Программа кружка «Защита прав потребителей»



Программа кружка«Защита прав потребителей»




разработчик Петросян Р.А.

учитель МОУ ЛСОШ №2



Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета в результате изучения которого школьники приобретали бы знания , необходимые им в современной жизни о правах и обязанностях потребителей в рыночной экономике. Кружок «Защита прав потребителей» нацелен на формирование у школьников устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке и защиты своих прав в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Такой подход позволяет воспитать не только активного и образованного потребителя , но и цивилизованного и образованного потребителя , но и цивилизованного и добросовестного предпринимателя . На наших занятиях применяются различные формы и методы обучения деловые игры, практикумы, уроки защиты тематических заданий , экскурсии а также решение тестов , творческих задач и проблемные ситуации. Также одной из эффективных форм проведения занятий является урок-диспут с приглашением для выступлений представителей отделов по защите прав потребителей при местных органах самоуправления, территориального антимонопольного комитета , общественных организаций по

защите прав потребителей.

Данный курс рассчитан на 34 часа . Где учащиеся получают сведения о потребительском рынке , важнейших правах потребителя , приобретают опыт защиты своих прав. Так же основное внимание сосредоточено на праве потребителя на информацию и применение этого права в повседневной жизни. Рассматриваются доступные источники информации, выясняются значение информации о продавце, предлагаемых товарах. Также рассматриваются вопросы по изучению права потребителя на государственную и общественную защиту, с оформлением необходимой документации, если дело дошло до судебного разбирательства . Дале систематизируются знания и умения школьников в области защиты прав потребителей.




Цели

  1. Сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

  2. Развивать у учащихся экономическое и логическое мышление , творческие способности , коммуникативные умения .

  3. Воспитывать у учащихся организованность , деловитость , культуру потребления , самостоятельность и смелость в защите своих прав.




Задачи

  1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.

  2. Рассмотреть природу , виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения , способствовать формированию различных потребностей .

  3. Показать , что потребитель является главным в рыночной экономике.

  4. В доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров , оказании услуг.

  5. Знакомить уч-ся с основными законодательными актами , регламентирующими права и защиту интересов потребителей.






Методы и формы организации деятельности.


Для достижения цели данной программы используются различные методы обучения. При их выборе главное внимание уделяется тем , которые стимулируют познавательную и практическую деятельность детей расширяют их кругозор , формируют экономический грамотного человека.




Методы обучения , применяемые при работе по данной программе.


Диалогический

Детям любого возраста нравится подобная форма обучения . Они всегда с удовольствием воспринимают новую, интересную информацию и делятся ею с друзьями и знакомыми.


Репродуктивный:



Дети всегда стараются делать как взрослые и брать с них пример, и это нужно использовать на своих занятиях.



Объяснительно –иллюстративный:


При объяснении нового материала используются такие формы как рассказ , объяснение , демонстрации разных ситуаций.



Эвристический:


Всегда присутствует на занятиях. Каждая выполненная ребенком работа индивидуальна . Получив задание на выполнение какой либо работы(сделать рекламу, изобразить продавца и т. д.) ребенок имеет возможность проявить свою фантазию, мастерство, артистизм.


Игровой :



Игра на занятии решает определенную задачу : изучение нового материала , повторение и закрепление пройденного.



Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения:




  • Уроки

  • Деловые игры

  • Практикумы

  • Уроки защиты тематических заданий

  • Самостоятельные работы

  • Экскурсии

  • Решение тестов

  • Решение творческих задач

  • Решение проблемных ситуаций

  • Урок-диспут(лекция, беседа)






Общие сведения о курсе




В курсе должны заниматься учащиеся 7-ых классов. Программа рассчитана на 34 часа.








Оформление кабинета .

Методические рекомендации.


Должен быть создан стенд информационный бюллетень, где будет информация для потребителей , адреса органов управления , адреса экспертных организаций , правила оформления заявок, исков и т. д.





Основные разделы

  • Потребитель и его потребности .

  • Источники информации для потребителя.

  • Поведение потребителей при покупке товаров.

  • Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг.

  • Защита прав потребителей.





Название разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика




1.1

Потребитель и его потребности.


Знакомство с законом

10


1



Классификация человеческих потребностей



1



Надо ли защищать потребителя?



1



Решение задач




2


Тестирование




1


Почему возникает проблема потребительского выбора?



1

1


Что такое бюджетное ограничение , что надо знать о товаре помимо цены?


1

1

1.2

Источники информации для потребителей


9




Где потребитель может найти информацию?

Виды рекламы.



1



Деловая игра «Рекламный агент»




2


Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу?



2



Решение задач




3


Индекс Е



1


1.3

Поведение потребителей при покупке товаров.


9




На что следует обращать внимание при покупке товаров?



1



Экскурсия в супермаркет




1


Как читать этикетку товара?

Какую информацию можно найти на упаковке товара?



1

2


Если вы приобрели недоброкачественный товар



2



Практикум : Как оформить рекламацию?




2

1.4



Защита прав потребителей

6





Государственные органы по защите прав потребителей



1



Общественные организации по защите прав потребителей


1



В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?


1



Решение задач




1


Практикум: как обжаловать решение суда?

Исковое заявление, что такое моральный вред и как он возмещается



1


Тестирование




1

Итого 34 16 18







Раздел1. Потребитель и его потребности .



Опорные понятия : изготовитель , исполнитель . обязанность , потребитель, потребительская культура, потребление , право, продавец , рациональное потребление, кто является потребителем. Общение представление о видах потребностей. Психология потребителя. Потребление и сбережение . Можно ли потребить больше , чем произведено. Что значит «правильно питаться»?


Раздел 2. Источники информации для потребителя.


Опорные понятия : индекс Е, реклама, сертификат, товарный знак, этикетка, штрих-код.

Реклама , виды .Приемы используемые в рекламе. Достоинство и недостатки рекламы. Что такое сертификат? Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат? Какую информацию потребитель может получить из сертификата?

Как реализуется право потребителя на информацию? Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Товарные знаки и их назначение. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами?. Кто имеет право ставить штрих – код на товаре?.

Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки?.

Решение задач, тестирование.

Деловая игра «Рекламный агент»

Практикум «Что стоит за цифрами».



Раздел3. Поведение потребителей при покупке товара.


Опорные понятия : гарантийный срок, качество, недостатки, срок годности, срок службы. Что должен знать потребитель при выборе товара?.

Международные стандарты размеров одежды. Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Специальные сроки : гарантийный срок, срок службы. Обмен товаров надлежащего качества. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по почте, в комиссионном магазине. Преимущество и недостатки.

Решение задач, тестирование.

Решение проблемных ситуаций.

Экскурсия в супермаркет.

Практикум: «Как оформить рекламацию».



Раздел 4 . Защита потребителей.


Основные понятия6 адвокат, арбитраж, Государственный Антимонопольный Комитет, исковое заявление , кассационная жалоба, моральный вред, общественная организация, суд.




Органы по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Общественные организации потребителей : их функции и полномочия.

Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда? . Кассационная жалоба. Исковое заявление. Кто может определить размер морального вреда?. Решение задач, тестирование.






Знания и умения


Учащиеся должны знать:

  • Основные закономерности

  • Место и роль потребителей в рыночной экономике, потребности человека, формы разумного потребления.

  • Основы теории потребительского поведения

  • Свои права и обязанности.




Учащиеся должны уметь:

  • Разумно обосновать свои потребности

  • Изменения в жизни общества

  • Различать символы на этикетках

  • Защищать свои права в случае их нарушения.





Ожидаемые результаты


Учащиеся должны знать и уметь:

  • Место и роль потребителей в рыночной экономике, сущность потребностей человека.

  • Специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

  • Свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.

  • Анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества.

  • Различать символы на этикетках, упаковках. Вкладышах. Извлекать необходимую и важную для себя информацию.

  • Защищать свои права в случае их нарушения.




Список Литературы.

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г.)


  1. Ф.Р. Шахурина , Г.Н. Цыкоза «Защита прав потребителей», Феникс, Ростов - на –Дону, 2002

  2. Основы потребительских знаний . «Учебник для старшеклассников». Под ред. П. Крючковой.-3-е издание. М «Вита –Пресс, ИИФ «СИРОС» Кокфоп, 2001.


http://ozpp.ru/laws/zpp.php


http://ozpp.ru/laws2/postan/post4.html

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ