Тяговый и динамический расчет автомобиля ВАЗ-21093
Содержание
Введение
1 Тяговый расчет автомобиля
1.1 Определение полной массы автомобиля
1.2 Распределение полной массы по мостам автомобиля
1.3 Подбор шин
1.4 Определение силы лобового сопротивления воздуха
1.5 Выбор характеристики двигателя
1.6 Определение передаточного числа главной передачи
1.7 Определение передаточных чисел коробки передач
2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя
3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля
3.1 Тяговая характеристика автомобиля
3.1.1 Построение графика тяговой характеристики
3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля
3.2 Динамическая характеристика автомобиля
3.2.1 Построение динамической характеристики
3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля
3.3 Ускорение автомобиля при разгоне
3.3.1 Построение графика ускорение автомобиля при разгоне
3.3.2 Практическое использование графика ускорений автомобиля
3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля
3.4.1 Определение времени разгона
3.4.2 Определение пути разгона
3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля
4 Топливная экономичность автомобиля
4.1 Построение топливной характеристики автомобиля
4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива
5 Итоговые таблицы
Список используемой литературы
Введение
Данная курсовая работа предназначена для закрепления знаний студентов по дисциплинам "Теория движения автомобиля", "Автомобили" (ч, 2) и "Технические средства и их эксплуатационные свойства".
При выполнении курсовой работы производится анализ тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля ВАЗ-21093. При анализе тягово-скоростных и топливно-экономических свойств используются данные технических характеристик заданного автомобиля. Характеристики автомобиля ВАЗ-21093 сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Технические характеристики автомобиля ВАЗ-21093
Параметр автомобиля
Значение параметра
Модель автомобиля
ВАЗ-21093
Тип кузова
хэтчбек
Конструкция кузова / материал
несущий / сталь
Количество дверей / мест
5/5
Тип двигателя
бензиновый
Расположение двигателя
спереди поперечно
Рабочий обьем, см3
1500
Количество / расположение цилиндров
4 / рядное
Степень сжатия
9,9
Максимальная стендовая мощность, кВт / (об/мин)
52,6 / 5600
Максимальный крутящий момент, Н·м / (об/мин)
106,4 / 3400
Тип трансмиссии
механическая
Привод
передний
Коробка передач
5-ступенчатая
Передаточные числа коробки передач
3,636/1,95/1,357/0,941/0,784 з. х. 3,53
Передаточное число главной передачи
3,7
Колесная база, мм
2460
Длина / ширина / высота, мм
4006 / 1620 / 1402
Колея передняя / задняя, мм
1390 / 1360
Снаряженная масса, кг
945
Полная масса, кг
1370
Объем топливного бака, л
43
Передняя подвеска
независимая телескопическая
Задняя подвеска
торсионно-рычажная
Диаметр разворота, м
10,4
Передние тормоза
дисковые, вентилируемые
Задние тормоза
барабанные
Размер шин
165/70R13
Максимальная скорость, км/ч
156
Разгон 0 -100 км/ч, сек
13
Расход топлива, л/100 км:
-
при скорости 90 км/ч
-
городской цикл
-
Перечень необходимых для расчета величин технической характеристики автомобиля, их обозначение и размерность приводятся в таблице 2, которую составляем на основе таблицы 1.
Таблица 2. Краткая техническая характеристика автомобиля ВАЗ-21093 (параметры автомобиля необходимые для выполнения курсовой работы)
№ п/п
Параметр
Обозначение
Размерность
Величина параметра
1
2
3
4
5
1.
Марка и тип автомобиля
-
-
ВАЗ-21093
2.
Колесная формула
-
-
4×2
3.
Число пассажиров
nп
-
5
4.
Собственная масса снаряженного автомобиля
mo
кг
945
5.
Полная масса автомобиля
ma
кг
1370
6.
Распределение массы автомобиля по мостам:
- на передний мост
m1
кг
616,5
- на задний мост
m2(т)
кг
753,5
7.
База автомобиля
L
м
2,46
8.
Колея автомобиля
В
м
1,39
9.
Габаритные размеры:
- длина
Lг
м
4,006
- ширина
Bг
м
1,62
- высота
Hг
м
1,402
10.
Максимальная скорость автомобиля
Vmax
км/час
156
11.
Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч
Qк
л/100км
-
12.
Тип и марка двигателя
-
-
21083 Четырех-тактный, бензиновый, карбюра-торный, 4-х цилиндровый
13.
Стендовая максимальная мощность двигателя
Реmaxст
кВт
52,6
14.
Частота вращения коленчватого вала при стендовой максимальной мощности
np
об/мин
5600
15.
Стендовый максимальный крутящий момент двигателя
Меmaxст
Н·м
106,4
16.
Частота вращения коленчватого вала при стендовом максимальном крутящем моменте
nм
об/мин
3400
1
2
3
4
5
17.
Передаточные числа коробки передач:
- первой передачи
U1
-
3,636
- второй передачи
U2
-
1,95
- третьей передачи
U3
-
1,357
- четвертой передачи
U4
-
0,941
- пятой передачи
U5
-
0,784
- передачи заднего хода
Uзх
-
3,53
18.
Передаточное число главной передачи
Uo
-
3,7
19.
Число карданных шарниров
zкш
-
2 на колесо
20.
Число карданных валов
zкв
-
2
21.
Шины, их характеристика и маркировка
-
-
165/70R13
- посадочный диаметр
d
м
0,3302
- ширина профиля шины
B
м
0,165
- наружный диаметр
Dн
м
0,5612
По таблице 1.2 анализируются ее показатели и выбираются необходимые исходные данные для выполнения курсовой работы.
1 Тяговый расчет автомобиля
Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.
1.1 Определение полной массы автомобиля
Полная масса автомобиля определяется следующим образом:
;
(1.1)
где mo – масса снаряженного автомобиля: mo = 945 кг;
mч – масса водителя или пассажира: принимаем mч = 75 кг;
mб – масса багажа из расчета на одного пассажира: mб = 10 кг;
nп – количество пассажиров, включая водителя: nп = 5 чел..
кг.
1.2 Распределение полной массы по мостам автомобиля
При распределении нагрузки по осям легкового автомобиля с передним расположением двигателя и передним ведущим мостом на задний мост приходится 43-47% полной массы автомобиля.
Принимаем что на менее нагруженный задний мост приходится 45% полной массы. Тогда на передний мост приходится 55% полной массы.
Определим полный вес автомобиля:
;
(1.2)
Н.
Определим вес, приходящийся на переднюю ось автомобиля:
;
(1.3)
Н.
Определим вес, приходящийся на заднюю ось автомобиля:
;
(1.4)
Н.
1.3 Подбор шин
При выборе шин исходным параметром является нагрузка на наиболее нагруженных колесах. Наиболее нагруженными являются шины переднего моста. Определяем нагрузку на одну шину:
;
(1.5)
где n – число шин одного моста: n = 2.
Н.
Из ГОСТ 4754 – 97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости» принимаем шину 165/70R13.
Определяем посадочный диаметр обода d, наружный диаметр Dн и статический радиус колеса rст:
d = 13·0,0254 = 0,3302 м;
;
(1.6)
где kш – H/B (H и B – высота и ширина профиля): для шины 165/70R13 kш = 0,7; B = 165 мм;
м.
;
(1,7)
где λсм – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой: для радиальных шин легковых автомобилей принимаем λсм = 0,81;
м.
Определяем радиус качения колеса:
;
(1.8)
м.
1.4 Определение силы лобового сопротивления воздуха
Определяем силу лобового сопротивления воздуха, которая напрямую зависит от лобовой площади автомобиля:
;
(1.9)
где АВ – площадь лобового сопротивления;
kВ – коэффициент воздушного сопротивления: принимаем kВ = 0,2;
;
(1.10)
где С – коэффициент формы, равный для легковых автомобилей – 0,89;
HГ и BГ – соответственно габаритные высота и ширина транспортного
средства: HГ = 1,402 м, BГ = 1,62 м;
h – расстояние от бампера до поверхности дороги: принимаем h = 0,25 м;
В – ширина профиля шины: B = 0,165 м;
n – максимальное число колес одного моста автомобиля: при односкатных
задних колесах n = 2.
м2;
Н.
1.5 Выбор характеристики двигателя
Максимальная стендовая мощность двигателя Реmaxст = 52,6 кВт.
Определим максимальную мощность двигателя:
;
(1.11)
где – kст поправочный коэффициент, равный 0,93-0,96: принимаем kст = 0,95;
кВт.
Мощность при максимальной скорости определяется на основании формулы:
;
(1.12)
где neVmax – обороты коленчатого вала двигателя при максимальной скорости (в данном автомобиле максимальная скорость на высшей передаче достигается при оборотах меньших чем максимальные);
np – обороты коленчатого вала двигателя при максимальной мощности:
np = 5600 об/мин;
a,b,c – эмпирические коэффициенты.
Для карбюраторного двигателя легкового автомобиля коэффициенты находим по формулам:
;
(1.13)
;
(1.14)
;
(1.15)
где kм – коэффициент приспособляемости по крутящему моменту;
kω – коэффициент приспособляемости по частоте вращения.
Коэффициенты приспособляемости рассчитываем по стендовым параметрам двигателя:
;
(1.16)
где – стендовый максимальный крутящий момент: = 106,4 Н·м;
– стендовый крутящий момент при максимальной мощности:
;
(1.17)
;
(1.18)
где – обороты коленчатого вала при максимальной мощности:
= 5600 об/мин;
– обороты коленчатого вала при максимальном крутящем моменте:
= 3400 об/мин.
Производим расчеты:
Н·м ;
;
;
;
;
.
Проверяем условие:
.
(1.19)
Условие выполняется:
.
Определим обороты коленчатого вала при максимальной скорости:
;
(1.20)
об/мин.
Рассчитываем мощность при максимальной скорости:
кВт.
Мощность двигателя при максимальной скорости должна обеспечивать возможность движения при дорожном сопротивлении, которое для легковых автомобилей находится в пределах (ψV = 0,015-0,025).
Определим дорожное сопротивление, которое может преодолеть данная модель автомобиля при максимальной скорости:
;
(1.21)
где – КПД трансмиссии; при работе трансмиссии с полной нагрузкой, т. е.
при работе двигателя по внешней скоростной характеристике имеем:
;
(1.22)
где – соответственно КПД цилиндрических шестерен наружного зацепления, внутреннего зацепления, конических шестерен и карданных сочленений, передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на i-ой передаче в КП;
– соответственно число пар цилиндрических шестерен наружного зацепления, внутреннего зацепления, конических шестерен и число карданных сочленений , передающих крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам на i-ой передаче в КП.
В расчетах принимаем:
;
.
Тогда дорожное сопротивление преодолеваемое автомобилем при движении с максимальной скоростью составит:
;
Дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем при движении с максимальной скоростью .
1.6 Определение передаточного числа главной передачи
Передаточное число главной передачи определяется исходя из условия обеспечения максимальной скорости движения автомобиля.
Определяем: какую максимальную скорость позволяет получить передаточное число главной передачи для заданной модели автомобиля:
;
(1.23)
где – передаточное число высшей передачи в КП: ;
– передаточное число главной передачи: .
км/ч.
Передаточное число главной передачи подобрано таким образом, чтобы получить максимальную скорость при оборотах коленчатого вала меньше максимальных, при этом обеспечивается лучшая топливная экономичность автомобиля. Передаточное число главной передачи при максимальных оборотах двигателя обеспечивает максимальную скорость км/ч.
1.7 Определение передаточных чисел коробки передач
Передаточное число первой передачи рассчитывается, исходя из того, чтобы автомобиль мог преодолеть максимальное сопротивление дороги, характеризуемое коэффициентом , не буксовал при трогании с места, и мог двигаться с устойчивой минимальной скоростью.
Для заданной модели автомобиля .
Максимальное сопротивление дороги для легковых автомобилей должно находится в пределах .
Определим максимальное сопротивление дороги, которое может преодолеть заданная модель автомобиля, при трогании с места:
;
(1.24)
.
Максимальное дорожное сопротивление, которое может преодолеть автомобиль при трогании с места .
Определим минимальный коэффициент сцепления, при котором данный автомобиль может тронуться с места без пробуксовки ведущих колес:
;
(1.25)
где – коэффициент перераспределения нормальных реакций, для переднеприводного автомобиля принимаем .
.
Минимальный коэффициент сцепления составил .
Определим минимальную устойчивую скорость движения автомобиля:
;
(1.26)
где – минимальные устойчивые обороты двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке под нагрузкой, принимаем для карбюраторного двигателя об/мин.
км/ч.
Передаточные числа промежуточных передач выбираются из условия обеспечения максимальной интенсивности разгона автомобиля, а также длительного движения при повышенном сопротивлении дороги.
;
(1.27)
где n – номер повышающей передачи;
m – номер передачи для которой ведется расчет.
;
;
.
Рассчитанные и фактические значения передаточных чисел коробки передач приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Передаточные числа КП
-
№ передачи
Обозначение
Фактическое
значение
Рассчитанное значение
1
U1
3,636
3,636
2
U2
1,950
2,478
3
U3
1,357
1,689
4
U4
0,941
1,151
5
U5
0,784
0,784
Как видно из таблицы 1.1 фактические значения передаточных чисел промежуточных передач меньше рассчитанных значений. Таким образом, коробка передач заданного автомобиля не обеспечивает максимальной интенсивности разгона автомобиля. Поскольку фактические значения передаточных чисел промежуточных передач незначительно отличаются от рассчитанных значений можно сделать вывод, что данная коробка передач обеспечивает уместную интенсивность разгона автомобиля, при улучшенных показателях топливной экономичности.
2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя
Скоростной характеристикой двигателя называется зависимость эффективной мощности и крутящего момента от угловой скорости или частоты вращения коленчатого вала двигателя при установившемся режиме работы.
Скоростная характеристика двигателя, полученная при полной подаче топлива, называется внешней скоростной характеристикой.
Значения мощности при различной частоте вращения коленчатого вала определяем по формуле:
.
(2.1)
Значение вращающего момента при различных оборотах рассчитываем по формуле:
.
(2.2)
Для нахождения стендовых характеристик двигателя полученные значения мощностей и моментов, разделим на коэффициент стенда:
;
(2.3)
.
(2.4)
Производим расcчеты:
кВт;
;
кВт;
.
Для следующих значений расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Результаты расчетов внешней скоростной характеристики
№ п/п
n, об/мин
, кВт
, кВт
,
,
1
600
4,40
4,63
70,06
73,75
2
800
6,21
6,54
74,16
78,06
3
1000
8,17
8,60
78,06
82,17
4
1200
10,24
10,78
81,53
85,82
5
1400
12,43
13,08
84,83
89,29
6
1600
14,69
15,46
87,72
92,34
7
1800
17,03
17,93
90,39
95,15
8
2000
19,41
20,43
92,72
97,60
9
2200
21,83
22,98
94,80
99,79
10
2400
24,26
25,54
96,58
101,66
11
2600
26,69
28,09
98,08
103,24
12
2800
29,09
30,62
99,26
104,48
13
3000
31,45
33,11
100,16
105,43
14
3200
33,75
35,53
100,77
106,07
15
3400
35,97
37,86
101,08
106,40
16
3600
38,09
40,09
101,07
106,39
17
3800
40,10
42,21
100,82
106,13
18
4000
41,98
44,19
100,27
105,55
19
4200
43,70
46,00
99,41
104,64
20
4400
45,25
47,63
98,26
103,43
21
4600
46,62
49,07
96,83
101,93
22
4800
47,78
50,29
95,10
100,11
23
5000
48,71
51,27
93,08
97,98
24
5200
49,40
52,00
90,76
95,54
25
5400
49,82
52,44
88,15
92,79
26
5600
49,97
52,60
85,25
89,74
27
5800
49,82
52,44
82,07
86,39
28
6000
49,35
51,95
78,58
82,72
По рассчитанным значениям строим внешнюю скоростную характеристику (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя
3 Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля
3.1 Тяговая характеристика автомобиля
С целью решения уравнения движения автомобиля методом силового баланса, представим его в виде:
;
(3.1)
где – сила тяги, приложенная к ведущим колесам;
– сила сопротивления качению;
– сила сопротивления подъема;
– сила сопротивления воздуха;
– сила сопротивления разгону.
Полученное уравнение называют уравнением силового (или тягового) баланса. Уравнение силового баланса показывает, что сумма всех сил сопротивления движению в любой момент времени равна окружной силе на ведущих колесах автомобиля.
Уравнение позволяет определить величину окружной силы, развиваемой на ведущих колесах автомобиля, и установить, как она распределяется по различным видам сопротивлений.
Графическое изображение уравнения силового (тягового) баланса в координатах “окружная сила - скорость”, называется тяговой характеристикой автомобиля.
3.1.1 Построение графика тяговой характеристики
Определим значения окружной силы , в зависимости от скорости, при движении автомобиля на различных передачах:
.
(3.2)
В данном уравнении эффективный крутящий момент является функцией от оборотов коленчатого вала ne. Значение эффективного крутящего момента в зависимости от оборотов коленчатого вала ne определяется по внешней скоростной характеристике двигателя.
В предположении отсутствия буксования сцепления и ведущих колес автомобиля связь между частотой вращения коленчатого вала двигателя ne и скоростью V находится из соотношения:
;
(3.3)
где i – номер передачи.
Производим расчеты значений окружной силы и скорости Vi для различных оборотов коленчатого вала в диапазоне от nemin до nemax на различных передачах коробки передач.
Н;
км/ч.
Для следующих значений на i-той передаче расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.1. Полученные значения наносим на тяговую характеристику.
Определим силу сопротивления качению в зависимости от скорости движения автомобиля:
;
(3.4)
где fo – коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля с малой скоростью (при расчетах используем значение fo = 0,012).
Cилу сопротивления подъема принимаем равной нулю, так как рассматриваем движение автомобиля на дороге без уклона.
Определим силу сопротивления воздуха в зависимости от скорости движения автомобиля:
.
(3.5)
Производим расчеты:
Н;
Н.
Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.2. Полученные значения наносим на тяговую характеристику.
Таблица 3.1 Результаты расчетов окружной силы
№ п/п
n, об/мин
1-я передача
2-я передача
3-я передача
4-я передача
5-я передача
V1, км/ч
Pk1, Н
V2, км/ч
Pk2, Н
V3, км/ч
Pk3, Н
V4, км/ч
Pk4, Н
V5, км/ч
Pk5, Н
1
600
4,531
3236,7
8,449
1735,9
12,142
1208
17,509
837,7
21,016
697,9
2
800
6,042
3426,1
11,266
1837,5
16,189
1278,7
23,346
886,7
28,021
738,8
3
1000
7,552
3606,3
14,082
1934,1
20,236
1345,9
29,182
933,3
35,026
777,6
4
1200
9,063
3766,6
16,899
2020,1
24,283
1405,8
35,019
974,8
42,031
812,2
5
1400
10,573
3919,1
19,715
2101,8
28,331
1462,7
40,855
1014,3
49,037
845
6
1600
12,084
4052,6
22,532
2173,4
32,378
1512,5
46,692
1048,8
56,042
873,8
7
1800
13,594
4176
25,348
2239,6
36,425
1558,5
52,528
1080,7
63,047
900,4
8
2000
15,105
4283,6
28,165
2297,3
40,472
1598,7
58,365
1108,6
70,052
923,6
9
2200
16,615
4379,7
30,981
2348,8
44,52
1634,6
64,201
1133,5
77,058
944,4
10
2400
18,126
4461,9
33,798
2393
48,567
1665,2
70,038
1154,8
84,063
962,1
11
2600
19,636
4531,2
36,614
2430,1
52,614
1691,1
75,874
1172,7
91,068
977
12
2800
21,147
4585,8
39,431
2459,4
56,661
1711,5
81,711
1186,8
98,073
988,8
13
3000
22,657
4627,3
42,247
2481,7
60,709
1727
87,547
1197,6
105,079
997,8
14
3200
24,168
4655,5
45,064
2496,8
64,756
1737,5
93,383
1204,9
112,084
1003,8
15
3400
25,678
4669,8
47,88
2504,4
68,803
1742,8
99,22
1208,6
119,089
1006,9
16
3600
27,189
4669,4
50,696
2504,2
72,85
1742,7
105,056
1208,4
126,094
1006,8
17
3800
28,699
4657,8
53,513
2498
76,898
1738,4
110,893
1205,4
133,1
1004,3
18
4000
30,21
4632,4
56,329
2484,4
80,945
1728,9
116,729
1198,9
140,105
998,8
19
4200
31,72
4592,7
59,146
2463,1
84,992
1714
122,566
1188,6
147,11
990,3
20
4400
33,231
4539,6
61,962
2434,6
89,039
1694,2
128,402
1174,8
154,115
978,8
21
4600
34,741
4473,5
64,779
2399,1
93,087
1669,6
134,239
1157,7
161,121
964,6
22
4800
36,252
4393,6
67,595
2356,3
97,134
1639,7
140,075
1137,1
168,126
947,3
23
5000
37,762
4300,2
70,412
2306,2
101,181
1604,9
145,912
1112,9
175,131
927,2
24
5200
39,273
4193,1
73,228
2248,8
105,228
1564,9
151,748
1085,2
182,136
904,1
25
5400
40,783
4072,5
76,045
2184,1
109,276
1519,9
157,585
1054
189,142
878,1
26
5600
42,294
3938,5
78,861
2112,2
113,323
1469,9
163,421
1019,3
196,147
849,2
27
5800
43,804
3791,6
81,678
2033,4
117,37
1415,1
169,258
981,3
203,152
817,5
28
6000
45,314
3630,3
84,494
1947
121,417
1354,9
175,094
939,5
210,157
782,8
Таблица 3.2 Результаты расчетов сил сопротивления дороги (качения) и воздуха
№ п/п
Va, км/ч
, Н
, Н
, Н
1
0
161,3
0
161,3
2
10
161,9
2,7
164,6
3
20
163,6
10,7
174,3
4
30
166,5
24,2
190,7
5
40
170,6
43
213,6
6
50
175,8
67,1
242,9
7
60
182,2
96,7
278,9
8
70
189,7
131,6
321,3
9
80
198,4
171,9
370,3
10
90
208,3
217,5
425,8
11
100
219,3
268,5
487,8
12
110
231,5
324,9
556,4
13
120
244,9
386,7
631,6
14
130
259,4
453,8
713,2
15
140
275,1
526,3
801,4
16
150
291,9
604,2
896,1
17
160
309,9
687,4
997,3
18
170
329,1
776
1105,1
19
180
349,4
870
1219,4
20
190
370,9
969,4
1340,3
21
200
393,5
1074,1
1467,6
22
210
417,3
1184,2
1601,5
23
220
442,3
1299,6
1741,9
По рассчитанным значениям строим тяговую характеристику автомобиля (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 Тяговая характеристика автомобиля
3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля
По тяговой характеристике автомобиля определяем следующие показатели:
1. Максимальную скорость движения автомобиля. Ее определяют по абсциссе: точки пересечения кривых, совместной силы сопротивления воздуха и дорожного сопротивления и силы тяги на высшей передаче. У данного автомобиля сила тяги на высшей передаче, при максимальных оборотах двигателя больше совместной силы сопротивления воздуха и дорожного сопротивления. Можно сделать заключение, что у данного автомобиля имеется запас силы тяги, который позволит двигаться автомобилю по дороге с уклоном без снижения скорости.
Максимальная скорость движения автомобиля на 5-й и 4-й передаче
Vmax = 156 км/ч, V’max = 161 км/ч.
2. Окружная сила Fкv при максимальной скорости Vmax: Н.
3. Максимальная окружная сила на высшей передаче Fк5max:
Fк5max = 1006,9 Н.
4. Максимальная окружная сила Fкmax, развиваемая на ведущих колесах автомобиля: Fкmax = 4669,8 Н.
5. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля Vmin:
Vmin = 4,531 км/ч.
6. Максимальная окружная сила по сцеплению шин ведущих колес с дорогой Fφ:
;
(3.6)
Н.
На данном покрытии (асфальтобетонное шоссе) сила сцепления ведущих колес с дорогой больше максимального значения окружной силы тяги.
7. Критическая скорость движения автомобиля по условию величины окружной силы на высшей передаче Vк5: Vк5 = 119,089 км/ч .
8. Скоростной диапазон автомобиля на высшей передаче dV5:
;
(3.7)
.
9. Силовой диапазон автомобиля на высшей передаче dF5:
;
(3.8)
.
3.2 Динамическая характеристика автомобиля
Методы силового и мощностного балансов затруднительно использовать при сравнении тягово-динамических свойств автомобилей, имеющих различные веса и грузоподъемности, т. к. при движении их в одинаковых условиях силы и мощности, необходимые для преодоления суммарного дорожного сопротивления различны. От этого недостатка свободен метод решения уравнения движения с помощью динамической характеристики. Поэтому воспользуемся методом решения уравнения движения с помощью динамической характеристики.
Графическая зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля при различных передачах и полной нагрузке называется динамической характеристикой.
3.2.1 Построение динамической характеристики
При построении динамической характеристики используем следующие допущения:
1) двигатель работает по внешней скоростной характеристике;
2 ) автомобиль движется по ровной горизонтальной дороге.
С целью построения динамической характеристики воспользуемся безразмерной величиной D - динамическим фактором, равным отношению свободной силы тяги (Fк - Fв) к силе тяжести автомобиля Ga:
.
(3.9)
Для расчета динамического фактора D и построения динамической характеристики используют значения Fкi и Fв в функции скорости движения автомобиля V на различных передачах.
Таким образом имеем:
.
(3.10)
Производим расчеты:
.
Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.3. Полученные значения наносим на динамическую характеристику.
Для решения уравнения движения на динамическую характеристику наносится зависимость коэффициента сопротивления дороги ψ от скорости. Поскольку в нашем случае дорога без уклона ψ = f.
.
(3.11)
Производим расчет:
.
Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.4. Полученные значения наносим на динамическую характеристику.
По рассчитанным значениям строим тяговую характеристику автомобиля (рисунок 3.2).
Таблица 3.3 Результаты расчетов динамического фактора D
№ п/п
n, об/мин
1-я передача
2-я передача
3-я передача
4-я передача
5-я передача
V1, км/ч
D1
V2, км/ч
D2
V3, км/ч
D3
V4, км/ч
D4
V5, км/ч
D5
1
600
4,531
0,2408
8,449
0,129
12,142
0,0896
17,509
0,0617
21,016
0,051
2
800
6,042
0,2549
11,266
0,1365
16,189
0,0946
23,346
0,0649
28,021
0,0534
3
1000
7,552
0,2682
14,082
0,1435
20,236
0,0993
29,182
0,0677
35,026
0,0554
4
1200
9,063
0,2801
16,899
0,1497
24,283
0,1034
35,019
0,0701
42,031
0,0569
5
1400
10,573
0,2914
19,715
0,1556
28,331
0,1072
40,855
0,0721
49,037
0,0581
6
1600
12,084
0,3012
22,532
0,1607
32,378
0,1104
46,692
0,0737
56,042
0,0587
7
1800
13,594
0,3103
25,348
0,1654
36,425
0,1133
52,528
0,0749
63,047
0,0591
8
2000
15,105
0,3183
28,165
0,1693
40,472
0,1157
58,365
0,0757
70,052
0,0589
9
2200
16,615
0,3253
30,981
0,1729
44,52
0,1177
64,201
0,0761
77,058
0,0584
10
2400
18,126
0,3313
33,798
0,1758
48,567
0,1192
70,038
0,0761
84,063
0,0575
11
2600
19,636
0,3364
36,614
0,1781
52,614
0,1203
75,874
0,0758
91,068
0,0561
12
2800
21,147
0,3403
39,431
0,1799
56,661
0,1209
81,711
0,075
98,073
0,0544
13
3000
22,657
0,3433
42,247
0,1811
60,709
0,1211
87,547
0,0738
105,079
0,0522
14
3200
24,168
0,3452
45,064
0,1817
64,756
0,1209
93,383
0,0722
112,084
0,0496
15
3400
25,678
0,3461
47,88
0,1818
68,803
0,1202
99,22
0,0703
119,089
0,0466
16
3600
27,189
0,346
50,696
0,1812
72,85
0,1191
105,056
0,0679
126,094
0,0431
17
3800
28,699
0,3449
53,513
0,1801
76,898
0,1175
110,893
0,0651
133,1
0,0393
18
4000
30,21
0,3429
56,329
0,1785
80,945
0,1155
116,729
0,062
140,105
0,0351
19
4200
31,72
0,3397
59,146
0,1763
84,992
0,1131
122,566
0,0584
147,11
0,0304
20
4400
33,231
0,3356
61,962
0,1735
89,039
0,1102
128,402
0,0545
154,115
0,0254
21
4600
34,741
0,3304
64,779
0,1701
93,087
0,1069
134,239
0,0501
161,121
0,0199
22
4800
36,252
0,3243
67,595
0,1662
97,134
0,1032
140,075
0,0454
168,126
0,014
23
5000
37,762
0,3171
70,412
0,1617
101,181
0,099
145,912
0,0403
175,131
0,0077
24
5200
39,273
0,3089
73,228
0,1566
105,228
0,0943
151,748
0,0347
182,136
0,001
25
5400
40,783
0,2997
76,045
0,151
109,276
0,0892
157,585
0,0288
189,142
-0,0061
26
5600
42,294
0,2895
78,861
0,1447
113,323
0,0837
163,421
0,0225
196,147
-0,0137
27
5800
43,804
0,2783
81,678
0,138
117,37
0,0778
169,258
0,0158
203,152
-0,0216
28
6000
45,314
0,266
84,494
0,1306
121,417
0,0714
175,094
0,0087
210,157
-0,03
Таблица 3.4
Результаты расчетов коэффициента сопротивления дороги ψ
№ п/п
Va, км/ч
ψ
1
0
0,012
2
10
0,012
3
20
0,012
4
30
0,012
5
40
0,013
6
50
0,013
7
60
0,014
8
70
0,014
9
80
0,015
10
90
0,015
11
100
0,016
12
110
0,017
13
120
0,018
14
130
0,019
15
140
0,02
16
150
0,022
17
160
0,023
18
170
0,024
19
180
0,026
20
190
0,028
21
200
0,029
22
210
0,031
23
220
0,033
Рисунок 3.2 Динамическая характеристика автомобиля
3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля
По динамической характеристике автомобиля определяем следующие показатели:
1. Максимальная скорость движения автомобиля на 5-й и 4-й передаче
Vmax = 156 км/ч, V’max = 161 км/ч..
2. Динамический фактор при максимальной скорости движения автомобиля Dv: .
3. Максимальный динамический фактор на высшей передаче D5max:
D5max = 0,0591.
4. Максимальный динамический фактор автомобиля Dmax: Dmax = 0,347.
5. Максимальное дорожное сопротивление, преодолеваемое автомобилем на высшей и низшей передачах ,: , .
6. Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем на высшей и низшей передачах ,:
;
(3.12)
;
;
(3.13)
.
7. Минимальная устойчивая скорость движения автомобиля Vmin:
Vmin = 4,531 км/ч.
8. Динамический фактор по сцеплению шин с поверхностью дорожного покрытия Dφ:
;
(3.14)
.
9. Критическая скорость движения автомобиля на высшей передаче по условию величины динамического фактора Vк5: Vк5 = 63,047 км/ч .
10. Скоростной диапазон автомобиля на высшей передаче dV5 :
;
(3.15)
.
11. Силовой диапазон автомобиля на высшей передаче dD5:
;
(3.16)
.
3.3 Ускорение автомобиля при разгоне
Ускорение рассчитывают применительно к горизонтальной дороге с твердым покрытием при условии максимального использования мощности двигателя и отсутствии буксования ведущих колес.
3.3.1 Построение графика ускорение автомобиля при разгоне
Величину ускорения находим из уравнения, связывающего динамический фактор с условиями движения автомобиля:
;
(3.17)
где – коэффициент учета вращающихся масс;
;
(3.18)
для одиночных автомобилей при их номинальной нагрузке можно считать ; .
Таким образом, имеем:
;
(3.19)
Производим расчеты:
Последующие расчеты ведем аналогично. Результаты расчетов заносим в таблицу 3.5. Полученные значения наносим на график ускорений автомобиля.
По рассчитанным значениям строим график ускорений автомобиля (рисунок 3.3).
Таблица 3.5 Результаты расчетов ускорения автомобиля а
№ п/п
n, об/мин
1-я передача
2-я передача
3-я передача
4-я передача
5-я передача
V1, км/ч
ax1,
V2, км/ч
ax2,
V3, км/ч
ax3,
V4, км/ч
ax4,
V5, км/ч
ax5,
1
600
4,531
1,421
8,449
0,955
12,142
0,677
17,509
0,448
21,016
0,354
2
800
6,042
1,509
11,266
1,016
16,189
0,72
23,346
0,476
28,021
0,375
3
1000
7,552
1,592
14,082
1,073
20,236
0,76
29,182
0,5
35,026
0,391
4
1200
9,063
1,665
16,899
1,123
24,283
0,795
35,019
0,521
42,031
0,403
5
1400
10,573
1,736
19,715
1,171
28,331
0,828
40,855
0,537
49,037
0,411
6
1600
12,084
1,796
22,532
1,212
32,378
0,855
46,692
0,549
56,042
0,414
7
1800
13,594
1,853
25,348
1,25
36,425
0,879
52,528
0,558
63,047
0,414
8
2000
15,105
1,902
28,165
1,281
40,472
0,899
58,365
0,563
70,052
0,409
9
2200
16,615
1,946
30,981
1,31
44,52
0,915
64,201
0,563
77,058
0,4
10
2400
18,126
1,983
33,798
1,333
48,567
0,927
70,038
0,56
84,063
0,387
11
2600
19,636
2,014
36,614
1,351
52,614
0,935
75,874
0,554
91,068
0,37
12
2800
21,147
2,038
39,431
1,365
56,661
0,938
81,711
0,544
98,073
0,349
13
3000
22,657
2,057
42,247
1,374
60,709
0,938
87,547
0,529
105,079
0,323
14
3200
24,168
2,069
45,064
1,378
64,756
0,935
93,383
0,51
112,084
0,294
15
3400
25,678
2,074
47,88
1,378
68,803
0,926
99,22
0,489
119,089
0,26
16
3600
27,189
2,073
50,696
1,372
72,85
0,915
105,056
0,462
126,094
0,221
17
3800
28,699
2,066
53,513
1,362
76,898
0,898
110,893
0,432
133,1
0,179
18
4000
30,21
2,053
56,329
1,348
80,945
0,879
116,729
0,399
140,105
0,133
19
4200
31,72
2,033
59,146
1,329
84,992
0,855
122,566
0,361
147,11
0,083
20
4400
33,231
2,007
61,962
1,305
89,039
0,827
128,402
0,32
154,115
0,029
21
4600
34,741
1,975
64,779
1,276
93,087
0,796
134,239
0,274
161,121
-0,03
22
4800
36,252
1,937
67,595
1,242
97,134
0,76
140,075
0,225
168,126
-0,093
23
5000
37,762
1,892
70,412
1,204
101,181
0,721
145,912
0,173
175,131
-0,16
24
5200
39,273
1,84
73,228
1,161
105,228
0,677
151,748
0,115
182,136
-0,231
25
5400
40,783
1,783
76,045
1,114
109,276
0,629
157,585
0,055
189,142
-0,306
26
5600
42,294
1,719
78,861
1,061
113,323
0,577
163,421
-0,009
196,147
-0,386
27
5800
43,804
1,649
81,678
1,005
117,37
0,522
169,258
-0,078
203,152
-0,469
28
6000
45,314
1,573
84,494
0,943
121,417
0,463
175,094
-0,15
210,157
-0,557
Рисунок 3.3 График ускорений автомобиля
3.3.2 Практическое использование графика ускорений автомобиля
По графику ускорений автомобиля определяем следующие показатели:
1. Максимальное ускорение ахmax: ахmax = 2,074 .
2. Скорость автомобиля при максимальном ускорении Vaxmax:
Vaxmax = 25,678 км/ч.
3. Максимальное ускорение на высшей передаче ax5max: ax5max = 0,415 .
4. Скорость автомобиля на высшей передаче при максимальном ускорении Vax5max: Vax5max = 60 км/ч.
5. Максимальная скорость движения автомобиля на 5-й и 4-й передаче
Vmax = 156 км/ч, V’max = 161 км/ч.
3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля
Путь и время разгона рассчитывают в предположении, что автомобиль разгоняется на ровной горизонтальной дороге, при полной подаче топлива, на участке длиной 2000 м (соглсно ГОСТ 22576-90 “Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний.”).
3.4.1 Определение времени разгона
Трогание автомобиля с места начинают на передаче, обеспечивающей максимальное ускорение. Для определения наиболее интенсивного разгона в расчет вводят максимально возможное ускорение при данной скорости движения автомобиля.
Для первой передачи расчет ведется в диапазоне от Vmink до Vmaxk.
Для определения времени разгона разбиваем кривую ускорения на каждой передаче на интервалы. Определим изменение скорости на этих промежутках:
.
(3.20)
Среднее ускорение для i-того интервала составит:
.
(3.21)
Время движения автомобиля Δti в секундах, за которое его скорость вырастает на величину ΔVi, определяется по закону равноускоренного движения:
.
(3.22)
Общее время разгона автомобиля на k-ой передаче от скорости Vmink до Vmaxk, при которой начинается переключение на (k + 1)-ую передачу, находят суммированием времен разгона в интервалах:
(3.23)
Принимаем время переключения передачи с.
Падение скорости автомобиля при переключении передачи рассчитываем по формуле:
.
(3.24)
Для следующей передачи расчет ведется в диапазоне от Vmink+1 = Vmaxk – VП до Vmaxk+1.
Производим расчеты. Рассчитанные значения заносим в таблицы 3.6 для 1-й передачи, 3.7 для 2-й передачи, 3.8 для 3-й передачи, 3.9 для 4-й передачи. Для 5-й передачи расчет не проводится.
3.4.2 Определение пути разгона
Средняя скорость в интервале от до составляет:
.
(3.25)
При равноускоренном движении в интервале от до путь проходимый автомобилем составляет:
.
(3.26)
Путь разгона автомобиля от минимальной скорости до максимальной на данной передаче определяем суммированием:
(3.27)
Определим путь проходимый автомобилем за время переключения передачи:
.
(3.28)
Для построения графика разгона автомобиля время и путь разгона на последующей передаче прибавляется к соответствующим значениям на предыдущей передаче.
Производим расчеты. Рассчитанные значения заносим в таблицы 3.6 для 1-й передачи, 3.7 для 2-й передачи, 3.8 для 3-й передачи, 3.9 для 4-й передачи.
Производим построение скоростных характеристик времени (рисунок 3.4) и пути разгона автомобиля (рисунок 3.5).
Таблица 3.6 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 1-й передаче
№ п/п
Vi1, км/ч
Vi1, м/с
ΔVi1, м/с
ai1, м/с2
aiср1, м/с2
Δti1, c
ti1, c
tП1, c
Vmax1 – VП1 , км/ч
Viср1, м/с
ΔSi1, м
Si1, м
SП1, м
1
4,531
1,259
1,421
0
1
44,882
0
12,5272
2
6,042
1,678
0,419
1,509
1,465
0,28601
0,28601
1,4685
0,42
0,42
3
7,552
2,098
0,42
1,592
1,551
0,27079
0,5568
1,888
0,511
0,931
4
9,063
2,518
0,42
1,665
1,629
0,25783
0,81463
2,308
0,595
1,526
5
10,573
2,937
0,419
1,736
1,701
0,24633
1,06096
2,7275
0,672
2,198
6
12,084
3,357
0,42
1,796
1,766
0,23783
1,29879
3,147
0,748
2,946
7
13,594
3,776
0,419
1,853
1,825
0,22959
1,52838
3,5665
0,819
3,765
8
15,105
4,196
0,42
1,902
1,878
0,22364
1,75202
3,986
0,891
4,656
9
16,615
4,615
0,419
1,946
1,924
0,21778
1,9698
4,4055
0,959
5,615
10
18,126
5,035
0,42
1,983
1,965
0,21374
2,18354
4,825
1,031
6,646
11
19,636
5,454
0,419
2,014
1,999
0,2096
2,39314
5,2445
1,099
7,745
12
21,147
5,874
0,42
2,038
2,026
0,20731
2,60045
5,664
1,174
8,919
13
22,657
6,294
0,42
2,057
2,048
0,20508
2,80553
6,084
1,248
10,167
14
24,168
6,713
0,419
2,069
2,063
0,2031
3,00863
6,5035
1,321
11,488
15
25,678
7,133
0,42
2,074
2,072
0,2027
3,21133
6,923
1,403
12,891
16
27,189
7,553
0,42
2,073
2,074
0,20251
3,41384
7,343
1,487
14,378
17
28,699
7,972
0,419
2,066
2,07
0,20242
3,61626
7,7625
1,571
15,949
18
30,21
8,392
0,42
2,053
2,06
0,20388
3,82014
8,182
1,668
17,617
19
31,72
8,811
0,419
2,033
2,043
0,20509
4,02523
8,6015
1,764
19,381
20
33,231
9,231
0,42
2,007
2,02
0,20792
4,23315
9,021
1,876
21,257
21
34,741
9,65
0,419
1,975
1,991
0,21045
4,4436
9,4405
1,987
23,244
22
36,252
10,07
0,42
1,937
1,956
0,21472
4,65832
9,86
2,117
25,361
23
37,762
10,489
0,419
1,892
1,915
0,2188
4,87712
10,2795
2,249
27,61
24
39,273
10,909
0,42
1,84
1,866
0,22508
5,1022
10,699
2,408
30,018
25
40,783
11,329
0,42
1,783
1,812
0,23179
5,33399
11,119
2,577
32,595
26
42,294
11,748
0,419
1,719
1,751
0,23929
5,57328
11,5385
2,761
35,356
27
43,804
12,168
0,42
1,649
1,684
0,24941
5,82269
11,958
2,982
38,338
28
45,314
12,587
0,419
1,573
1,611
0,26009
6,08278
12,3775
3,219
41,557
Таблица 3.7 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 2-й передаче
№ п/п
Vi2, км/ч
Vi2, м/с
ΔVi2, м/с
ai2, м/с2
aiср2, м/с2
Δti2, c
ti2, c
tП2, c
Vmax2 – VП2 , км/ч
Viср2, м/с
ΔSi2, м
Si2, м
SП2, м
1
1
83,988
23,4003
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
44,882
12,467
1,374
7,08278
54,084
14
45,064
12,518
0,05
1,378
1,376
0,03634
7,11912
12,4925
0,454
54,538
15
47,88
13,3
0,78
1,378
1,378
0,56604
7,68516
12,909
7,307
61,845
16
50,696
14,082
0,78
1,372
1,375
0,56727
8,25243
13,691
7,766
69,611
17
53,513
14,865
0,78
1,362
1,367
0,57059
8,82302
14,4735
8,258
77,869
18
56,329
15,647
0,78
1,348
1,355
0,57565
9,39867
15,256
8,782
86,651
19
59,146
16,429
0,78
1,329
1,339
0,58252
9,98119
16,038
9,342
95,993
20
61,962
17,212
0,78
1,305
1,317
0,59226
10,57345
16,8205
9,962
105,955
21
64,779
17,994
0,78
1,276
1,291
0,60418
11,17763
17,603
10,635
116,590
22
67,595
18,776
0,78
1,242
1,259
0,61954
11,79717
18,385
11,39
127,980
23
70,412
19,559
0,78
1,204
1,223
0,63778
12,43495
19,1675
12,225
140,205
24
73,228
20,341
0,78
1,161
1,183
0,65934
13,09429
19,95
13,154
153,359
25
76,045
21,124
0,78
1,114
1,138
0,68541
13,7797
20,7325
14,21
167,569
26
78,861
21,906
0,78
1,061
1,088
0,71691
14,49661
21,515
15,424
182,993
27
81,678
22,688
0,78
1,005
1,033
0,75508
15,25169
22,297
16,836
199,829
28
84,494
23,471
0,78
0,943
0,974
0,80082
16,05251
23,0795
18,483
218,312
Таблица 3.8 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 3-й передаче
№ п/п
Vi3, км/ч
Vi3, м/с
ΔVi3, м/с
ai3, м/с2
aiср3, м/с2
Δti3, c
ti3, c
tП3, c
Vmax3 – VП3 , км/ч
Viср3, м/с
ΔSi3, м
Si3, м
SП3, м
1
1
120,8
33,6413
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
83,988
23,33
0,879
17,05251
241,713
19
84,992
23,609
0,28
0,855
0,867
0,32295
17,37546
23,4695
7,579
249,292
20
89,039
24,733
1,12
0,827
0,841
1,33175
18,70721
24,171
32,19
281,482
21
93,087
25,858
1,13
0,796
0,812
1,39163
20,09884
25,2955
35,202
316,684
22
97,134
26,982
1,12
0,76
0,778
1,43959
21,53843
26,42
38,034
354,718
23
101,181
28,106
1,12
0,721
0,741
1,51147
23,0499
27,544
41,632
396,350
24
105,228
29,23
1,12
0,677
0,699
1,60229
24,65219
28,668
45,934
442,284
25
109,276
30,354
1,12
0,629
0,653
1,71516
26,36735
29,792
51,098
493,382
26
113,323
31,479
1,13
0,577
0,603
1,87396
28,24131
30,9165
57,936
551,318
27
117,37
32,603
1,12
0,522
0,55
2,03636
30,27767
32,041
65,247
616,565
28
121,417
33,727
1,12
0,463
0,493
2,27181
32,54948
33,165
75,345
691,910
Таблица 3.9 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 4-й передаче
№ п/п
Vi4, км/ч
Vi4, м/с
ΔVi4, м/с
ai4, м/с2
aiср4, м/с2
Δti4, c
ti4, c
tП4, c
Vmax4 – VП4 , км/ч
Viср4, м/с
ΔSi4, м
Si4, м
SП4, м
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
120,801
33,556
0,399
33,54948
725,551
19
122,566
34,046
0,49
0,361
0,38
1,28947
34,83895
33,801
43,585
769,136
20
128,402
35,667
1,62
0,32
0,341
4,75073
39,58968
34,8565
165,594
934,730
21
134,239
37,289
1,62
0,274
0,297
5,45455
45,04423
36,478
198,971
1133,701
22
140,075
38,91
1,62
0,225
0,25
6,48
51,52423
38,0995
246,885
1380,586
23
145,912
40,531
1,62
0,173
0,199
8,1407
59,66493
39,7205
323,353
1703,939
24
151,748
42,152
1,62
0,115
0,144
11,25
70,91493
41,3415
465,092
2169,031
25
157,585
43,774
1,62
0,055
0,085
19,05882
89,97375
42,963
818,824
2987,855
26
163,421
45,395
1,62
-0,009
0,023
70,43478
160,40853
44,5845
3140,299
6128,154
27
28
Рисунок 3.4 Скоростная характеристика времени разгона автомобиля
Рисунок 3.5 Скоростная характеристика пути разгона автомобиля
3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля
По скоростной характеристике разгона определяются следующие оценочные измерители тягово-скоростных свойств автомобиля:
1) условная максимальная скорость Vymax в км/ч.
Данная скорость определяется как средняя скорость прохождения автомобилем последних 400 м двухкилометрового участка:
;
(3.29)
где t2000 и t1600 – время разгона автомобиля на участках протяженностью соответственно 2000 м и 1600 м;
км/ч;
2) время разгона автомобиля t400 и t1000 на участках протяженностью 400 м и 1000 м.
По характеристикам времени и пути разгона автомобиля t400 = 23 с;
t1000 = 42 с;
3) время разгона tз до заданной скорости Vз.
Для автотранспортных средств полной массой менее 3,5 т Vз = 100 км/ч.
По характеристикам времени и пути разгона автомобиля tз = 22,4 с.
4. Топливная экономичность автомобиля
Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в разных условиях движения.
Топливной характеристикой установившегося движения называют зависимость путевого расхода топлива от установившейся скорости при установившемся движении на ровной горизонтальной дороге на высшей передаче.
4.1 Построение топливной характеристики автомобиля
При построении графика топливной характеристики установившегося движения для заданной скорости автомобиля на высшей передаче определяются следующие параметры.
Обороты коленчатого вала двигателя, соответствующие заданной в км/ч скорости. Обороты изменяются в диапазоне от об/мин до об/мин.
Значение эффективной мощности на валу двигателя, соответствующее полученным оборотам двигателя:
.
(4.1)
Значение мощности предающейся в трансмиссию автомобиля:
.
(4.2)
Значение мощности подводимой к ведущим колесам автомобиля на высшей передаче:
.
(4.3)
Значение мощности затрачиваемой на преодоление сил дорожного сопротивления:
.
(4.4)
Значение мощности затрачиваемой на преодоление сил сопротивления воздуха:
.
(4.5)
Значение степени использования мощности:
.
(4.6)
Значение степени использования оборотов коленчатого вала двигателя:
.
(4.7)
Определяем коэффициенты, зависящие от степени использования мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала двигателя, для карбюраторного двигателя имеем:
;
(4.8)
.
(4.9)
Путевой расход топлива (в л/100км) определяем по формуле:
;
(4.10)
где - удельный расход топлива при максимальной мощности, выше на 5-10 % , для карбюраторного двигателя принимаем , тогда ;
- плотность топлива, для бензина .
Производим расчеты необходимых величин, результаты расчетов заносим в таблицу 4.1.
По полученным значениям строим мощностную (рисунок 4.1) и топливную (рисунок 4.2) характеристики автомобилей на высшей передаче.
Таблица 4.1 Расчет мощностной и топливной характеристик автомобиля на высшей передаче
№ п/п
n, об/мин
V1, км/ч
, кВт
, кВт
, кВт
, кВт
, кВт
И
Е
kИ
kЕ
QS, л/100км
1
600
21,016
4,63
4,40
4,0744
1
0,069
0,262
0,107
1,719
1,154
4,47
2
800
28,021
6,54
6,21
5,75046
1,3
0,164
0,255
0,143
1,748
1,127
4,56
3
1000
35,026
8,60
8,17
7,56542
1,6
0,321
0,254
0,179
1,752
1,102
4,7
4
1200
42,031
10,78
10,24
9,48224
2
0,554
0,269
0,214
1,69
1,079
4,91
5
1400
49,037
13,08
12,43
11,51018
2,4
0,88
0,285
0,25
1,628
1,059
5,11
6
1600
56,042
15,46
14,69
13,60294
2,8
1,313
0,302
0,286
1,565
1,04
5,3
7
1800
63,047
17,93
17,03
15,76978
3,2
1,869
0,321
0,321
1,5
1,024
5,48
8
2000
70,052
20,43
19,41
17,97366
3,7
2,564
0,349
0,357
1,411
1,009
5,65
9
2200
77,058
22,98
21,83
20,21458
4,2
3,413
0,377
0,393
1,331
0,996
5,81
10
2400
84,063
25,54
24,26
22,46476
4,7
4,431
0,406
0,429
1,257
0,985
5,96
11
2600
91,068
28,09
26,69
24,71494
5,3
5,633
0,442
0,464
1,177
0,976
6,12
12
2800
98,073
30,62
29,09
26,93734
5,9
7,036
0,48
0,5
1,107
0,969
6,27
13
3000
105,079
33,11
31,45
29,1227
6,6
8,654
0,524
0,536
1,041
0,963
6,45
14
3200
112,084
35,53
33,75
31,2525
7,3
10,503
0,57
0,571
0,99
0,958
6,68
15
3400
119,089
37,86
35,97
33,30822
8,1
12,598
0,621
0,607
0,951
0,956
7,01
16
3600
126,094
40,09
38,09
35,27134
8,9
14,954
0,676
0,643
0,927
0,954
7,42
17
3800
133,1
42,21
40,10
37,1326
9,8
17,588
0,738
0,679
0,918
0,954
7,99
18
4000
140,105
44,19
41,98
38,87348
10,7
20,513
0,803
0,714
0,926
0,955
8,74
19
4200
147,11
46,00
43,70
40,4662
11,7
23,746
0,876
0,75
0,949
0,957
9,7
20
4400
154,115
47,63
45,25
41,9015
12,8
27,303
0,957
0,786
0,982
0,96
10,88
21
4600
161,121
49,07
46,62
43,17012
14
31,198
-
-
-
-
-
22
4800
168,126
50,29
47,78
44,24428
15,2
35,447
-
-
-
-
-
23
5000
175,131
51,27
48,71
45,10546
16,5
40,065
-
-
-
-
-
24
5200
182,136
52,00
49,40
45,7444
17,9
45,067
-
-
-
-
-
25
5400
189,142
52,44
49,82
46,13332
19,4
50,47
-
-
-
-
-
26
5600
196,147
52,60
49,97
46,27222
21
56,288
-
-
-
-
-
27
5800
203,152
52,44
49,82
46,13332
22,6
62,537
-
-
-
-
-
28
6000
210,157
51,95
49,35
45,6981
24,4
69,231
-
-
-
-
-
Рисунок 4.1 Мощностная характеристика автомобиля на высшей передаче
Рисунок 4.2 Топливная характеристика автомобиля на высшей передаче
4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива
Для определения эксплуатационного расхода топлива Qэ при движении автомобиля на высшей передаче по дороге с асфальто-бетонным покрытием:
1) задаемся максимальным значением скорости движения в соответствии с Правилами дорожного движения, для легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 т на автомагистралях скорость не более км/ч;
2) определяем эксплуатационную скорость:
;
(4.11)
км/ч;
3) по графику топливной характеристики установившегося движения для эксплуатационной скорости Vэ определяем расход топлива QVэ:
QVэ = 5,73 л/100км;
4) вычисляем эксплуатационный расход топлива Qэ в л/100 км:
(4.12)
л/100 км.
5 Итоговые таблицы
(студент заполняет самостоятельно)
Таблица 5.1 Данные, определенные по тяговой характеристике
Таблица 5.2 Данные, определенные по динамической характеристике
Таблица 5.3 Данные, определенные по характеристике ускорений автомобиля
Таблица 5.4 Данные, определенные по характеристикам времени и пути разгона автомобиля
Таблица 5.5 Данные, определенные по топливной характеристике установившегося движения автомобиля
Список используемой литературы
1. Гришкевич А.И. Автомобиль: Теория. - Мн.: Выш. шк., 1986. - 208 с.
2. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля. - М.: Машиностроение, 1982. - 224 с.
3. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Расчет агрегатов и систем / Под ред. Н.Ф. Бочарова, Л.Ф.Жеглова. - М.: Машиностроение, 1994. - 404 с.
4. ГОСТ 4754 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.
5. ГОСТ 5513 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.
6. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.
7. Мощностной баланс автомобиля / В.А. Петрушов, В.В. Московкин, А.Н. Евграфов. - М.: Машиностроение, 1984. - 160 с.
8. Евграфов А.Н., Высоцкий М.С., Титович А.И. Аэродинамика магистральных автопоездов. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 232 с.
9. Евграфов А.Н., Есеновский-Лашков Ю.К. Аэродинамические свойства автомобилей и автопоездов. Методы исследований. - М.: МГАУ, 1998. - 79 с.
10. Европейский Союз. Технические стандарты на автотранспортные средства. Директива Совета 93/53/EC от 25 июля 1996 года. Максимальные разрешенные габаритные размеры и нагрузки (веса) автотранспортных средств.
11. Грузовые автомобили: Проектирование и основы конструирования / М.С. Высоцкий, Л.Х. Гилелес, С.Г. Херсонский. - М.: Машиностроение, 1995. - 256 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории транспорт :
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ