Статья "Экономическое воспитание школьников: проблемы и пути решения"

МОУ « Дубовская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района

Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»











Экономическое воспитание школьников: проблемы и пути решения






подготовила

учитель технологии Цепилова Л.Г.














п. Дубовое


2014



В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон - город- регион.

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция.

Социально-экономические условия определяют необходимость подготовки российской молодежи к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения. Рыночные отношения объективно порождают потребность в экономическом образовании всего населения и, в первую очередь, школьников.

Экономическое воспитание учащихся общеобразовательной школы направлено на раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения, а именно; трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Различные преобразования в экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.

Возможность изучения некоторых экономических понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуру которой включены вопросы экономического образования и воспитания. Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

В своей работе на протяжении изучения всего курса предмета "Технология" обучаю учащихся экономному расходованию материалов, рациональным способам обработки, бережному отношению к оборудованию и инструментам, использованию экономного режима оборудования и др. Например, советую ученикам не покупать дорогой материал для изготовления поделок, а максимально использовать старые вещи, ненужную мебель и отходы от производства. На каждом уроке напоминаю про экономный расход материала, а оставшиеся от вырезания остатки материала не выбрасываем, а складываем в специальные коробки. Демонстрирую ученикам изделия из отходов производства: шкатулки, миниатюрные модели машин, елочные игрушки, брелки и др. Рассказываю о вторичном использовании материалов (применению стеклянных и пластиковых бутылок, жестяных банок, использованию опилок, золы и пепла на садовом участке и др.) Обязательно обращаю внимание учащихся на важность правильного ухода за оборудованием и приспособлениями. Это продлит их срок службы, в итоге - экономятся средства.

На уроках технологии важно уделить внимание организации семейного бюджета: каковы источники дохода, распределение расходов на текущие и долговременные нужды, как использовать и как экономить деньги. Необходимо ориентировать учеников на правильный выбор вещей при покупке (прежде всего, учитывать соответствие цены и качества, а также необходимости приобретения покупки), обучать уменью пользоваться рекламой, разбираться в информации, указанной на этикетках, пользоваться правами покупателей.

При выполнении учащимися творческих проектов также нацеливаю учащихся на рациональное и экономное использование материалов, определение себестоимости производимой продукции и расчет рентабельности, поиск резервов повышения эффективности труда.

Однако суть экономического воспитания не должна сводиться лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости. Это, безусловно, важно и поэтому необходимо выполнять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания. Формирование экономической культуры педагогически целесообразно проводить сразу по всем составляющим (сознание, убеждения, деятельность, ценностные ориентации). Гипертрофия одного из них может привести к формированию личности созерцателя либо прагматика, довольствующегося только получаемой пользой, без учета последствий своей деятельности. Уходить от решения данных проблем недопустимо, так как жизнь предъявляет свои жесткие требования к детям и тем более выпускникам школ. Экономическое воспитание – это ведущее средство повышения экономической культуры личности и общества, оно существенно повышает шансы школьника на жизненный успех, позволяет ему занять более активную гражданскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей.


Список использованной литературы

  1. Орлова Е.М. Экономическое образование: Этапы, проблемы, перспективы // Сб. нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. М.: АПУ и ПРО, 2002.

  2. Самохина А. Н. Проблемы экономического образования // Экономика в школе. 2001. №1.

  3. Сасова И.А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 1987.


Использованные Интернет-ресурсы

  1. http://www.school97.ru/metod/index

  2. http://www.5values.ru/blog/53/1066.html






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории технология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ