Рабочая программа по технологии 3 класс (Куревина О. А.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ____________________
__________________________________________________
Согласовано
заместитель директора по УВР__________________.
«____» ____________ 2014 г.
Утверждена приказом
директора школы №__
______________________
№ _______ от______2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
Технология
3 класс, базовый уровень
Разработана
________________________
учителем начальных классов,
без категории
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Авторской программы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцева. «Технология» (ОС «Школа 2100»), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Описание места предмета в учебном плане.
На реализацию программы по технологии предусмотрено 68 часа (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Учебно - тематический план.
Название раздела
Количество часов
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
20 часов
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
28 часов
Конструирование
8 часа
Использование информационных технологий
12 часов
Итого
68 часов
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (20 ч.).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (28 ч.).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (8ч.).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (12 ч.).
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
Список литературы.
1. Технология. 3 -4 классы. Методические рекомендации для учителя. Е.А.Лутцева– М.: Баласс, 2012. – 94 с.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго покаления)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.- 191 с. - серия «Стандарты второго поколения».
Календарно -тематическое планирование
по технологии «Школа 2100», 3 класс.
№ урока
Дата проведения урока
Кол-во часов
Тема урока(раздела)
УУД
Тип урока
План
Факт
Основы культуры труда. Самообслуживание. ( 20 часов)
1-2
2
ТБ. Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование)
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
3-4
2
Учимся работать циркулем.(разметка чертежным инструментом)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
5-6
2
От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл»
( проектирование, конструирование)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
7-8
2
От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл»
( проектирование, конструирование)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
9-10
2
Народные промыслы(проектирование, конструирование ,технология обработки).
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
11-12
2
Изготавливаем панно (проектирование, конструирование ,технология обработки).
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
13-14
2
Изготавливаем панно (проектирование, конструирование ,технология обработки).
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
15-16
2
Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки).
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
17-18
2
Лепим из теста( проектирование, конструирование)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
19-20
2
Лепим из теста( проектирование, конструирование)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
Технология ручной обработки. Конструирование. (28 часов)
21-22
2
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры. (проектирование, конструирование, построение разверток)
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Личностные
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Регулятивные:
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
23-24
2
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры. (проектирование, конструирование, построение разверток)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
25-26
2
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры. (проектирование, конструирование, построение разверток)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
27-28
2
Готовимся к Новому году( проектирование, конструирование, технология обработки). «Дед Мороз»
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
29-30
2
Готовимся к Новому году
(проектирование, конструирование, технология обработки). «Снегурочка»
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
31-32
2
Готовимся к Новому году
( проектирование, конструирование, технология обработки). Ёлочные игрушки.
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
33-34
2
Готовимся к Новому году
( проектирование, конструирование, технология обработки). Ёлочные игрушки.
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
35-36
2
Делаем игрушки(проектирование, конструирование, технология обработки) «Кошелек-собачка»
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
37-38
2
Делаем игрушки(проектирование, конструирование, технология обработки) «Кошелек-собачка»
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
39-40
2
Делаем игрушки(проектирование, конструирование, технология обработки) Брелок «Мышка»
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
41-42
2
Открытки к 23 февраля(проектирование, конструирование, технология обработки)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
43-44
2
Выполняем панно-коллаж (проектирование, конструирование, технология обработки)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
45-46
2
Выполняем панно-коллаж (проектирование, конструирование, технология обработки)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
47-48
2
Букет к 8 марта(проектирование, конструирование, технология обработки)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
Конструирование. Средние века (8 часа)
49-50
2
Тканые изделия(проектирование, конструирование, технология обработки)
Регулятивные УУД:
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
51-52
2
Средневековые технологии(проектирование, конструирование, технология обработки) Изготавливаем макет мельницы
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
53-54
2
Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
55-56
2
Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки)
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
Использование информационных технологий. Делаем книгу на компьютере (12 часов)
57-58
2
Текстовые редакторы
Коммуникативные УУД;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
59-60
2
Сохраняем документ. Открываем сохранённый текст
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
61-62
2
Готовим брошюру
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
63-64
2
Добавляем текст
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
65-66
2
Оформляем текст
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
67-68
2
Печатаем брошюру
Постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории технология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ