.swetlana
Открытый урок по технологии в 5 классе «Макраме»
Цель:
-познакомить с искусством рукоделия «Макраме», историей его появления и развития;
-сформировать навык плетения узла фриволите, показать возможности использования данного узла для оформления простых поделок.
Задачи:
-.научить и закрепить последовательность плетения узла фриволите, фриволите с пико;
Научить использовать изделия, выполненные узлом фриволите, фриволите с пико для оформления поделок;
- расширить знания детей о различных видах рукоделия и их практическом применении;
- развивать творческие и комбинаторные способности, память, внимание детей, умения работать в группе;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, стремление к самореализации, желание изготавливать вещи своими руками.
Оборудование: работы в технике «макраме», подушки, булавки, ножницы, компьютер, мультимедийный проектор.
План урока:
Организационный момент
Вводный инструктаж. Беседа.
Текущий инструктаж. Практическая работа
Подведение итогов
. Тип урока:
-изучение и закрепление новых знаний.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно –иллюстративный, наглядно- образный, метод проблемного изложения, метод погружения в материал.
Новые термины: макраме, фриволите, пико,
№ слайда
Деятельность учитель
Деятельность учащихся
1.организационный
№1
Учитель – Здравствуйте, садитесь.
Давайте познакомимся друзья!
Учитель новый для вас я,
Но мы улыбнемся друг другу сейчас,
Улыбка подружит сегодня всех нас!
-Улыбнулись! Вижу что у вас сегодня отличное настроение! Меня зовут Светлана Валентиновна. И мы начинаем наш урок!
(наличие нитей, подушки, булавок, ножниц)
2. этап подготовки к усвоению нового материала, формулировка цели
№2
№3
№4
№5
- Что такое чудеса? -
-А кто делает чудеса? –
А можно ли назвать тех людей, кто делает такие прекрасные изделия волшебниками? -
И мы с вами сегодня тоже будем волшебниками, будем творить чудеса.
На слайде изображены изделия, в разных техниках рукоделия- кто знает что это за рукоделия?
-А вот эти изделия, в какой технике выполнены
-Кто-то знаком с этой техникой-
- Понравились вам эти изделия ? –
Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?- правильно о макраме
Это что-то прекрасное,
Волшебники
Вязание крючком, вышивка бисером, аппликация
Дети не знают
макраме.
№6
- Скажите, а что бы вы хотели узнать об этом рукоделии?-
( записывать на доске, как план)
- молодцы! И это будет план нашего урока!
Историю, откуда пришло, какие инструменты нужны, как плети
№ 7-10
Итак, послушайте удивительную историю возникновения этого удивительного рукоделия. История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.
На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.
Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).
На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"- так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.
Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.
На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым .
Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как "турецкий" . Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. "Турецкий узел", возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.
Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.
Долго вышивать, бисером долго, золотыми нитями дорого и т.д.
Вышивка шелковыми лентами
Историю, материалы, швы
№11-12
№13
№14
- А как вы думаете, почему именно моряки считаются родоначальниками макраме? –
Они в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах, куда заходили на своих кораблях.
- В разные времена это рукоделие называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия стали называть макраме. В переводе с турецкого «Макрама» - шарф или салфетка с бахромой.
Временами искусство плетения надолго забывалось, а затем возрождалось вновь. В наши дни старинное макраме, опять вошло в моду: плетут кулоны, пояса, воротники, сумочки, самодельные плетёные вещи.
Этап усвоения новых знаний
№15-22
В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей.
( показ изделий).
- Скажите вам понравились эти изделия?
-Хотите научиться делать такие же?-
-Это не так уж и трудно, но нужно сначала научиться плести … узлы. В макраме узлов много, но мы с вами сегодня попытаемся научиться выполнять один простой узел, этот узел называется фриволите.
Да!
№23-26
№27-29
Знакомство с узелковым плетением мы начнем со знакомства о нитях и инструментах.
Текущий инструктаж
- Материал для плетения может быть самым разнообразным: пеньковые, льняные нити; шнуры — шторный, бельевой, синтетический, сутаж,
капроновые, шелковые, хлопчатобумажные, мулине. Чем сильнее скручены нити, тем узлы получаются более четкими рельефными, изделия из них не деформируются.
- Скажите какие инструменты нужны для вышивки? –
-, а для вязания спицами? – .
-А вот для плетения макраме необходима подушка
Подушка- это рабочее основание для плетения, устойчивая, в меру жесткая. К ней булавками будут крепиться нити. Чем удобнее этот инструмент, тем быстрее может идти работа. Хорошо подойдет валик от кушетки, можно использовать мешок с песком, или кусок пенопласта обтянутый тканью. В любом случае основа должна быть устойчивой, достаточно твердой, но чтоб в нее легко входили булавки.
- Скажите , а какие мы с вами можем подвергнуть себя опасностям при работе? –
- Инструктаж по ТБ с булавками, ножницами
Пяльцы,спицы
Уколоться булавками, порезаться ножницами
№30
№31-37
- Итак, вы берёте в руки обычную верёвочку, завязываете узелки и … сотворяете чудо… и начинаем быть волшебниками.
Практическая работа.
Узел фриволите
Фриволите с пико. Кстати с пико это узел становится намного красивее и изящнее.
Дети выполняют узел индивидуально
Этап закрепления новых знаний
№38-40
- Посмотрите на слайд. Скажите что вы видите?
- Правильно, узнаете ли вы где на этой картине находится узел фриволите?
-А сейчас мы с вами поработаем в группах, и вы уже в группах, попробуете создать свою картину из тех цепочек, которые вы сделали.
( дети в группах делают картины с помощью тех цепочек которые сделали ранее на уроке)
- Красивые получились картины? Посмотрите, зная всего лишь один узел вы смогли сделать такие красивые картины.
-Почувствовали себя волшебниками?-.
Ответы детей-трава, солнышко, дерево, водоросли
Этап проверки усвоения уч-ся знаний
Как назывался узел, который мы с вами выполняли?-
- Как называется рукоделие о котором шла речь?-
Чем отличается новый вид рукоделия от изученных вами ранее?-
Ну что ж вы молодцы! За урок вы все получаете отлично
Этап подведения итогов
Сегодня вы освоили самый распространенный и самый простой узел макраме, надеюсь вам понравилось и думаю что в дальнейшем вы научитесь выполнять более сложные узлы и более сложные изделия и сможете радовать всех своими работами. И вам кто в будущем захочет стать дизайнером, я думаю, что это рукоделие несомненно пригодится.
А еще я дарю вам всем буклетик с напоминанием о нашем сегодняшнем уроке.
Спасибо за урок. Урок закончен.
Литература:
Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание. Поурочные планы. Издательство: Учитель, 2002
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ