«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета


«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»

Кокарева Мария Николаевна, МБОУ СОШ№10, учитель технологии, Свердловская область г. Нижний Тагил


Статья посвящена проблемам и перспективам внедрения системно-деятельностного подхода в образовательных учреждениях.

Представлен опыт работы педагога через проектную деятельность учащихся на уроках технологии и во внеурочное время как один из путей социализации личности современного школьника и формирование его успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.


Признанный лидер отечественной психологической науки, автор концепции деятельности А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющихся друг друга деятельностей» [5: 4].

Деятельностный подход к жизни основан на том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью. Таким образом, целью обучения в настоящее время является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Другими словами, цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать лишь средством обучения действиям.

Сегодня в нашей школе есть все условия для самореализации ребенка через уроки технологии и внеурочную деятельность. Ценность внеклассной работы с детьми состоит в том, что она способствует практическому приложению знаний и умений, полученных на уроках технологии (умению выполнять ручные и машинные швы, моделировать, вышивать, вязать, кроить, проектировать), стимулирует познавательную мотивацию школьников. А главное, обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал.

Внеучебная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, что способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Имею опыт педагогической деятельности более 20 лет. Работая с детьми в самых различных направлениях: начальное техническое моделирование (1-4кл.), макетирование (10-11 кл.), театр моды «Палитра» (8-11), - могу отметить важность любого вида деятельности, в который включаются обучающиеся. В течение последних шести лет в своей работе использую метод проектов, так как считаю его применение одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Проектная деятельность организуется мною таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной поисковой, творческой и продуктивной деятельности, дети овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретают навыки не только индивидуальной самостоятельной работы, но и сотрудничества в коллективе.

Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер, и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Очевидно, что значимыми для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Проектные работы построены таким образом, что в них бывают востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной деятельности.

Начиная с 5 класса, мои ученицы создают свои небольшие проекты. Содержание проектной деятельности усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания воспитанниц, используется ранее приобретённый опыт. Проектирование помогает ученицам осознать роль знаний и умений в жизни и в обучении.

В деятельности, имеющей общественную направленность, ребенок видит, что дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, что он может показать себя, применить свои знания на практике. Здесь важна опора на инициативу и самостоятельность, особенно в условиях организации дел в школе. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, что как будто оно возникло по их инициативе и работа выполняется с большим желанием и стремлением.

Являясь одним из руководителей студии театра моды «Палитра», пришла к выводу, что использование метода проектов при работе коллектива помогает детям самореализоваться и самосовершенствоваться.

Овладев основами проектирования в 5-7 классах, в 8-11 классах дети могут создавать сложные творческие проекты самостоятельно в группах.

Ежегодно участвуя в различных конкурсах, выставках, мы разрабатываем новые коллекции. Совместно выбираем тему будущего проекта, разбиваемся на группы и определяем задание с учетом возможностей каждой ученицы. Например, при создании коллекции «Ночная феерия» ставилась задача сделать коллекцию на городской конкурс экомоды. Очень долго думали, что же нам сделать такое, чтобы было не как у всех, а что- то необычное. Делать коллекцию из мусорных мешков, бумаги, отходов было неинтересно. Так родилась идея сделать коллекцию из никому не нужных дома видеокассет, которые уже никто не смотрит, дома они пылятся или их выбрасывают за ненадобностью. Однако необходимо было много кассет, поэтому мы решили обратиться за помощью к ученикам нашей школы. В итоге у нас накопился достаточный материал для создания коллекции. Материальных затрат при этом никаких. Летом девочки подбирали разные узоры вязания крючком, просматривали литературу по вязанию крючком, придумывали эскизы будущей работы.

На уроках технологии в 7 классе мои ученицы осваивают навыки вязания крючком. Эти умения нам и пригодились в создании коллекции: хорошо овладевшие крючком вязали сложные узоры из плёнки, остальные - плели косы различными способами. В результате кропотливой работы к середине ноября получилась необычная, интересная коллекция, которую оценили члены жюри СЮН (1 место) и порекомендовали показать её уже на городском конкурсе театра моды. На этом работа наша не закончилась. Обсудив недочеты и ошибки, мы пришли к мысли, что необходимо доработать наш проект, так как его создавали совершенно для другого конкурса. Девочки уже хорошо освоили навык работы с крючком, поэтому мы решили связать ещё несколько платьев с более сложным рисунком. Разделились вновь на группы, распределили, кто какую работу может сделать. Кроме этого, требовалось отработать навыки хождения по сцене, умения подать себя и правильно двигаться. В результате наша коллекция получила призовое место в разделе «Собственная разработка».

Ежегодно студия «Палитра» участвует со своими творческими проектами в районных, городских и областных (1 раз в 2 года) конкурсах. Работы учащихся высоко оцениваются членами жюри, что позволяет детям видеть итоги своего творчества не только в рамках школы, но и на городском уровне.

Таким образом, проектная деятельность развивает у детей способность к решению проблем, умение работать в коллективе, в единой команде. У учащихся формируются общеучебные умения и навыки: умение планировать, анализировать, корректировать свою деятельность, - то , что поможет им в дальнейшей жизни и, возможно, потребуется в будущей профессии.

Свою задачу я вижу в том, чтобы направить учащихся на поиск решения проблемы, потому, что мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. В процессе овладения знаниями и навыками, способами действия у детей развивается самостоятельность в творчестве. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим путем.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученный ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Эффективность деятельностного подхода заключается в придании результатам образования социального и личностного значимого характера:

-более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, самостоятельного движения в изучаемой области;

-существенного повышения мотивации и интереса к учению;

- обеспечения условий общекультурного и личностного развития на основе универсальных учебных действий (УУД), формирования картины мира.

Помимо познавательного, развивающего факторов, самостоятельная проектная деятельность имеет немаловажное значение и как социально-психологическая адаптация ребенка, формирование его успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.

  2. Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.

  3. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.

  4. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15.

  5. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6


5

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ