Духовно-нравственное воспитание учащихся через предмет технологии
Духовно-нравственное воспитание учащихся через предмет технологии.
Что такое духовность? Это умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умеющим прощать, любить, дружить, заботиться о ближних, это стремление человека строить свои отношения с окружающим миром на основе нравственности, красоты, добра, гармонии с окружающим миром.
Главная цель духовно-нравственного воспитания – это формирование человека, способного к нравственному поведению в любой жизненной ситуации. Ребенок должен научиться смотреть на себя со стороны и задумываться над собственными поступками, он должен знать, что можно, что нельзя, как нужно поступить в тех или иных конкретных ситуациях.
Важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания школьников является воспитание ответственности, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к социальной адаптации в обществе.
В наше время решать эти задачи все сложнее и сложнее, когда наряду с экономическим кризисом глобальной проблемой остается духовный кризис современного общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности. Мы ежедневно наблюдаем это в современной жизни – наркомания, низкий уровень воспитания, алкоголизм, утрата семейных ценностей. И нашей главной задачей становится воспитание человеческого в человеке, формирование духовности, нравственных понятий и представлений о жизни, забота о близких, воспитание уважения, любви к старшим, семейным и национальным традициям.
Наша задача – определить систему базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития детей и подготовить постепенный переход от нравственных знаний к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к нравственному поведению.
Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий, переживающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности. И наша задача учить ребенка так, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием, воспитывать ребенка так ,чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию, к поступкам, побуждаемым благородными желаниями, к идеальным человеческим качествам, которые они хотели бы видеть в себе.
Через наш предмет мы должны воспитывать культуру поведения, ответственность и исполнительность, сознательное отношение к труду, уважение к национальным традициям, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, заботиться о здоровом образе жизни. Наша задача – воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетического вкуса, представлений о семейных ценностях, уважение к членам семьи.
Все эти задачи можно решать через проектную деятельность. Проекты могут носить исследовательский, творческий характер или быть практико-ориентированными. Целенаправленную работу по подготовке проекта осуществляет педагог – руководитель проекта. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, доступных ресурсах деятельности.
Поставленная проблема должна находиться в области познавательных интересов ребенка, в зоне его развития, опираться на его личный опыт, знания и умения. Задача учителя – помогать и направлять, создавать условия для проявления детьми инициативы в собственном поиске. Проект может быть организован в группах, где индивидуальная работа ребенка четко определена и формирует ответственное поведение.
Основа духовно-нравственного воспитания ребенка закладывается в семье, поэтому как тему для исследовательского проекта можно взять: «Моя семья в прошлом и настоящем», где отразить ценностные отношения в семье к близким, к семейным традициям, создать генеалогическое древо, изучить историю малой родины, привлечь родителей рассказать о своих профессиях, оформить стенды, альбомы, семейные экспозиции, выставки семейного творчества. В такой совместной работе дети открывают значение труда родителей, осмысливают место своих родителей в обществе, начинают гордиться своей семьей.
К исследовательским проектам можно отнести «Неделю ремесел», выставки детского творчества, или например: «Здоровый образ жизни» как основу духовно-нравственного воспитания, где можно отразить секреты здорового образа жизни, потребности в правильном питании, вредную и полезную еду, болезни грязных рук.
Возможными темами к творческим проектам могут быть праздники в национальных традициях, фестивали национальных культур, где обсуждаются традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми. Или проекты, где идет обсуждение традиций прошлого, изделий народного фольклора. Например, «Одежда наших предков» или разработка праздника, например «Масленицы», где результат - формирование ценностного отношения к народным традициям. В процессе проектной деятельности дети изучают исторически сложившиеся традиции празднования «Масленицы», образы главных действующих лиц, сюжет праздника, используют в ходе действия различные жанры, фольклор, традиционные детали национальных костюмов, предметы быта, украшения. На основе проведенной работы учащиеся создают сценарий праздника, музыкальное оформление – народные песни, игры, забавы. Все это способствует формированию ценностного отношения к национальным традициям.
Практико-ориентированный проект показывает весть процесс изготовления определенного изделия. Это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя, своего рода контрольная работа по технологии. Проект направлен на изготовление изделия, пользующегося спросом у покупателя или заказчика. Работа над ним способствует развитию творческого начала, помогает рационально использовать материалы, умения, знания, опыт, создавать красивые вещи.
Часто дети выбирают проект, связанный с подарками. Им хочется сделать приятный сюрприз близким людям. И неважно, сколько стоит подарок, главное, чтобы он был от души и со вкусом. Подарок символизирует отношение ребенка к близкому человеку.
В проектной деятельности создаются условия для решения задач духовно-нравственного воспитания учащихся. Педагогу необходимо сопровождать и контролировать поисково-творческую деятельность детей на каждом этапе работы над проектом через индивидуально-групповые занятия, факультативы, практикумы, проведения выставок, конкурсов, праздников, воспитывать способность обдумывать поступок, давать оценку, делать правильный выбор, развивать творческие способности ребенка, умения самостоятельно добывать знания. А творческий труд – одна из основ духовно-нравственного воспитания личности!
Отменная Е. Ю.
учитель технологии ГБОУ СОШ № 562
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ