Открытый урок в 6 классе «СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА. ОБРАБОТКА ЗАСТЕЖКИ В ЮБКИ»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
посёлка Комсомолец Кировского района
Ставропольского края





Открытый урок

в 6 классе

«СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА. ОБРАБОТКА ЗАСТЕЖКИ В ЮБКИ»
















Учитель высшей категории

по технологии Форова Л. К.




посёлок Комсомолец
2014



ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ

«СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА. ОБРАБОТКА ЗАСТЕЖКИ В ЮБКЕ»


Ключевые слова: урок технологии, изготовление юбки, обработка застежки, застежка-молния.

Занятие в 6 классе по теме «Ступени мастерства. Обработка застежки в юбке» рассчитано на 2 урока по 45 мин. и проводится в соответствии с системой, которую я назвала «Ступени мастерства». Осваивая определенный этап обработки швейного изделия, девочки приближаются к итоговому уроку, на котором происходит демонстрация моделей на подиуме (сцене актового зала). Образ лестницы, по ступеням которой поднимаются мои ученицы, осваивая каждое новое умение, помогает им более наглядно осознать личностный рост.

Входе подготовки к занятию ученицам было предложено разделиться на группы и подготовить презентации по темам: «Виды застежек в одежде», «История возникновения застежки-молнии», «Виды застежек-молний» (см. приложение на диске).

С целью расширения кругозора учащихся используется работа со словарем: они поочередно получают задание найти в словаре слово, относящееся к изучаемой теме. В конце каждого урока «дежурный по словарю» объясняет его смысл. Для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся использованы игровые моменты, конкурсы, поощрения: за все правильно выполненные самостоятельные задания ученицы получают «Медаль почета».

Цели урока

Образовательные: формирование понятия о застежке «тесьма-молния» как одном из видов фурнитуры; ее строении, видах, применении; ознакомление с различными способами обработки застежки.

Развивающие: развитие координации движений рук, исполнительских умений.

Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, самостоятельности, внимательности, аккуратности, привитие навыков культуры труда.

Профориентационные: обобщение и расширение знаний о профессии швеи.

Словарь: застежка молния, потайная застежка, фибула, слайдер.

Тип урока: комбинированный.

Методы, применяемые на уроке: нагляднодемонстрационные, поисковые, практические, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, метод разъяснительного чтения, сотрудничество в системе контроля, метод коллективного взаимодействие, разноуровневое домашнее задание.

Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации,самооценка.

Межпредметные связи: история, география, русский язык.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный- проектор; учебник технологии для 6 класса; рабочая тетрадь; две детали из хлопчатобумажной ткани размером 20x20 см; тесьма-молния длиной 14-16 см; нитки, набор ручных инструментов, линейка, мел; швейная машина; инструкции по технике безопасности, технологическая карта, презентация; «Медали почета» из картона (см. приложение на диске); набор букв для составления слоя ШВЕЯ, ЗАКРОЙЩИК, КОНТРОЛЕР; словарь.

На доске (или на листе ватмана) представлены «Ступени мастерства»:

  1. Раскрой юбки.

  2. Подготовка к первой примерке.

  3. Первая примерка.

  4. Обработка после примерки.

  5. Обработка застежки.

  6. Обработка верхнего среза.

  7. Обработка нижнего среза.

  8. Пришивание фурнитуры.

  9. Окончательная обработка юбки.

Пословицы: «Люби дело — мастером будешь»;

«Недаром говорится, что дело мастера боится»; «Делу время — потехе час» и т. д. также представлены в оформлении кабинета к этому уроку.

Ход урока

  1. Организационная часть: приветствие, проверка явки учащихся и готовности к уроку.

  2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

Очень важно, чтобы каждая девочка (девушка) своим внешним видом демонстрировала аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Большое значение для этого имеет качественно изготовленная одежда. Двигаясь по ступенькам мастерства при изготовлении поясного изделия Совращаем внимание на доску«Ступени мастерства»), мы начинаем осваивать обработку наиболее важных узлов юбки.

«Потайной застежка».

  1. Как называется построение чертежа конструкции швейного изделия? (Конструирование.)

  2. Сторона ткани, на которую при раскрое наносятся линии? (Изнаночная.)

  3. Нить, направление которой необходимо учитывать при раскрое изделия? (Долевая.)

  4. Модельер, который создает эскиз нового изделия? (Художник.)

  5. Изменение чертежа основы в соответствии со своей моделью? (Моделирование.)

Ключевое слово — МОЛНИЯ (.слайд 2). И разговор на уроке пойдет о чем? О застежке. Вместе с учащимися формулируем тему и цель занятия (слайд 6).

  1. Изучение нового материала.

Для чего нужны и где встречаются застежки?

Сообщение первой группы (см. на диске презентацию «Виды застежек в одежде»).

Почти в любом изделии должна быть застежка, и виды ее очень разнообразны. Самые распространенные — застежки на петли и пуговицы. Иногда встречаются застежки на крючки и кнопки. Но их место постепенно занимает другая, очень распространенная сегодня застежка-молния. Все эти вспомогательные изделия, используемые в швейном производстве, относятся к фурнитуре. В последнее время, благодаря своей универсальности, все популярнее становится застежка-молния. Это удобная и красивая застежка, которая позволяет застегнуть одежду одним движением. Застежка- молния используется в джинсах, футболках, куртках, спецодежде, обуви и во многих других изделиях. Для поясных изделий чаще всего используют именно эту застежку, так как она эстетична, проста и удобна в пользовании, легка в обработке, дает прочное соединение деталей.

(Запись в рабочей тетради.) Преимущества застежки-молнии: сокращение времени на обработку изделия; красивый внешний вид; быстрота и удобство в использовании.

С тесьмой-молнией знакомы все. У каждого из нас есть хотя бы одна молния на одежде или сумке. Она проста в использовании, и без нее нельзя представить нашу жизнь. Интересно, а давно ли появились первые застежки-молнии?

История молнии насчитывает уже более ста лет. 115 лет назад американский инженер Уиткомб Джадсон из сострадания придумал застежку-молнию. Приятель Джадсона страдал болями в спине. Ему было тяжело наклоняться, чтобы шнуровать ботинки. «Создай устройство, которое можно было бы застегивать одной рукой», — обратился страдалец к автору 12 патентов. Вскоре Уиткомб представил застежку из двух цепочек, на которых чередовались крючки и петельки. Элементы конструкции сцеплялись при помощи ключика-язычка.

Долгие годы изобретение Джадсона не имело успеха. Люди никак не могли научиться пользоваться молнией. К новинке прилагалась инструкция на двух страницах. А ее производство было очень дорогим. Зачастую цена в два раза превышала стоимость юбки или пары брюк.

Популярность «молния» обрела только спустя 20 лет после появления, когда к делу подключился молодой эмигрант из Швеции Гидеон Сунбек. 26-летний инженер сделал застежку тоньше, гибче и надежнее, увеличив количество крючков.

В 1923 году президент крупной обувной компании Бертран Рок выбрал «молнию» для новой модели резиновых галош. «Змейку» он полюбил за характерный звук — zzzzzip! (что-то вроде нашего «вжик!»). С тех пор в английском языке застежка обрела новое имя — зиппер.

Новая технология позволяла снять одежды в разы быстрее! Зипперы прочно обосновались на дамских платьях только в середине XX века. И до сих пор она является если не украшением, то уж незаменимой частью очень многих изделий.

(«Дежурный по словарю» ищет слово «фибула» и объясняет его значение.)

Фибула — это металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением.


Устройство современной «молнии» просто: это две тесьмы из хлопчатобумажной или синтетической ткани, которые имеют начало и окончание. На тесьме закреплены зубья-звенья в виде витой проволочки или по одному. В верхней части «молнии» находится верхний ограничитель на каждой тесьме, а в нижней части — один нижний ограничитель. Они обеспечивают нормальную работу замка, который мы застегиваем и расстегиваем с помощью слайдера.

Работа в рабочей тетради (см. приложение на диске). Задание «Устройство застежки-молнии».

Сообщение третьей группы (см. на диске презентацию «Виды застежки-молния»).

Систематизировать застежки-молнии достаточно сложно — настолько разнообразны их виды, способы применения и технологии обработки: по способу и материалу изготовления: витая, металлическая, тракторная;

по наличию замков: неразъемная, разъемная (с одним замком, с двумя замками);

по способу обработки в изделиях: юбочная, брючная, потайная (ее отличительная особенность — притачивается до стачивания деталей юбки).

Выполнение задания «Виды застежек-молний» в рабочей тетради.

  1. Вводный инструктаж (презентация учителя, слайд 7).,

Принцип работы тесьмы-молнии довольно прост. А обрабатывают застежку юбки в верхней части левого бокового шва или среднего шва заднего полотнища. При подборе застежки-молнии необходимо, чтобы ее цвет совпадал с цветом ткани юбки (изделия). Закрепляют застежку- молнию отделочной строчкой по лицевой стороне изделия нитками в цвет ткани. Если застежка расположена в боковом шве юбки, то ее звенья смещают под переднее полотнище. Если же расположена в среднем шве заднего полотнища, то края переднего и заднего полотнищ закрывают звенья посередине. Потайную застежку можно использовать и в боковом шве, и на заднем полотнище — она универсальна! Однако ее особенность заключается в том, что обрабатывается она до соединения деталей юбки (презентация учителя, слайд 8).

Технологическая последовательность обработки застежки-молнии в боковом шве юбки:

  • разутюжить припуски на шов по всей длине;

  • раскрыть застежку-молнию, приложить ее с изнаночной стороны;

-— приметать, начиная от верхнего среза юбки вниз до конца застежки, на расстоянии 1-2 мм от сгиба прямыми стежками длиной 5 мм;

  • закрыть застежку-молнию, приметать ее вторую сторону на расстоянии 7-9 мм от сгиба, направляя сгиб переднего полотнища к сгибу заднего полотнища так, чтобы они совпадали;

  • притачать застежку-молнию с лицевой стороны от верхнего ’ среза переднего полотнища к нижнему углу застежки на расстоянии 1 мм от наметки;

  • удалить стежки временного назначения;

  • провести влажно-тепловую обработку.

Для втачивания молнии применяется лапка с одним рожком, что позволяет прокладывать строчку рядом с зубчиками (показ).

Потайную застежку-молнию надо обрабатывать следующим образом: (Просмотр видеоролика «Потайная застежка»

  • потайную застежку-молнию открыть, наложить внешней стороной на лицевую сторону изделия вдоль одного края разреза;

  • застежку-молнию приметать и притачать от верхнего конца до метки разреза;

  • закрыть застежку-молнию, вторую сторону наложить внешней стороной на лицевую сторону ткани вдоль другого края разреза;

  • застежку-молнию снова открыть, тесьму приметать и притачать от верхнего конца до метки разреза;

  • закрыть застежку-молнию, стачать срезы ; деталей кроя ниже метки разреза для застежки, начав шов максимально близко к последним стежкам швов притачивания;

  • выполнить ВТО.

Конкурс «Угадай профессию» (презентация I учителя, слайд 9).

- А теперь вспомним, люди каких профессий связаны с изготовлением швейных изделий? Для этого из букв необходимо сложить слова и объяснить их значение (ШВЕЯ, ЗАКРОЙЩИК, КОНТРОЛЕР). Оцениваются скорость сложения слов, полнота объяснения.

  1. Закрепление теоретического материала.

Выполните задание по карточкам (см. приложение на диске).

  1. Физкультминутка (презентация учителя, слайд 10).

Для того чтобы снять усталость и немного размяться, выполним физкультминутку. На слайде появляется термиц. Если он относится к ручным швам, вы потягиваетесь, а если к машинным, то вы приседаете.

  1. Практическая работа.

Во время практической части урока вам нужно

будет выполнить обработку застежки в юбке с помощью тесьмы-молнии. Вам помогут технологические карты в учебниках и образцы обработки застежки- молнии. Обратите внимание на специальные лапки для притачивания тесьмы-молнии. Какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы? (Самостоятельная работа с учебником сопровождается разъяснениями учителя.)

Повторение правил техники безопасности (презентация учителя, слайд 11).

Сегодня мы будем выполнять ручные и машинные работы, влажно-тепловую обработку. Вспомним правила техники безопасности (ответы учащихся). (После каждого ответа учащегося учитель говорит: «Кто согласенвстаньте!». При этом не только выясняется уровень усвоения материала, но и возрастает двигательная активность детей.)

Повторяем правила ТБ при выполнении ручных работ, машинных работ и ВТО, которые есть во всех учебниках.

Для практической работы девочки самостоятельно выбирают вид застежки-молнии и способ ее обработки. Во время работы обращаю внимание детей на пословицы о труде, которые необходимо найти в кабинете (развешены на стенах, шторах и т.д.). По ходу выполнения учащимися самостоятельной работы проводятся целевые обходы. (Звучит музыка)

Первый обход — проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход — проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности.

Третий обход — прием и оценка работ.

Для оценивания работы используются карточки, где выставляются отметки самим учащимся, его соседом-контролером ОТК и учителем:

Критерии /

Отметка

Самооценка

Контролер

ОТК

Учитель

Равномерность ширины шва




Соблюдение ТБ




Качество ВТО




Качество закрытой застежки




Качество строчки




Основные критерии оценивания качества выполнения данной операции:

  1. Равномерность ширины шва.

  2. Соблюдение ТБ.

  3. Качество ВТО.

  4. Закрытая застежка-молния не должна быть видна в шве.

  5. Строчка должна быть ровной, аккуратной.

Кто справится с заданием, может ознакомиться

с советами по эксплуатации застежки-молнии в рабочей тетради.

  1. Заключительная часть.

8.1. Закрепление материала:

  1. Где может располагаться застежка-молния в юбке?

  2. Как правильно приметывают молнию в | юбке?

  3. Как правильно настрачивают молнию в юбке?

  4. Как проверить качество обработки застежки- ! молнии?

8.2. Подведение итогов: сообщаю отметки за урок, рассматриваем типичные ошибки, их причины, способы устранения, отмечаем лучшие практические работы, выполненные учащимися.

Пришло время подвести итоги нашей работы. Подсчитайте, пожалуйста, медали почета, которые вы заработали на уроке.

(Выставляется комментированная отметка по карточкам оценивания качества работы, а также за активность в соответствии с числом полученных медалей.)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ