ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

МБОУ сош№8 г.Петровска Саратовской области













ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.












подготовила

учитель иностранных языков

Вдовина Елена Григорьевна













г.Петровск

2013

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

 

Активизация познавательной деятельности обучаемых была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К. Ушинский в своих трудах писал: «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а напротив, — приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукой и жизнью» (6, С.27).

И в наше время  вопрос «Как активизировать познавательную деятельность обучаемых и добиться наилучших и стабильных результатов в обучении?» преподаватели задают себе практически ежедневно. Что же собой представляет познавательная активность? Так, Ф. Харламов  познавательную активность трактует, как интенсивную аналитико-септическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний.

А. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает: «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости учения как познания, все виды познавательных мотивов, признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе» (3, С.36). Ученый утверждает, что на основе этого учащийся формируется, как субъект учебной деятельности.

Г. Щукина рассматривает познавательную активность, как «ценное и сложное личностное образование человека, интенсивно формирующееся в годы обучения», которое «выражает особое состояние человека и его отношение к деятельности» (5, С.21).

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т. Шамовой: «Активность в учении не просто деятельное состояние учащегося. Это качество деятельности, в которой проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» (7, С. 58) . Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию обучаемого на занятии, которая выражается в особенностях его познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности – это двухсторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – обучаемые. Однако практика показывает, что ученики чаще всего остаются равнодушными к познавательным событиям, открывающимся на занятии. Да и учителю преподать каждую тему на высоком уровне страстей и интереса не всегда удается. В силу разных обстоятельств многие обучаемые не только не слушают объяснения учителя, но, как бы присутствуя на занятии, мысленно и чувственно на нем отсутствуют. В данной ситуации важно создать условия, побуждающие учеников  к проявлению собственной активности.  Данные условия могут быть следующими:

Во-первых, личность учителя должна быть бесконечно привлекательна для детей, порождать желание к общению и являться примером в процессе извлечения знаний.

Во-вторых, необходимо так организовывать каждый урок, чтобы суметь «передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения».  При этом, нужно упаковать «интересное» в «необходимое» так, что из этой сети не удастся выпасть в сонное состояние никому (6).

В-третьих, урок должен быть основан на постоянной смене деятельности, при этом на орбиту ученического рассудка выводятся все новые заявления, приемы, неожиданные повороты, притягательные речения, достойные споры, волнующие проблемы.

Одной из наиболее приемлемых форм работы учеников является работа  в группах, чтобы, обсуждая дело, работая над ним, дети получали радость от общения и радость от процесса и достигнутого результата деятельности. Хотим мы того или нет, однако темп урока, сложность проблем воспринимается детьми по-разному. Одни, вследствие своей генетической предрасположенности, готовности и интереса, психологического темперамента, выработанной привычки к учебному труду и способности все схватывать на лету, успевают взять необходимое на уроке, другие – и как правило, это не их вина, не в состоянии этого сделать и с каждым днем, уроком, разом все уступают, отодвигаются от преподавателя, предмета, товарищей. У педагогов вместе с родителями появляется прекрасная возможность ругать этих несчастных носителей педагогического брака. При одинаковом  душевном отношении к детям, истинное мастерство учителя кроется в разной по времени и по сложности скорости, предлагаемой им для решения учебных задач. Важно в организации работы по предмету опираться на хорошо воспитанное и принятое желание обучаемых совместно, в игре, в работе, в поиске самодеятельно, через познавательное общение двигаться к общей цели, учитывая при этом разные уровни познавательной активности студентов.

Мы считаем, что показателями познавательной активности учеников можно назвать следующие: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие порывы в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность в решении учебных задач. Степень включенности в учебный процесс и проявлении активности учащегося – это динамический изменяющийся показатель. В научной литературе различают несколько уровней усвоения учебного материала, например В. И. Тесленко предлагает  классификацию, в которой выделены следующие этапы усвоения знаний:

"Нулевой" уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором ученик способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Фактически речь идет о предшествующей подготовке ученика, которая позволяет понимать новый для него учебный материал.

Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов, понятий и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.

Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях.

Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную ранее информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных   ситуациях.

Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать самостоятельно объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

Практика показывает, что, действительно, во многом от учителя зависит процесс и результат познавательной активности обучаемых: останется ли он на нулевом уровне или достигнет более высокого, проявив собственную активность и творчество, ведь каждый обучаемый, пока его не сломали грубым педагогическим вмешательством, имеет привлекательные достоинства. И, дело педагогов, кропотливо культивировать, выращивать успех каждого. Важно видеть, за что наградить каждого ученика, похвалить, но не менее важно создать необходимые условия для проявления достоинств, присущих только данному человеку. Этому способствует развитие любопытства у каждого обучаемого. Ведь не секрет, что любопытство, постепенно трансформирующееся в любознательность, а затем в познавательную потребность, - главный мотив исследовательского поведения.

В свою очередь интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности. Познавательный интерес позволяет решить основополагающие задачи образования: обучающую (информационную), развивающую и воспитывающую. Решение указанных задач приводит в итоге к формированию коммуникативной компетенции, которая рассматривается современными методистами, как цель обучения иностранному языку.

В научной литературе под «компетенцией» (от лат. competere добиваться, соответствовать, подходить) в широком смысле понимается знания, опыт, осведомленность в какой-либо области, а также круг полномочий определенного  органа или должностного лица, установленный законом, уставом, стандартом или иным актом, готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели.

Вопросы о важности формирования компетенции обучаемых поднимались в ряде стран Европы и США уже в 70-е годы. Данный вопрос рассматривался в связи с  индивидуализацией обучения и возможностью творческого и интеллектуального развития учащихся. Уже тогда стало очевидно, что обладание набором знаний и умений не решает вопроса качества образования, необходимо, чтобы приобретенные знания были связаны с культурой, наукой, политикой, чтобы, у личности было заложено стремление и умение увязывать полученные знания с происходящими процессами в окружающей действительности. В связи с этим,  в 1996 году, на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы»,  было определено понятие ключевые компетенции и предложены его концептуальные положения.  М. Стобартом (Директором Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы) было сформулировано содержание ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый европеец.

1.     Политические и социальные компетенции. Они проявляются в способности брать на себя ответственность и активно участвовать в совместном принятии решений, в умении регулировать конфликты ненасильственным путем, в участии в функционировании и улучшении демократических институтов.

2.     Межкультурные компетенции касаются гармоничной жизни в многокультурном обществе, уважения друг к другу, способности жить с людьми других культур, языков, религий, препятствовании возникновения расизма, климата нетерпимости.

3.     Коммуникативные компетенции охватывают владения устным и письменным взаимодействием, важным в общественной и профессиональной деятельности. Огромное значение принимает при этом владение несколькими иностранными языками.

4.     Информационно-технологические компетенции, связанные с возникновением информационного общества, со способностью использовать новые информационные технологии, касаются также умения критически подходить к информации, распространяемой СМИ и рекламой.

5.     Профессиональная компетенция, которая обнаруживается как способность к непрерывной профессиональной подготовке в течение всей жизни (1).

Учителю необходимо создать такие условия, которые бы способствовали формированию и реализации на своих уроках всех видов компетенций. В частности учителю иностранного языка  желательно построить свою деятельность так, чтобы обучаемые видели речевую перспективу применения языкового материала и в дальнейшем стремились добиться языковой компетенции. Возможность строить диалог с зарубежными коллегами может значительно укрепить самооценку учеников.

При этом межкультурная компетенция становится системообразующим принципом формирования профессиональной компетенции. В данном контексте следует отметить, что целью изучения иностранного языка выступает не только формирование умения общаться на нем, но создание условий приобщения к другой культуре. Таким образом, речь идет о диалоге культур, о взаимодействии различных лингвосоциумов. Ввести в мир культуры страны изучаемого языка, соотнося ее с родной культурой, важная задача учителя, поэтому я стараюсь на своих уроках строить обучение, как диалог культур (родной культуры и культуры страны изучаемого языка).

Организованная таким образом работа обучаемых, позволяет не только усвоить материал, но и повысить мотивацию к изучению иностранного языка, оптимизировать процесс обучения за счет того, что ребенок использует новый язык не только в искусственно созданных ситуациях, но и в своей реальной жизни. Таким образом, наша задача в том, что бы обучая языку, мы могли организовать учебный процесс так, чтобы он «открывал ребенку окно в другой мир и расширял тем самым его понимание собственного быта» (6).

Все общепринятые цели обучения, а именно: научить  анализировать, ставить задачи, находить возможные решения; научить полезному и разумному общению; научить работать с текстом, задачей; развить умение сосредотачиваться, концентрировать внимание; развить умение отстаивать свои позиции; научить извлекать знания, легко можно реализовать, используя на своих уроках нетрадиционные методы обучения. Формами организации познавательной деятельности на занятии могут служить: различные виды проектов, ролевая игра, театрализованное представление, использование на уроках Интернет-ресурсов, переписка с носителями языка и многие другие. Педагогическая практика показывает, что данные формы во многом оптимизируют процесс усвоения учениками иностранного языка, способствуют проявлению творчества, самостоятельности, повышают мотивацию и, как следствие,  позволяют ученикам осознать личную значимость иностранного языка.

Отправной точкой при выборе подобных видов работы учеников являются особенности возрастной психологии. Для всех возрастных групп учащихся характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным выше упомянутые формы работы, обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения, предполагают активизацию деятельности обучаемых во всех сферах процесса обучения: дети подбирают информацию в справочниках, ищут интересные факты в дополнительной литературе, самостоятельно делают аудио- и видеозаписи, выпускают газеты, рисуют плакаты и декорации, поют, даже пишут стихи.

На наш взгляд, это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность, активизирует познавательную деятельность учеников.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения и процесс общения должны быть  неразрывно связанными, взаимодополнять друг друга  и способствовать становлению всесторонне развитой, самодостаточной личности ученика. А хорошо организованная познавательная, поисковая работа с включением в работу учебно-познавательной само- и взаимодеятельности, являются важнейшими составляющими обучения, и способствует выполнению вышеназванных задач.

 

























Список используемой литературы:

1.     Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – 400с.

2.     Лизинский В.М. «Приемы и формы в учебной деятельности», М, Педагогический поиск 2002г.

3.     Маркова А.К. «Формирование мотивации учения » М, Просвещение, 2012г.

4.     Соколова Н.Ю. «Как активизировать познавательную деятельность учащихся»  ж. «Педагогика» №7, 2001г

5.     Щукина Г.И. «Актививизация познавательной деятельности» М. Педагогика, 2010г.

6.     Ушинский К. Д. Предисловие к 1-му изд. «Детского мира». — Собр. соч., т. 5. — М.; Л., 1949.

7.     Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384с.

8.     Харламов Ф.И. «Активизация учения школьников» Минск. Нар.Асвета, 2004г






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории английский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ