Маршрутное орентирование

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Автоматизация технологических процессов в машиностроении»


Курсовая работа

по дисциплине:

«Организация дорожного движения»

на тему:

«Разработка схем маршрутного ориентирования в городах»



Выполнил Тукмаков А.В. студент IV-МиАТ-16

(Ф.И.О.) (группа)


Проверил доцент кафедры Ганичев А.И.

(Ф.И.О.)



_________________ ____________________

(Оценка защиты) (Подпись преподавателя)

Самара 2008

техническое задание


Разработать схемы маршрутного ориентирования в городе Самара по следующим данным:

Направление въезда в город: пос. Мехзавод, Московское шоссе;

Первый ориентир: Автовокзал Центральный;

Второй ориентир: Дворец спорта ЦСК ВВС;

Третий ориентир: Бассейн СКА ЦСК ВВС.

введение


Рост автомобильного транспорта идет качественно и количественно бурными темпами. Помимо тех неоспоримых удобств, которые легковой автомобиль создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового пользования личными автомобилями: увеличивается скорость сообщения при поездках; сокращается число штатных водителей; облегчается доставка городского населения в места массового отдыха, на работу и т. д.

В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема маршрутного ориентирования в городах России. Все больше увеличивается число автолюбителей, которые путешествуют на автомобилях. Для них, а также для водителей города необходимо предусмотреть ориентирование по основным маршрутам города к местам массового скопления людей, вокзалам, аэропортам, развлекательным центрам и другим объектам города. Наличие объездной дороги не исключает создания в городе системы маршрутного ориентирования. Такая система должна строиться исходя из потребностей транзитного проезда.

Особенности маршрутного ориентирования в городах


Система маршрутного ориентирования в городе создается с помощью знаков 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.14.1, 6.14.2, на которых указываются номера маршрутов, которые пролегают по территории города и, кроме того, на знаках указываются городские объекты, являющиеся для водителей пунктами притяжения, центр, городские районы, торговые центры, вокзалы, аэропорты и т.п. Для городских районов могут указываться как официальные, так и исторически сложившиеся названия.

Знаки 6.14 целесообразно использовать совместно со знаками 6.9 и 6.10, так как количество и протяженность транзитных маршрутов делают систему информации, построенную только на знаках 6.9 и 6.10, слишком дорогостоящей, а также в городах, где из-за тесной застройки и зеленых насаждений невозможно обеспечить непрерывность информации на протяжении всего маршрута.

Для применения знаков 6.14 основным маршрутам в пределах города целесообразно присвоить номера (рис. 1, а). При этом за городскими магистралями, являющимися продолжением дорог, которым присвоены номера в масштабе страны или республики, эти номера сохраняются.

Для информирования водителей о введенной нумерации маршрутов на каждом из въездов в населенный пункт необходимо установить информационный знак (рис. 1, б), на котором указывают конечные пункты выездных маршрутов и номера, присвоенные этим маршрутом в пределах населенного пункта. Такой знак должен иметь синий фон, его компонуют в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78 (ГОСТ Р 52290-2004) (раздел 3). Кроме того, на ближайшей границе населенного пункта площадке отдыха (месте стоянки) целесообразно устанавливать схему маршрутов проходящих через населенный пункт, с указанием присвоенных им номеров.

в)

б)

а)


Рис. 1. Схема нумерации маршрутов в населенном пункте и оборудования их знаками. Указаны знаки, предназначенные только для водителей, в которые въезжают в населенный пункт с направления Кинельский: а- сеть маршрутов и их нумерация; б- знак, информирующий о принятой нумерации маршрутов (для схемы а, со стороны населенного пункта Кинельский); в - сеть маршрутов с одним сквозным маршрутом.


Однократного упоминания номера маршрута в сочетании с соответствующим пунктом маршрута недостаточно для уверенного прохождения маршрута большой протяженности с частым изменением его направления на перекрестках. Для подтверждения правильности выбора целесообразно применять знаки 6.9.1 и 6.9.2, на которых название объекта сочетается с номером маршрута. Помимо этой функции знаки дают информацию о номерах дорог водителям, которые въезжают на маршрут не в его начале (на границе города), а в пределах города с улиц, не входящих в систему маршрутов, например из центральной или периферийной части города.’

В населенных пунктах на дорогах, где установка знаков 6.9.1 или 6.9.2 затруднена или невозможна, в качестве предварительного указателя направлений может быть применен знак 6.10.1.

Установка знаков 6.9.1. или 6.9.2 (с указанием номера маршрута) является обязательной в местах въезда на маршрут, который проходит через перекресток в двух направлениях (рис. 1, а). Кроме того, такие знаки следует устанавливать в местах разветвления (слияния) маршрутов. Установка знаков 6.10.1 и 6.10.2 рекомендуется перед перекрестками, где направление маршрута отличного от прямого.

Если в перечисленных случаях установка знаков 6.9.1 или 6.9.2 невозможна, вместо них следует устанавливать знаки 6.10.1 в сочетании со знаками 6.14.2 или, что более рационально, знак 6.10.1 с указанием на нем номеров маршрутов.

Только с помощью знаков 6.9 и 6.10 система маршрутного ориентирования может быть оформлена в городе, через который проходят один или два маршрута, не имеющие номеров, поскольку в этом случае нецелесообразно присваивать номера маршрутам в пределах города.

Только с помощью знаков 6.14 система маршрутного ориентирования может быть оформлена в небольшом городе, где все вылетные магистрали являются продолжением автомобильных дорог, которым присвоены номера, и нет необходимости показывать направление к городским объектам. Но и в этом случае на въездах в город необходимо устанавливать информационный знак.

Знаки 6.14.2 целесообразно применять на перекрестках, через которые маршрут проходит в прямом направлении, если у водителей могут возникнуть сомнения в правильности выбора направления (например, при изменении ширины дороги или если ширина пересекаемой улицы больше или равна ширине улицы, по которой проложен маршрут), а также на перекрестках, где маршрут изменяет направление при условии, что нет возможности установить знаки 6.9 или 6.10.

При продолжения транзитного маршрута через город на перекрестках, где указывают направления движения к населенным пунктам, расположенным на боковых в направлениях, на знаках 6.9 и 6.10.1 следует указывать конечный пункт и для прямого направления.

Знаки 6.9 или 6.10.1 с указанием только прямого направления необходимо устанавливать в начале перегона непосредственно за сложным перекрестком (площадью) в случаях, когда водители могут испытывать затруднения в выборе нужного направления (рис. 2).

В населенных пунктах при указании направлений к дорогам (магистралям), выходящим из города, может оказаться достаточным только название населенного пункта, к которому ведет такая дорога (рис. 3). Делать так целесообразно в частности для магистрали, которая состоит из улиц, носящих разные названия.

Если магистраль сама по себе представляет пункт притяжения для местных и транзитных водителей, то на знаках, указывающих направление к такой магистрали, целесообразно указывать ее название.

Если название магистрали на выходе из города не связано с конечным пунктом, то при выезде на такую магистраль необходимо указывать ее название, используя знак 6.10.1. В городах и других населенных пунктах на перекрестках целесообразно показывать название пересекаемых улиц, в первую очередь являющихся пунктами притяжения из-за расположенных на них учреждений, торговых, зрелищных и других предприятий или являющихся составной частью маршрутов общегородского значения.

При указании на знаке 6.10.1 направлений движения к улицам, проспектам и т. п. всегда необходимо указывать расстояние до них, так как в противном случае может возникнуть впечатление, что указанное название носит пересекаемая дорога (рис. 4). Знаки без указания расстояний следует устанавливать только в местах выезда на соответствующие улицы.

Городские и внегородские объекты могут быть показаны на одном знаке, но не более трех объектов для одного направления движения. В городах, через которые проходит большое число маршрутов, а в самом городе имеется большое число объектов, которые должны быть показаны на знаках, информацию необходимо давать на разных знаках. Так, информация о других населенных пунктах может наноситься на знаки 6.9.1 и 6.9.2 (в отсутствие автомагистралей фон знаков будет синим) и знаки 6.14, а о городских объектах - на знаки 6.10.1 (фон белый).

Для вывода на маршрут водителей, следующих из центральной или периферийной частей города, информация о направлениях движения дается знаками 6.10.1 или 6.14.2, которые устанавливаются на основных улицах, выходящих к маршрутам. Непосредственно в местах выезда на маршрут следует указывать названия конечных (промежуточных) пунктов маршрута в сочетании с его номером.

На знаках 6.10.1, установленных в пределах города, не следует указывать расстояний до других населенных пунктов, поскольку такая информация может быть показана на знаках 6.12 на выезде из города. Знаки 6.10.1 необходимо применять для построения подсистемы ориентирования на перекрестках, не входящих в маршрутную систему. Такая схема расстановки знаков может быть применена как в целом для города, так и для отдельных его частей, расположенных в стороне от основных маршрутов. Знаки 6.10.1 с названиями пересекаемых улиц целесообразно размещать непосредственно перед перекрестком (например, на стойках светофоров, других знаков, на растяжках над проезжей частью и т. п.).


УСТАНОВКА ЗНАКОВ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ В ОДНОМ УРОВНЕ



На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог знаки должны давать водителю четкую информацию о направлениях движения, преимуществе в движении по отдельным направлениям перед другими транспортными средствами, о запрещении определенных маневров и условиях регулирования движения на перекрестке.

Информирование водителей о направлениях движения

Для информирования водителей транспортных средств о наименованиях населенных пунктов и других объектов, к которым ведут пересекаемые дороги, используют знаки 6.9.1 и 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2.

Знаки 6.9.1 устанавливают на расстоянии не менее 300 м от перекрестка или начала полосы торможения вне населенных пунктов и не менее 50 м в населенных пунктах. На автомагистралях знак 6.9.1 должен быть установлен, кроме того, и на расстоянии не менее 800 м от пересечения или начала полосы торможения. На знаке 6.9.1 могут быть показаны два последовательно расположенных пересечения (примыкания), если расстояние между ними не превышает 300 м вне населенных пунктов и 50 м в населенных пунктах. В нижней части знака в этом случае указывают расстояние до ближайшего пересечения (примыкания). Для указания расстояния от места установки знака 6.9.1 до пересечения (примыкания) применяют величины предусмотренные табл. 8 ГОСТ 10807-78 (ГОСТ Р 52290-2004).

Если на перекрестке выделены полосы для движения по различным направлениям, то рекомендуется заблаговременно предупреждать водителей о назначении отдельных полос, устанавливая знак 6.9.2.

Знаки 6.9.2 устанавливают над проезжей частью дороги непосредственно перед началом полосы торможения, а при ее отсутствии - на расстоянии не менее 100 м от перекрестка вне населенных пунктов и не менее 50 м в населенных пунктах.

Знаки 6.9.2 могут применяться вместо знаков 6.9.1 на подходах к перекресткам, где установка их затруднена из-за высоких насыпей, глубоких выемок, наличия построек или зеленых насаждений. В этом случае знаки 6.9.2 устанавливаются на расстоянии не менее 300 м от перекрестка или начала полосы торможения вне населенных пунктов, и не менее 50 м в населенных пунктах, а на автомагистралях, кроме того, на расстоянии не менее 800 м от перекрестка или начала полосы торможения.

Для каждого из возможных на перекрестке направлений движения целесообразно устанавливать самостоятельный знак 6.9.2 (рис. 5, а). Соседние знаки могут различаться по высоте и ширине.

Знаки 6.9.2 размещают на П и Г-образных опорах в ряд по горизонтали, при этом между соседними знаками необходимо обеспечить расстояние не менее 0,5 м.

Не следует размещать знаки 6.9.2 на Г-образных опорах друг над другом, вместо этого целесообразно непосредственно на перекрестке установить на Г-образной опоре знак 6.10.1. Однако на двухполосных дорогах в случаях, когда знаки 6.9.2 применяют вместо знаков 6.9.1, допускается их размещение по вертикали на расстоянии не менее 0,05 м друг от друга (рис. 5, 6). При таком варианте размещения знаки для разных направлений могут быть выполнены на общем щите.

При применении знаков 6.9.2 на двух- и трехполосных дорогах на перекрестках, где для каждого из направлений выделена самостоятельная полоса, рамную опору следует размещать так, чтобы знаки располагались над полосами, предназначенными для движения в сторону перекрестка (рис. 5, в).

Знаки 6.9.1, как правило, следует располагать справа от дороги непосредственно перед перекрестком на стойках на каждом из подъездов к перекрестку, а на перекрестках, где для одного направления движения имеются две или более полос движения (с учетом полос торможения и разгона), такую установку следует считать обязательной (рис. 6, а).

На дорогах с одной полосой для каждого из направлений движения при невысокой интенсивности движения допускают размещение на одной стойке знаков для противоположных направлений движения или всех указателей направлений (рис. 6, б, в).

На многополосных дорогах знаки с указанием направлений движения влево целесообразно продублировать слева от дороги или на разделительной полосе (направляющем островке).

На Т-образном пересечении знаки 6.10 могут быть установлены напротив проезда, не имеющего продолжения, причем знаки 6.10.1 целесообразно выполнять отдельно для каждого из направлений движения (рис. 7).

Знаки 6.10 не должны ограничивать обзорность пересекаемой дороги для водителей, подъехавших к перекрестку. На участках дорог, где установка знаков 6.10.1 сбоку от дороги затруднена, их целесообразно устанавливать над проезжей частью дороги на Г-образных опорах (рис. 8). В этом, случае знаки 6.10.1 за счет значительного расстояния видимости, которое обеспечено их положением и большими размерами надписи, сочетают в себе функции указателя направлений на перекрестке и предварительного указателя.

В населенных пунктах, кроме того, знаки 6.10 могут быть размещены над тротуаром так, чтобы они не мешали пешеходам и тротуароуборочным машинам, на высоту до 4 м.

На развилках дорог знаки 6.10.1 целесообразно располагать на Т-образной опоре, установленной за развилкой (рис. 9). Из всех возможных на развилке размещений знаков 6.10.1 такое их расположение обеспечивает наиболее четкую информацию о направлениях движения, поскольку движение к указанным объектам осуществляется практически под соответствующим указателем. Стрелка для прямого направления в этом случае должна размещаться на дальнем от консоли крае знака. Для более четкого выделения главного направления наименование объектов па второстепенном направлении целесообразно выполнить шрифтом уменьшенной высоты.

На горизонтальных кривых знак рекомендуется располагать на внешней стороне кривой, чтобы улучшить его видимость в свете фар (рис. 10, а, б, в).

Знаки 6.10 можно устанавливать на островках безопасности (рис. 11), если обеспечивается необходимое расстояние между краем проезжей части (или бровкой земляного полотна) и знаком.

После важных перекрестков рекомендуется устанавливать указатели расстояний 6.12, в том числе при необходимости и с наименованиями, выполненными латинскими буквами.

Знаки 6.14 размещают на стойках или тросах-растяжках и устанавливают справа от дороги либо над проезжей частью данного направления движения. Знаки 6.14 располагаются как по вертикали, так и по горизонтали .


ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


К дорожным знакам индивидуального проектирования относятся маршрутные схемы, а также дорожные знаки 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1—6.12, 6.14.1, 6.14.2, 6.17. При этом следует руководствоваться унифицированным рядом размеров типа УЗДО и УЗДП, разработанным ГУГАИ МВД, а так же типовыми проектами информационных знаков. Маршрутные схемы располагают при въезде и выезде из крупных городов и на территории сооружений, обслуживающих движение. На них показывают схему автомобильной дороги (маршрута) с подъездами к ней, сооружения обслуживания движения (условными знаками), города, а также основные расстояния на перегонах. Маршрутные схемы у городов располагают на специальных площадках, которые оборудуют в виде площадок отдыха. Схему устанавливают относительно стоянки таким образом, чтобы в ненастную погоду водитель мог ознакомиться с ее содержанием, не выходя из автомобиля.

При размещении указателей направлений в зоне пересечений или примыканий необходимо учитывать обеспечение видимости автомобилей на пересечении или примыкании. При невозможности обеспечения видимости знаки следует устанавливать до начала треугольника видимости. При решении вопроса об установке знаков индивидуального проектирования в поперечном профиле дороги следует учитывать возможность их восприятия из движущегося автомобиля. Эти знаки не следует устанавливать на участках со сложными дорожными условиями.

Принципы компоновки знаков индивидуального проектирования диктуются требованиями максимального визуального информационного обеспечения водителей транспортных средств, эстетичности, читаемости. В дополнение к ГОСТ 10807-78 (ГОСТ Р 52290-2004) при проектировании индивидуальных информационных знаков следует учесть следующие особенности:

1. При необходимости использования на знаке двух размеров шрифтов для расчета размеров каймы знака, стрелки и элементов надписи, соответствующей главному направлению, а также расстояний между надписью, относящимися к надписи, применяется больший размер hП. Размеры надписи и стрелок для второстепенных направлений определяются в этом случае исходя из меньшего размера hП.

Если в надписи соответствующей главному направлению движения присутствует название промежуточного пункта маршрута, то размеры этой надписи следует определять исходя из меньшего размера hП.

2. Названия населенных пунктов выполняются прописными буквами, а служебные слова при них – строчными (например, аэропорт ВНУКОВО, спорткомплекс БИТЦА и т.д.). В случае, когда служебные слова применяются самостоятельно, их следует выполнять прописными буквами (например, АЭРОПОРТ, СТАДИОН и т.д.).

3. Сложные названия населенных пунктов или объектов (например, ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР) можно выполнять в две строки. Такое написание целесообразно применять при необходимости уменьшить размер знака.

4. Допускается при указании названия объекта на знаках применять сокращенное наименование в соответствии с ГОСТ 52290–2004 (например, п. с.-х им. ХХVI СЪЕЗДА – поселок совхоза им. ХХVI СЪЕЗДА; г. СТРОИТЕЛЕЙ – городок СТРОИТЕЛЕЙ и т.п.).

5. Надписи составляются из отдельных литерных площадок. Поля, образуемые буквой (цифрой) и краем литерной площадки по горизонтали, обеспечивают необходимое расстояние между буквами в слове или цифрами в числе. Литерные площадки снабжены масштабной сеткой, обеспечивающей пропорциональное изменение размеров букв (цифр) для воспроизведения в натуральную величину по сравнению с изображением в таблицах ГОСТ 10807-78 (ГОСТ Р 52290-2004). Поскольку у некоторых литерных площадок их ширина не совпадает с целым числом клеточек в масштабной сетке, на табличных изображениях площадок в их нижней части нанесены риски, определяющие необходимую ширину.

Снизу каждая литерная площадка имеет поле, размер которого по вертикали составляет 0,4 hП, что автоматически обеспечивает минимальное расстояние между строками надписи, оговоренное стандартом.

6. Расстояние по горизонтали и вертикали между словами, числами, стрелками, цветными вставками, каймой знака или вставки, линией, которая разделяет надписи, относящиеся к разным направления движения, символами, изображениями каких-либо знаков следует принимать не менее 0,3 hП . Предпочтительное расстояние между строками разных надписей, относящихся к одному направлению движения составляет от 0,4 до 0,8 hП , а для двустрочной надписи одного наименования – 0,4 hП. Допускается уменьшать расстояние между оголовком стрелки и другими элементами изображения до 0,2 hП. Для знака 6.9.1 расстояние между надписями, относящимися к разным направлениям движения должно быть не менее 2 hП . Допускается уменьшение этого расстояния до hП , если границы надписей расположенных одна над другой, не совпадают.

7. В нижней части знака 6.9.1 необходимо указывать расстояние от места установки знака до первого по ходу движения пересечения или примыкания, указанного на знаке. Число, указывающее расстояние, размещается примерно в середине знака.

8. Стрелки на знаках выполняются в соответствии с рис 13 – 17.

На знаках 6.9.2, 6.10.1 длину стрелок L принимают равной 2,3 hП. Стрелки располагают на одинаковом расстоянии относительно верхней и нижней каймы (вставки или линии, разделяющей надписи). При вертикальном расположении стрелки допускается уменьшение ее длины за счет стержня до 2 hП. На знаках 6.9.1, 6.17 длину стрелок L выбирают из компоновочных соображений, ширину стрелок для второстепенных направлений допускается уменьшать на 30 % по отношению к стрелке основного направления. На знаках 6.9.2 при указании названий нескольких пунктов маршрута допускается увеличение размера стрелки при сохранении пропорций. На знаках 6.9.2, 6.10.1 стрелки располагают с учетом размещения знаков относительно дороги реального направления движения к указанным на знаках объектам. На знаках 6.9.2 допускается наносить количество стрелок, соответствующее числу полос движения в данном направлении, при этом стрелки располагают по возможности над каждой полосой (ближе к ее оси). При этом на знаках 6.9.2 и 6.10.1 они располагаются, как правило, симметрично относительно верхней и нижней каймы (линии, разделяющей надписи). Стрелка типа 1 (рис. 13) может располагаться вертикально, горизонтально и под углом 45°. При вертикальном расположении допускается уменьшение длины ножки стрелки на 0,3 hП.

Горизонтальное расположение стрелки целесообразно применять на знаках, устанавливаемых на простых пересечениях в одном уровне (пересечение дорог под прямым иди близким к нему углом), а расположение под углом 45° - на знаках, устанавливаемых перед пересечениями в разных уровнях или перед перекрестками, где дороги пересекаются не под прямым углом. В последнем случае на знаках 6.9.2 и 6.10.1 в зависимости от планировки пересечения или реализуемой схемы движения могут быть использованы стрелки типов 2-5, общий принцип построения которых дан на рис. 13.

Если на знаке 6.9.2 или 6.10.1 указывается несколько наименований для одного направления движения, то допускается пропорциональное увеличение размеров стрелки исходя из последующего размера hП по сравнения с размерами, приведенными в п. 4.14 ГОСТ 10507-78 (ГОСТ Р 52290-2004).


Рис. 13. Принцип построения стрелок для знаков 6.9.2 и 6.10.1.


Рис. 14. Рекомендуемая конфигурация стрелок на знаке 6.9.1, устанавливаемом перед развязкой в разных уровнях, с точки зрения сокращения размеров знака и улучшения его информативности (возможно горизонтальное расположение стрелки в варианте а).


Рис. 15. Конфигурация стрелок на знаке 6.9.2, устанавливаемом перед развязкой в разных уровнях (нижняя стрелка может быть расположена под углом 30° к горизонтали). Применение возможно в случае, если количество элементов в надписях менее семи.


Рис. 16. Конфигурация стрелок на знаке 6.9.1, устанавливаемом перед пересечением в одном уровне (возможно сочетание на одном знаке горизонтальной и наклонной стрелок).


Рис. 17. Размеры стрелки для знаков индивидуального проектирования.

9. Символы автомагистрали или аэропорта на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10, как правило, располагаются слева от названия объекта. Однако при наличии изображения знака 6.14.1 в надписи или стрелки, относящихся к данному наименованию объекта, символы располагаются относительно названия в стороне, противоположной изображению знака 6.14.1 или стрелки (рис. 17).

В случаях, когда необходимо ввести отличительные признаки объектов, имеющих одинаковые наименования, следует использовать обозначения в виде римских чисел (например, аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО-I и аэропорт ШЕРЕМЕТЬЕВО-II.

10. Длина стрелок на знаке 6.9.1 выбирается произвольно исходя из общей композиции знака. Однако невертикальные стрелки не следует делать короче 2 hП. Горизонтальные стрелки целесообразно заканчивать примерно у середины названия, но не далее 1,5 hП от последней буквы (элемента) надписи так, чтобы в нижней части знака между основанием вертикальной стрелки и острием горизонтальной можно было указать расстояние от места установки знака до пересечения (рис. 18).





0,4 hП






11. На знаках, предназначенных для установки на дорогах, по которым проходят маршруты иностранных автотуристов, надписи, выполненные на русском языке и содержащие названия населенных пунктов, указанных на картах-схемах, предназначенных для иностранных автотуристов, а также объектов туризма и спорта, дублируют на английском языке. Транслитерацию букв русского алфавита буквами латинского алфавита в именах собственных проводят в соответствии с таблицей Г.5 приложения Г ГОСТ Р 52290–2004. Названия населенных пунктов (объектов) стран, где применяют латинский алфавит, допускается писать так, как принято в этих странах. При дублировании надписей на знаках рекомендуется дублировать и применять, как правило, не более двух надписей для каждого направления движения (рис. 19). При дублировании надписей на знаке 6.12 расстояние между надписями одного названия принимается равным 0,4 hП, а между надписями разных названий 0,8 hП.

12. При компоновке знаков 6.10.1, предназначенных для построения подсистемы местного ориентирования участников дорожного движения о расположении городских объектов следует учитывать следующие особенности:

- надписи на знаках 6.10.1 состоят из слов, указывающих разновидность объекта (площадь, бульвар, набережная, улица и т.п.) и наименования самого объекта;

- на знаках указывается только один объект для каждого из направлений;

- компоновочные размеры определяются высотой прописной буквы hП, которая в зависимости от количества букв в названии объекта выбирается из ряда 75 и 100 мм;

- названия объектов выполняются прописными буквами, а служебные слова при них - строчными;

- длина надписи рассчитывается путем суммирования ширины литерных площадок (табл. 1 и табл. 2) букв русского алфавита, цифр и знаков для белого фона знаков 6.10.1 с вычетом полупробелов первой и последней буквы слова;

- надпись на знаке может располагаться как в одну строку по горизонтали, так и в две-три строки. При этом на первой строке указывается разновидность объекта, на второй и третьей - его наименование; третья строка может применяться, если название объекта представляет собой сложное слово;

- стрелки на таких знаках могут выполняться по рис. 20;

- в случае если горизонтальный размер надписи и стрелок в верхней строке превышает размер слова на нижней строке, длина стрелки может быть уменьшена за счет ее ножки до 150 мм;

- информацию знака 6.10.1 рекомендуется размещать на щитах, размеры которых приведены на черт. 8 п. 2.3 ГОСТ 10807 (ГОСТ Р 52290-2004).

Высоту букв и цифр на знаке 6.14.1, изображение которого используют на других знаках или вставках, принимают равной hП основных надписей на этих знаках. При этом принимают ширину обрамляющей каймы — 0,1 hП, внутренний радиус закругления каймы - 0,15 hП, внешний вертикальный размер знака – 1,5 hП. При нанесении на поля знаков 6.9.1, 6.9.2 нескольких изображений знака 6.14.1 их вертикальный размер допускается уменьшать до hП при уменьшении высоты букв и цифр до ближайшего меньшего значения hП основной надписи. Изображение знака 6.14.1 на знаках 6.9.1, 6.9.2 располагают у оголовка соответствующей стрелки на расстоянии от него не менее 0,3 hП, а на знаках 6.10.1 и 6.10.2 – слева от названия объекта.


Таблица 1.

Прописная
буква

Ширина литерных площадок
при высоте прописной буквы h

Строчная
буква

Ширина литерных площадок
при высоте прописной буквы h

75

100

150

200

300

400

500


75

100

150

200

300

400

500

А

84

113

169

226

339

452

565

а

64

86

129

172

258

344

430

Б

76

102

153

204

306

408

510

б

68

91

136

182

273

363

455

В

в

65

87

130

174

261

358

435

Г

67

99

135

180

270

380

450

г

56

75

112

150

225

300

375

Д

82

110

165

220

330

440

550

д

68

92

138

184

276

368

460

Е

72

96

144

192

288

384

480

е

67

90

135

180

270

360

450

Ё

ё

Ж

121

162

243

324

486

648

810

ж

95

127

190

254

381

508

635

З

73

98

147

196

294

392

490

з

63

85

127

170

255

340

425

И

81

108

162

216

324

432

540

и

68

92

138

184

276

368

460

Й

й

К

109

163

218

327

436

545

к

67

90

135

180

270

360

450

Л

82

110

165

220

330

440

550

л

М

96

129

193

258

387

516

645

м

78

105

157

210

315

420

525

Н

80

107

160

214

321

428

535

н

67

90

135

180

270

360

450

О

81

109

163

218

327

436

545

о

П

79

106

159

212

318

424

530

п

Р

75

100

150

200

300

400

500

р

70

94

141

188

282

376

470

С

77

103

154

206

309

412

515

с

66

88

132

176

264

352

440

Т

74

99

148

198

297

396

495

т

58

78

117

156

234

312

390

У

75

101

151

202

303

404

505

у

63

84

126

168

252

336

420

Ф

94

126

189

252

378

504

630

ф

81

122

183

244

366

488

610

Х

76

102

153

204

306

408

510

х

63

84

126

168

252

336

420

Ц

82

110

165

220

330

440

550

ц

69

93

139

186

279

372

465

Ч

76

102

153

204

306

408

510

ч

64

86

129

172

258

344

430

Ш

108

144

216

288

432

576

720

ш

91

122

183

244

366

488

610

Щ

111

148

222

296

444

592

740

щ

93

124

186

248

372

496

620

Ъ

82

110

165

220

330

440

550

ъ

68

91

136

182

273

364

455

Ы

98

131

196

262

393

524

655

ы

57

115

172

230

345

460

575

Ь

73

96

147

196

294

392

490

ь

63

85

127

170

255

340

425

Э

77

103

154

206

309

412

515

э

61

82

123

164

246

328

410

Ю

108

145

217

290

435

580

725

ю

80

120

180

240

360

480

600

Я

81

108

162

216

324

432

540

я

65

87

130

174

261

358

435

Таблица 2.

Цифра

Ширина литерных площадок
при высоте прописной буквы h

Знак

Ширина литерных площадок
при высоте прописной буквы h

75

100

150

200

300

400

500


75

100

150

200

300

400

500

1

44

58

87

116

174

232

290

!

35

47

70

94

161

188

235

2

67

89

133

178

167

356

445

110

147

220

294

441

588

735

3

66

88

132

176

264

352

440

(

49

65

97

130

195

260

325

4

68

91

136

182

273

364

455

)

5

67

89

133

178

267

356

445

«

55

73

109

146

219

292

365

6

68

91

136

182

273

364

455

»

7

63

84

126

168

252

336

420

.

32

43

64

86

129

172

215

8

68

91

136

182

273

364

455

,

9

67

90

135

180

270

360

450

(тире)

68

91

136

182

273

364

455

0

70

93

139

186

279

372

465

- (дефис)

45

61

91

122

183

244

305

?

65

83

124

166

249

332

415

(апостроф)

36

48

72

96

144

192

240


Таблица 3. Высота прописной буквы на знаках индивидуального проектирования.

Высота прописной буквы , мм

Знаки 5.23.1, 5.24.1, 5.25, 5.26, 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1-6.12, установленные


вне населенных пунктов

в населенных пунктах

75, 100 или 150

Дороги с одной полосой

Дороги и улицы местного значения, проезды, дороги и улицы в сельских поселениях

150 или 200

-

Магистральные дороги, кроме скоростных, магистральные улицы

200 или 300

Дороги с двумя и тремя полосами

Магистральные дороги скоростного движения

300 или 400

Дороги с четырьмя и более полосами

-

400 или 500

Автомагистрали

-

Примечания


1 Классификация дорог вне населенных пунктов - по СНиП 2.05.02 [1]. Классификация улиц и дорог в населенных пунктах - по СНиП 2.07.01 [2

2 Высота прописной буквы на знаках 6.14.1 и 6.14.2 - 150 мм, на знаке 6.16 - 200 мм вне населенных пунктов, 100 мм - в населенных пунктах.



При компоновке знаков 6.14 следует учитывать следующие особенности:

- высота шрифта 150 мм;

- ширина каймы 18 мм;

- минимально допустимое расстояние между стрелкой, буквой, цифрой и каймой 30 мм;

- внутренний радиус закруглений каймы 45 мм;

- размер надписи рассчитывается путем суммирования литерных площадок букв и цифр с вычетом полупробелов буквы и первой и последней цифр;

- стрелка на знаке 6.14.2 выполняется в соответствии с рис 21;

- размеры знаков 6.14 должны выбираться из ряда 350Х350, 350Х700 и 350Х1050 мм. Допускается использовать в качестве ближайших размеры, приведенные в ГОСТ 10807-78 (ГОСТ Р 52290-2004) (п. 2.3, черт. 3, 7, 8), а также в номенклатуре-спецификации на изготовление плоских световозвращающих знаков (УЗДП).

Допускается при размещении на поле знака нескольких (но не более трех) номеров для одного направления использовать общий щит.

Если по участку дороги проходят несколько маршрутов, которым присвоены самостоятельные номера, то на знаках 6.9.1 и 6.9.2 для каждого из направлений показываются номера и соответствующие им пункты всех маршрутов, но не более трех (рис. 21).

МНОГОПОЗИЦИОННЫЕ ЗНАКИ



Многопозиционные дорожные знаки (знаки со сменной информацией) являются действенным средством управления дорожным движением на участках дорог, для которых характерно резкое колебание интенсивности движения или частое изменение дорожных условий. Применение таких знаков позволяет значительно увеличить пропускную способность участка дороги или дорожной сети и снизить аварийность.

Многопозиционные дорожные знаки в первую очередь применяются в автоматизированных системах управления дорожным движением, в частности в системах, где такие датчики являются единственным средством управления движением, а также в системах с централизованным управлением знаками.

С помощью многопозиционных дорожных знаков на участках дорог между пересечениями с целью создания однородного транспортного потока могут задаваться значения минимальной и максимальной скоростей, а также минимально допустимая дистанция между транспортными средствами. На двух-, трехполосных дорогах могут запрещаться обгоны. На многополосных дорогах с целью максимального использования пропускной способности может быть организовано реверсивное движение, а в случаях дорожно-транспортных происшествий, дорожных работ - закрываться движение по отдельным полосам.

На въездах на пересечения с помощью многопозиционных дорожных знаков в зависимости от интенсивности движения можно запрещать движение всех или отдельных видов транспортных средств в одном или нескольких направлениях, выделять то или иное количество полос для движения в каждом из направлений, давать информацию о наиболее оптимальных в данный момент времени маршрутах движения.

На участках дорог, где возможно частое появление гололеда или ухудшение метеорологической видимости из-за тумана или запыленности воздуха (а на участках дорог с автоматизированными системами управления и из-за дождя или снегопада), целесообразно ограничивать скорость движения до безопасных пределов, а о гололеде, кроме того, предупредить знаком 1.15 «Скользкая дорога». Команда на включение знака или применение значения скорости должна поступать в этих случаях от датчиков гололеда или метеорологической видимости.


КОМПОНОВКА И РАСЧЕТ ЗНАКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


На маршруте предлагается использовать четыре знака индивидуального проектирования и двенадцать знаков 6.14.2:

- на въезде в город Самара на Московском шоссе знак с указанием ориентиров и присвоенных им номеров;

- на кольцевой развязке Московское шоссе и Ракитовское шоссе;

- на кольцевой развязке Московское шоссе и проспект Кирова;

- на кольцевой развязке Московское шоссе и улица Авроры.

Знаки 6.14.2 решено установить на следующих пересечениях для информирования водителей при движении по маршруту:

- Московское шоссе и улица Ташкентская;

- Московское шоссе и улица Ново-Вокзальная;

- Московское шоссе и улица Советской Армии;

- Московское шоссе и улица Революционная;

- Московское шоссе и проспект Масленникова;

- Московское шоссе и улица Мичурина;

- улица Мичурина и улица Полевая;

- улица Полевая и проспект Ленина;

- улица Полевая и улица Молодогвардейская;

- улица Молодогвардейская напротив дворца спорта ЦСК ВВС;

- улица Полевая и проспект Волжский;

- проспект Волжский напротив бассейна СКА ЦСК ВВС.

Данного количества дорожных достаточно для создания подсистемы маршрутного ориентирования города Самара для данных ориентиров.

Правила выполнения знаков 6.14.2 изложены выше. На знаках решено применять hП=150 мм.

Знаки индивидуального проектирования :

1. Указание ориентиров водителям – знак 6.9.2. Компоновка знака производится в соответствии с рис. 22. Наносимая информация: автовокзал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ – маршрутный номер 1; ДВОРЕЦ СПОРТА ЦСК ВВС – маршрутный номер 2; бассейн СКА ЦСК ВВС – маршрутный номер 3. Фон знака белый.

Расчет размеров названий объектов:

а) автовокзал=(125–19)+130+117+135+130+135+135+127+129+(135–26)=1257

б) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ=(165–26)+144+160+148+150+169+165+147+160+196+

+(162–26)=1714 мм

в) ДВОРЕЦ СПОРТА=(165–11)+153+163+150+144+165+154+159+163+

150+148+(169–23)=1849 мм

г) ЦСК ВВС=877 мм

д) бассейн СКА=1265 мм

е) ЦСК ВВС=877 мм

Ширина каймы знака 0,12 hП (18 мм), радиус закругления каймы 0,3 hП (45 мм).

Расстояние между каймой знака и элементами 0,3 hП (45 мм).

Расстояние между надписью автовокзал и ЦЕНТРАЛЬНЫЙ; ДВОРЕЦ СПОРТА и ЦСК ВВС; бассейн СКА и ЦСК ВВС принимаем 0,4 hП (60 мм). Расстояние между надписью ЦЕНТРАЛЬНЫЙ и ДВОРЕЦ СПОРТА; ДВОРЕЦ СПОРТА и бассейн СКА принимаем 0,8 hП (120 мм).

Знаки 6.14.1 имеют размеры: 1,5 hП (225Х225 мм), кайма знака 0,1 hП (15 мм), радиус закругления каймы 0,15 hП (22,5 мм). Шрифт надписи 150 мм.

Расстояние между каймой знака 6.9.2 и знаком маршрута 1 и 3 по вертикали 0,8 hП (120 мм); расстояние между каймой знака 6.9.2 и знаком маршрута 1, 2 и 3 по горизонтали 0,3 hП (45 мм); расстояние между знаками маршрута 1 и 2, 2 и 3 по вертикали 1,65 hП (248 мм). Знаки размещаются симметрично относительно знака маршрута 2.

Размеры знака составят 2142Х1448 мм.

2. Ориентирование водителей при движении через кольцевую развязку Московское шоссе/Ракитовское шоссе осуществляется с помощью знака 6.9.1. Знак устанавливается за 100 м до пересечения. Компоновка знака производится в соответствии с рис. 23. Наносимая информация: направление движения – прямо; автовокзал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ – маршрутный номер 1; ДВОРЕЦ СПОРТА ЦСК ВВС – маршрутный номер 2; бассейн СКА ЦСК ВВС – маршрутный номер 3. Фон знака белый. Размер шрифта надписи «100 м» hП=100 мм, размер шрифта остальных надписей hП=150 мм.

Расчет размеров названий объектов:

а) автовокзал=(125–19)+130+117+135+130+135+135+127+129+(135–26)=1257

б) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ=(165–26)+144+160+148+150+169+165+147+160+196+

+(162–26)=1714 мм

в) ДВОРЕЦ СПОРТА=(165–11)+153+163+150+144+165+154+159+163+

150+148+(169–23)=1849 мм

г) ЦСК ВВС=877 мм

д) бассейн СКА=1265 мм

е) ЦСК ВВС=877 мм

Расстояние между надписью автовокзал и ЦЕНТРАЛЬНЫЙ принимаем 0,4 hП (60 мм). Расстояние между надписью ЦСК ВВС и «100 м» принимаем 0,8 hП (120 мм).

Знаки 6.14.1 имеют размеры: 1,5 hП (225Х225 мм), кайма знака 0,1 hП (15 мм), радиус закругления каймы 0,15 hП (22,5 мм). Шрифт надписи 150 мм.

Надпись «100 м» располагаются симметрично относительно середины знака. Стрелка располагается напротив надписи ДВОРЕЦ СПОРТА ЦСК ВВС. Расстояние по горизонтали от стрелки до элементов – 0,3 hП (45 мм).

Размеры знака составят 2408Х1667 мм.

3. Повторный знак 6.9.1, аналогичный знаку на рис. 23, устанавливается на кольцевой развязке Московское шоссе/проспект Кирова с целью напоминания принятой нумерации на маршруте и ориентирования водителей при движении через пересечение. Знак устанавливается за 100 м до пересечения.

4. Ориентирование водителей при движении через кольцевую развязку Московское шоссе/ул. Авроры осуществляется с помощью знака 6.9.1. Знак устанавливается за 100 м до пересечения. Компоновка знака производится в соответствии с рис. 24. Наносимая информация: пересечение с круговым движением; автовокзал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ – маршрутный номер 1; ДВОРЕЦ СПОРТА ЦСК ВВС – маршрутный номер 2; бассейн СКА ЦСК ВВС – маршрутный номер 3. Фон знака белый. Размер шрифта надписи «100 м» hП=100 мм, размер шрифта остальных надписей hП=150 мм.

Расчет размеров названий объектов:

а) автовокзал=(125–19)+130+117+135+130+135+135+127+129+(135–26)=1257

б) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ=(165–26)+144+160+148+150+169+165+147+160+196+

+(162–26)=1714 мм

в) бассейн СКА=1265 мм

г) Д.С. ЦСК ВВС=1341 мм

Ширина каймы знака 0,12 hП (18 мм), радиус закругления каймы 0,3 hП (45 мм).

Расстояние между каймой знака и элементами 0,3 hП (45 мм).

Расстояние между надписью автовокзал и ЦЕНТРАЛЬНЫЙ принимаем 0,4 hП (60 мм). Расстояние между надписью ЦЕНТРАЛЬНЫЙ и «100 м» принимаем 0,6 hП (90 мм). Расстояние между надписью Д.С. ЦСК ВВС и бассейн СКА принимаем 0,8 hП (120 мм).

Знаки 6.14.1 имеют размеры: 1,5 hП (225Х225 мм), кайма знака 0,1 hП (15 мм), радиус закругления каймы 0,15 hП (22,5 мм). Шрифт надписи 150 мм.

Расстояние между каймой знака 6.9.1 и знаком маршрута 1 по вертикали 2,84 hП (426 мм); расстояние между каймой знака 6.9.1 и знаком маршрута 1 по горизонтали 0,3 hП (45 мм). Знак маршрута 2 располагается над стрелкой на расстоянии 0,3 hП (45 мм). Знак маршрута 3 располагается слева от стрелки на расстоянии 0,3 hП (45 мм).

Расстояние от надписи автовокзал до стрелки по вертикали 0,3 hП (45 мм).

Оптимальная конфигурация стрелок позволяет установить следующие их размеры: длина ножки стрелки 1,46 hП (220 мм); расстояние от нижней каймы до центра окружности 5,92 hП (888 мм); внутренний диаметр окружности принимаем 2,2 hП (330 мм); внешний диаметр окружности 3,27 hП (490 мм); размеры стрелки согласно ГОСТ Р 22590–2004.

Размеры знака составят 2168Х1862 мм.


Знаки 6.14.2 выполняются в соответствии с ГОСТ Р 52290–2004. Устанавливаются на следующих пересечениях:

1. Московское шоссе и улица Ташкентская выполняется в соответствии с рис. 25, а. Размер знака 700Х1050 мм.

2. Московское шоссе и улица Ново-Вокзальная выполняется в соответствии с рис. 25, а. Размер знака 700Х1050 мм.

3. Московское шоссе и улица Советской Армии выполняется в соответствии с рис. 25, а. Размер знака 700Х1050 мм.

4. Московское шоссе и улица Революционная выполняется в соответствии с рис. 25, б. Размер знака 700Х700 мм.

5. Московское шоссе и проспект Масленникова выполняется в соответствии с рис. 25, б. Размер знака 700Х700 мм.

6. Московское шоссе и улица Мичурина выполняется в соответствии с рис. 25, в. Размер знака 700Х700 мм.

7. улица Мичурина и улица Полевая выполняется в соответствии с рис. 25, г. Размер знака 700Х700 мм.

8. улица Полевая и проспект Ленина выполняется в соответствии с рис. 25, б. Размер знака 700Х700 мм.

9. улица Полевая и улица Молодогвардейская выполняется в соответствии с рис. 25, д. Размер знака 700 мм.

10. улица Молодогвардейская напротив дворца спорта ЦСК ВВС выполняется в соответствии с рис. 25, е. Размер знака 700Х350 мм.

11. улица Полевая и проспект Волжский выполняется в соответствии с рис. 25, ж. Размер знака 700Х350 мм.

а)

12. проспект Волжский напротив бассейна СКА ЦСК ВВС выполняется в соответствии с рис. 25, з. Размер знака 700Х350 мм.


г)

в)

б)

д)



з)

ж)

е)

Рис. 25. Компоновка знаков 6.14.2.

заключение


Создание системы маршрутного ориентирования в крупных городах является неотъемлемой частью организации дорожного движения. При создании такой системы остро встает экономическая проблема и проблема дефицита места для установки знаков. Систему ориентирования, построенную на знаках большого формата (знаки 6.9, 6.10) сложно реализовать в связи с этими проблемами. Более целесообразно выстраивать систему маршрутного ориентирования с использованием знаков 6.14, которые сравнительно легко установить на протяжении всего маршрута движения и имеют меньшие материальные затраты на производство и установку.

Такая система была предложена выше. Для ориентирования к трем элементам маршрута она использует 4 знака 6.9 и 8 знаков 6.14.2. Т.е. пропадает необходимость устанавливать 8 знаков большого формата.

литература


1. Методические указания к курсовому проекту. Составитель Ганичев А.И.

2. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному, состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. - М. : Госстандарт РФ, 1994.

3. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - М.: Стройиздат, 1985.

4. А. П. Васильев, В. М. Сиденко. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения. - М. : Транспорт, 1990.

5. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. — М.: ЦI4ТП Госстроя СССР, 1986. — 1 12с.

6. МинТранс РФ. Классификация работ по модернизации, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. — М.: 2004г.

7. ГОСТ 10507-78.

8. ГОСТ Р 52290-2004.

9. ГОСТ Р 52289-2004.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории транспорт :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ