Решение логарифмических уравнений, 10-11 класс



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей дом детского творчества

г.Зверева Ростовской области.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №1

г.Зверева Ростовской области.










«Решение логарифмических уравнений»











Работа педагога дополнительного

образования МБОУ ДОД ДДТ,

учителя математики МБОУ СОШ №1

Куца Фёдора Ивановича














г. Зверево

2013г



Содержание работы:


1) Уравнения вида log a x = b.

2) Уравнения вида log a f (x) = b.

3) Уравнения вида log a f (x) = g(x).

4) Уравнения вида log a f (x) = log a g (x).

5) Уравнения вида log a(x) f(x) = log a(x) g(x).

6) Уравнения вида log a (log b f (x)) = c.

7) Замена переменной.

8) Приведение к одному основанию.

9) Уравнения с неизвестным в основании логарифма

10) Уравнения вида log a f (x)∙log b g(x) = 0.

11) Разложение на множители левой части уравнения.

12) Использование формулы перехода к новому основанию.

13) Использование формулы log a b + log a c = log a (bc).

14) Использование формулы log a b - log a c = log a (b/c)

15)Уравнения вида A∙( log a f (x))2 + B∙ log a f (x) + C = 0 .

16) Показательно - логарифмические уравнения.

17) Использование однородности.

18) Уравнения вида  = g(x).

19) Уравнения вида  = b.

20) Уравнения вида  = g(x).

21) Использование формул log a (b/c) = log a |b| - log a |c|, log a(b∙c) = log a |b| + log a |c|.

22) Использование формулы log f(x) (g(x))n = nlog f(x) |g(x)| (При четном n).

23) Рационально – логарифмические уравнения

24) Иррационально – логарифмические уравнения

25) Уравнения, содержащие модуль.

26) Комбинированные уравнения.

27) Оценочная «граничная» задача.

28) Использование монотонности функций.





1) Уравнения вида log a x = b.

Уравнение вида log a x = b при всех допустимых a имеют единственное решение x = a b.

Пример. log 3 x= 4.

х = 34,

х = 81.

Ответ. х = 81.

2) Уравнения вида log a f (x) = b.

Уравнение вида log a f(x)= b равносильно уравнению f(x) = a b.

Пример.log 2 (5 – x) = 3.

5 – х = 23,

х = - 3.

Ответ. х = - 3.

3) Уравнения вида log a f (x) = g(x).

Уравнение вида log a f (x) = g(x) равносильно уравнению f (x) = a g(x).

Пример. lg (2x + x + 4) = xx lg5.

2x + x + 4 =10 x - x lg5 ,

2x + x + 4 = ,

2x + x + 4 = ,

2x + x + 4 =,

2x + x + 4 = 2x,

x = - 4.

Ответ. х = - 4.

4) Уравнения вида log a f (x) = log a g (x).

1способ решения. Уравнение вида log a f (x) = log a g (x) равносильно системе:

Причем любую из двух последних строк можно (и, как правило, нужно) опустить.

Пример. log2 (x2 + x - 2) = log22x.

  x = 2.

Ответ. x = 2.

2способ решения. Решив уравнение f(x) =g(x), сделать проверку найденных корней для исходного уравнения.

Пример. log2(5x + 3)= log2(7x + 5).

5x + 3 = 7x + 5,

2x = 2, x = - 1.

Проверка. x = -1.

Число x = -1 не является корнем исходного уравнения, так как при x = -1 левая и правая части уравнения теряют смысл.

Ответ. Корней нет.

5) Уравнения вида log a(x) f(x) = log a(x) g(x).

Уравнение вида log a(x) f(x) = log a(x) g(x)

равносильно системе:или

Пример. log 4 - x (x2 + 1) = log 4 - x (3x + 1).

   x = 0.

Ответ. x1 = 0.

6) Уравнения вида log a (log b f (x)) = c.

При решении уравнений вида log a (log b f (x)) = c вначале потенцируют по внешнему логарифму, затем по внутреннему.

Пример. log(log3x) = 4.

log2(log3x) = 2 или log 2(log3x) = - 2.

1) log2(log3x) = 2; log3x = 4; x = 81.

2) log2(log3x) = - 2; log3x = ; x = .

Ответ. x1 = 81, x2 = .


7) Замена переменной.

Пример. lg2 + lg x = 7.

(lg 10 – lg x)2 + lg x = 7,

(1 – lg x)2 + lg x = 7.

Пусть lg x = у, тогда (1 – у)2 + у = 7,

1- 2у + у2 + у – 7 = 0,

у2 – у – 6 = 0,

у1 = 3, у2 = - 2.

Возвращаясь к переменной х, рассмотрим два случая:

1) lg x = 3, x = 103, x1 = 1000.

2) lg x = -2, x = 10-2, x2 = 0,01.

Ответ. x1 = 1000, x2 = 0,01.

8) Приведение к одному основанию.

Пример. = 2 - 2.

 =  - ,

   

Решим уравнение 18x2 + 18x – 1= 0.

х1,2 = , х1,2 = , х1,2 = , х1,2 = , х1,2 = ,

Условию удовлетворяет х = .

Ответ. х = .

9) Уравнения с неизвестным в основании логарифма.

Пример 1.log x 5 = 3.

 x = 

Ответ. x = 

Пример 2.  = 0,5.

   0 < x < 1, x > 1.

Ответ. 0 < x < 1, x > 1.

Пример 3. log(-x) 25 = - 2.


  x = - .

Ответ. x = - .

Пример 4. + = 2.

ОДЗ уравнения: 

 + = 2, + = 2, x2 = 48, x1,2= ± 4.

x = - 4 не удовлетворяет ОДЗ.

Ответ. x = 4.

10) Уравнения вида log a f (x)∙log b g(x) = 0.

Уравнения вида log a f(x)∙ log b g(x) = 0 равносильно системе: 

Пример. log2xlog7(3 – x) = 0.

   x1 = 1, x2 = 2.

Ответ. x1 = 1, x2 = 2.

11) Разложение на множители левой части уравнения.

Пример. log4 (2x – 1)∙log4x = 2 log4(2x – 1).

log4 (2x – 1) ∙ log4x - 2 log 4(2x – 1) = 0,

log4 (2x – 1) ∙ (log 4 x – 2) = 0,

log4 (2x – 1) = 0 или log4 x – 2 = 0.


1) log 4 ( 2x – 1) = 0, 2x – 1 = 1, x1 = 1.

2) log 4 x – 2 = 0, log4x = 2, x2 = 16.

Проверка показывает, что оба значения x являются корнями исходного уравнения.

Ответ. x1 = 1, x2 = 16.

12) Использование формулы перехода к новому основанию.

Пример.log3 x + log x 3 = .

Уравнение имеет смысл при x > 0, x 1.(1)

Воспользовавшись формулой log x 3 = , имеем: log3x + = .

Введем замену log3x = t, t 

t +  = , 2t2 – 5t + 2 = 0. t1 = 2, t2 = .

1) Если t1 = 2, то log3x = 2, x1 = 9.

2) Если t1 = , то log3x = , x2 = .

Найденные значения x удовлетворяют условиям (1) и являются корнями данного уравнения.

Ответ. x1 = 9, x2 = .

13) Использование формулы log a b + log a c = log a (bc).

Пример.log 2 (1 – x)= 3 – log 2 (3 – x).

log2 (1 – x)+ log 2 (3 – x) = 3,

log2((1 – x) (3 – x)) = 3,

(1 - x)(3 - x) = 8,

x2 - 4x - 5 = 0.

x1 = - 1, x2 = 5.

Проверка.

x1 = - 1.

Левая часть уравнения log 2 (1 – x)= log 2 (1 - (-1)) = log 22 = 1.

Правая часть уравнения 3 - log 2 (3 – x) = 3 - log 2 (3 – (-1)) =3 – log 2 4 = 3 – 2 = 1.

1 = 1 верно, x1 = - 1 корень исходного уравнения.

x2 = 5.

Число x2 = 5 не является корнем исходного уравнения, так как при x = 5 левая и правая части уравнения теряют смысл.

Ответ. x = - 1.

14) Использование формулы log a b - log a c = log a (b/c)

Пример. lg (x - 1) – lg (2x – 11) = lg 2.

lg  = lg 2,

 = 2,

x – 1 = 2∙ (2x -11),

3x = 21, x = 7.

Проверка. x = 7.

lg (x - 1) – lg (2x – 11) = lg (7 - 1) – lg (2∙7 – 11) = lg 6 – lg 3 = lg  = lg 2.

lg 2 = lg 2 верно, x = 7 корень данного уравнения.

Ответ. x = 7.

15)Уравнения вида A∙( log a f (x))2 + B∙ log a f (x) + C = 0 .

(f (x) > 0, а > 0,а ≠ 1) путем замены log a f (x) = t сводится к квадратному уравнению.

Пример. + = 5.

ОДЗ уравнения х > 0.

2 + = 5,

2 + = 5,

2∙  - 2 + - 4∙  + 4 - 5 = 0,

- 2∙  - 3 = 0.

Обозначив  = t, получим квадратное уравнение: t2 - 2t - 3 = 0, корни которого

t1 = - 1, t2 = 3

Возвращаясь к переменной х, рассмотрим два случая:

 = -1, х1 = 3.

2)  = 3, х2 = . Оба значения входят в ОДЗ.

Ответ. х1 = 3 , х2 = .

16) Показательно - логарифмические уравнения.

Если в уравнении содержится выражение вида , то для нахождения корней уравнения необходимо сначала прологарифмировать обе его части по тому же основанию, что и основание логарифма, стоящего в показателе степени, а затем решить получаемое алгебраическое уравнение относительно log a x.

Пример.  = 4.

ОДЗ уравнения: x > 0, x ≠ 1.

Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 2:

 = log 2 4, (log 2 x - 1) ∙ log 2 x = 2, (log 2 x)2 - log 2 x - 2 = 0.

Пусть log 2 x = t , тогда t2 - t - 2 = 0, откуда t = 2, t = -1,

Возвращаясь к переменной х, рассмотрим два случая:

1) log 2 x = 2, x1 = 4.

2) log 2 x = - 1, x2 =. Оба значения удовлетворяют ОДЗ.

Ответ. x1 = 4, x2 =.

17) Использование однородности.

Уравнения вида aA2(х)+ bA(х)B(х) + cB2(х) = 0 называются однородными

Способ решения однородных уравнений:

деление обеих частей уравнения на A2(х), A(х)B(х) или B2(х) и введение замены.

Пример. lg2(x + 1) = lg(x + 1) lg(x - 1) + 2 lg2(x - 1).

ОДЗ x > 1,

lg2(x + 1) - lg(x + 1) lg(x - 1) - 2 lg2(x - 1) = 0,

Разделим на lg2(x - 1) 0.

 -  - 2 = 0,-  - 2 = 0.

Пусть у = , тогда у2 – у – 2 = 0, откуда у1 = 2, у2 = -1.

Возвращаясь к переменной х, рассмотрим два случая:

1) = 2, lg(x + 1) = 2 lg(x - 1), lg(x + 1) = lg(x - 1)2, х + 1 = (х – 1)2,

х + 1 = x2 - 2х + 1 , x2 - 3х = 0, (x – 3)х = 0. x1 = 3, x2 = 0.

x2 = 0 не удовлетворяет ОДЗ.


2) = -1, lg(x + 1) = - lg(x - 1), lg(x + 1) = lg, x + 1 = , x2 – 1= 1, x2= 2.

x1,2 = 

x2 =  не удовлетворяет ОДЗ.

Ответ. x1 = 3, x2 = .

18) Уравнения вида  = g(x).

Уравнение вида  = g(x) равносильно системе:

Пример. = 4x.

Ответ. x = 1.

19) Уравнения вида  = b.

Уравнения вида  = b равносильно уравнению = , где b = am;

Откуда log c f(x) = m.

Пример. 23lg x∙5lg x = 1600.

8lg x∙5lg x = 1600, 40lg x = 1600, 40lg x = 402, lg x = 2, x = 100.

Ответ. x = 100.


20) Уравнения вида  = g(x).

Уравнение вида  = g(x) равносильно системе:

Пример. = 2x.

Ответ. x = 3.


21) Использование формул log a (b/c) = log a |b| - log a |c|, log a(b∙c) = log a |b| + log a |c|.


Пример.  = + 1.



  .

Ответ. x = -2.

22) Использование формулы log f(x) (g(x))n = nlog f(x) |g(x)| (При четном n).

Пример. lg4(x - 1)2 + lg2(1 - x)3 = 25.

24lg4|x - 1| + 32lg2(1 - x) = 25.

Область определения функции lg2(1 - x) «диктует» выполнение неравенства 1 – x > 0. Поэтому |x - 1| = 1 – x.

В полученном уравнении 16∙ lg4(1 - x) + 9∙ lg2(1 - x) - 25 = 0 сделаем замену переменной:

у = lg2(1 - x), у ≥ 0.
  у = 1.

Следовательно, lg2(1 - x) = 1. Откуда:

1) lg(1 - x) = 1, lg(1 - x) = lg10, 1 – x = 10, x1 = - 9.

2) lg(1 - x) = - 1, lg(1 - x) = lg0,1, 1 – x = 0,1, x2 = 0,9.
Ответ. x1 = - 9, x2 = 0,9.

23) Рационально – логарифмические уравнения.

Пример.  +  = 1.

Сделав замену lg x = у, получаем  +  = 1.

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель (4 + у)(2 – у) ≠ 0.

2 – у + 8 + 2у = 8 – 2у – у2, у2 + 3у + 2 = 0. у1 = -1, у2 = - 2.

Возвращаясь к переменной х, рассмотрим два случая:

1) lg x = -1, х = 0,1.

2) lg x = -2, х = 0,01. Оба значения удовлетворяют ОДЗ.

Ответ. х1 = 0,1, х2 = 0,01.


24) Иррационально – логарифмические уравнения.

Пример 1. = log2(2x).

ОДЗ x > 0.

 = log22 + log2x, = 1 + log2x.

Сделав замену переменной log2x = у, получаем  = 1 + у. (*)

Возведя обе части уравнения в квадрат, имеем: 2у2 + 3у – 5 = 1 + 2у + у2,

у 2+ у – 6 = 0. у1 = - 3, у2 = 2.

Проверим иррациональное уравнение (*) .

1) При у1 = - 3 правая часть уравнения отрицательна, следовательно у1 = - 3 посторонний корень.

2) у2 = 2.

Левая часть  =  =  = 3.

Правая часть 1 + у = 1 + 2 = 3.

3 = 3 верно, у = 2 корень уравнения (*).

Возвращаясь к переменной х, имеем: log2x = 2, х = 4.

Ответ . х = 4.

Пример 2. +  = 4lg x – 5.

Так как квадратный корень всегда неотрицателен, то левая часть уравнения неотрицательна при любых x, и, следовательно, правая часть 4lg x – 5 ≥ 0.

Тогда  = | 5 - 4lg x | = 4lg x – 5,т.е. исходное уравнение равносильно системе:

  

Решением последней системы являются x, удовлетворяющие уравнению lg x = 4,

т.е. x = 104, x = 10000.

Ответ. x = 10000.


25) Уравнения, содержащие модуль.

Пример 1.  = .

1) При 0x < 1: - 1| =  , поскольку  < 1 при 0 ≤ x < 1.

Уравнение равносильно системе:

 .

2) При x ≥ 1:  - 1| =  - 1, поскольку  ≥ 1 при x ≥1.

Уравнение равносильно системе:

x1 = 4 , x2 = 1.

Ответ. Корнями уравнения являются числа из промежутка и x = 4.

Пример 2. 3+ |2 – log 5 x| = |1 + log 5 x |.

Сделаем замену t = log5 x и решим уравнение: 3 + |2 - t|= |1 + t|.

Критические точки t = 2, t = - 1.

При t < - 1: 3 + 2 - t = - (1 + t), откуда 5 – t = - t – 1, 0∙t = - 6 нет корней.

При - 1 ≤ t < 2: 3 + 2 - t = 1 + t , откуда 5 – t = t + 1, -2t = - 4, t = 2- не удовлетворяет условию - 1 ≤ t < 2.

При t ≥ 2: 3 + t – 2 = 1 + t , откуда t +1 = t + 1, 0∙t = 0. Следовательно, t ≥ 2.

Итак, log 5 x ≥ 2, log 5 xlog 5 25, так как 5 > 1, то x ≥ 25.

Ответ. ≥ 25.

Пример3.  = 2.

ОДЗ: x ≠3.

Заметив, что x2 – 6x + 14 = (x2 – 6x +9) + 5 = (x – 3)2 + 5 = | x – 3|2 + 5, сделаем замену переменной t = | x – 3|.

 = 2;  = ; t2 + 5 = ( t + 1)2; t2 + 5 = t2 + 2t + 1;

2t = 4; t = 2.

Возвращаясь к переменной x, имеем: | x – 3| = 2, откуда x3 = 2 или x3 = - 2,

т.е. x1= 5, x2 = 1.

Проверка показывает, что оба значения x являются корнями исходного уравнения.

Ответ.х1 = 5, х2 = 1.

26) Комбинированные уравнения.

Пример 1. + 3∙ = 10.

Преобразуем выражение =  =  = .

Сделав теперь в исходном уравнении замену переменной t = , придем к системе:  t = 2.

Итак,  = 2.

Прологарифмируем это уравнение по основанию 2:

= log 22, (log 2 4x)2 = 1.

log 2 4x = 1 или log 2 4x = - 1.

1) log 2 4x = 1, 4x = 2, x1= .

2) log 2 4x = -1, 4x = , x2= .

Ответ. = ,  = .

Пример 2.  = .

ОДЗ: x < 0, x > 4.

В соответствии со свойствами логарифмов  =  исходное уравнение преобразуется в показательное:  = , откуда

 = , log 3 5= 4( log 3 15 -  log 3 (x2 – 4x)) ,

log 3 5= 2log 3 15 - log 3 (x2 – 4x), log 3 (x2 – 4x) = log 3(225/5)

x2 – 4x = 45. x1= 9 или x2 = - 5.

Ответ. = 9,  = -5.

Пример 3. log cos x sin x + log sin x cos x = 2.

ОДЗ:  2n < x <  + 2n, n Z.(*)

Пусть log cos x sin x = у, тогда log sin x cos x = .

у +  = 2;  = 0; у = 1.

log cos x sin x = 1; log cos x sin x = log cos x cos x; sin x = cos x; tg x = 1; x =  + n, n Z.

Учитывая ограничения (*), имеем: x =  + n, n Z.

Ответ. x =  + n, n Z.



27) Оценочная «граничная» задача.

Производится оценка множеств значений правой и левой частей уравнения. Если правая часть ограничена снизу, а левая часть ограничена сверху, то равенство возможно только в общей точке.

Пример. = log2x + log x2.

Так как log2x + log x2 = log2x + , то при всех x > 0, x ≠ 1 выполняется неравенство |log2x + log x2| ≥ 2.

С другой стороны, - x2 + 4x – 3 = - x2 + 4x – 4 +1= - (x – 2)2 + 1 ≤ 1 при любом x,откуда следует, что ≤ 21 = 2.

Поэтому равенство левой и правой частей исходного уравнения возможно лишь в случае 

Решим второе уравнение:

= 2, - x2 + 4x – 3 = 1, - (x – 2)2 + 1 = 1, - (x – 2)2 = 0, x = 2.

Подставим найденное значение x = 2 в первое уравнение системы:

log22 + log 22 = 1 + 1 = 2. 2 = 2 – верно.

x = 2 – корень исходного уравнения.

Ответ. x = 2.

28) Использование монотонности функций.

Пример. log7(x + 8) = - x.

По определению логарифма имеем: x + 8 = 7-x; x + 8 =  (*).

Функция у = x + 8 – возрастающая, функция у =- убывающая, следовательно, по теореме о встречной монотонности уравнение (*) имеет не более одного корня.

Подбором находим, что это x = - 1.

Ответ. x = -1.


Литература:

1) Алгебра. ЕГЭ: шаг за шагом / А.А.Черняк, Ж.А.Черняк.- Волгоград: Учитель,2012.

2) Методы решения задач по математике: Пособие для поступающих в НПИ. Ч1 / Ред. журн. «

Изв. вузов. Электромеханика». Новочеркасск,1993

3) Алгебра и начала математического анализа, 10-11 класс, В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович, – 12-е изд., доп.-– М. :

Мнемозина, 2011.

4) Алгебра и начала математического анализа, 10-11 класс, Учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва

и др.- 16-е изд.,перераб. - М.:Просвещение,2010

5)Математика. Учебное пособие для слушателей подготовительных курсов /Ю.С.Рогозина, И.М.Башняк, О.Л.Логвиненко, Новочеркасск: НГМА ,2003





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории алгебра:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ