Доклад «Система работы с одарёнными детьми»
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
«Система работы с одарёнными детьми»
Шашкова Анна Игоревна, МБОУ лицей, учитель биологии, Московская область
Аннотация
Работа по выявлению с целью дальнейшего развития одарённой личности успешно проходит в каждой современной средней общеобразовательной школе, не говоря уже о гимназиях и лицеях. Работает концепция современного качественного образования. Но педагогов для одарённых детей не готовят специально. Поэтому каждый учитель, постоянно занимаясь самообразованием, должен научиться работать и в этом аспекте тоже.
В педагогических университетах и институтах нам говорили: «Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся». Так говорится в педагогике. Но для меня, ребёнка, ещё со школьной скамьи, учитель, в первую очередь, был примером для подражания, наставником, Человеком с большой буквы… Недаром древняя мудрость гласит: «Ребёнок – это сосуд, данный нам взрослым на хранение». Мне повезло со школьными учителями: они наполнили меня только разумным, добрым, вечным. Привили любовь к этой одной из самых тяжёлых, но благородных профессий в мире…
Наверное, не открою Америку, сказав, что хорошим учителем стать трудно. Вы должны в совершенстве знать предмет, который преподаете, вы должны быть хорошо образованы и хорошо информированы. Невежественный учитель учит невежеству, скучающий учитель учит скуке, пугливый учитель учит страху, но хороший учитель развивает в своих учениках горячее стремление к знаниям, любовь к истине и красоте. Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек говорил: «Великий учитель − это великий художник, а вы знаете, как мало на свете великих художников». Поэтому преподавание, по праву, можно считать величайшим из искусств. Особенно там, где не желают учиться. Как быть с такими детьми? В первую очередь, нужно начать с себя, уметь рефлексировать, уметь признавать свои ошибки. Много правды для тех, кто не умеет этого делать, в персидском изречении: «Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя». Во-вторых, вспомнить, что такое обучение. Сухомлинский писал: «Обучение − это очень сложные человеческие взаимоотношения. Любой продолжительный труд (а обучение − настолько длительный труд, что ребёнок конца ему не видит) можно успешно выполнять лишь тогда, когда в результатах работы человек видит живое воплощение своих духовных сил». Иными словами, источником желания учиться является успех, достигнутый в обучении. Другой великий педагог Соловейчик скажет об этом громче: «Чтобы хорошо учиться, надо... хорошо учиться»…
Поэтому, быть хорошим современным учителем, учителем XXI века – это почти быть Богом… При этом: иметь хорошую теоретическую подготовку; постоянно заниматься самообразованием; владеть современными методиками преподавания предмета; активно внедрять в образовательный процесс компьютерные технологии; много работать над развитием учебного и творческого потенциала учащихся; осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению; совершенствовать структуру урока; внедрять новые педагогические технологии; умело использовать возможности учебного кабинета; в процессе преподавания предметов использовать учебники нового поколения.
А главное, не стремиться развивать способности ученика до предела, а уметь видеть этот предел. Здесь я говорю, в первую очередь, о работе с обычными и одарёнными детьми, которая стоит во главе моей собственной концепции преподавания.
Работа по выявлению с целью дальнейшего развития одарённой личности успешно проходит в каждой современной средней общеобразовательной школе, не говоря уже о гимназиях и лицеях. Работает концепция современного качественного образования. Но педагогов для одарённых детей не готовят специально. Поэтому каждый учитель, постоянно занимаясь самообразованием, должен научиться работать и в этом аспекте тоже. К сожалению, есть и препоны, которые мешают развиваться одарённому ребенку: это непонимающие и останавливающие родители, да и сами учителя, ориентирующиеся на среднего ученика, то есть отсутствие мотивации…
В системе работы с одарёнными детьми необходимо выделять следующие цели и задачи: выявление одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей; использование работы с одарёнными детьми для реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании; мотивация учащихся, имеющих повышенный уровень знаний; развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, оформления результатов исследований; развитие у учащихся навыков публичного выступления.
Я не раз говорила, что работа с одарёнными детьми реализуется через образовательную деятельность плановых уроков и индивидуальную научно-исследовательскую деятельность. Для организации научно-исследовательской деятельности в нашем образовательном учреждении существует Научное Лицейское Общество учащихся. Являясь руководителем секции биологии и экологии, я занимаюсь не только подготовкой детей к районным и областным олимпиадам, но и курирую учащихся при подготовке ими их личных научно-исследовательских проектов. Безусловно, главным итогом подобной деятельности учащихся является представление своей работы не только на городских и районных конференциях, но и на различных конкурсах более высокого уровня, организованных ведущими вузами страны. Поэтому нужно уделять особое внимание презентации работы. И здесь уже особая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям. Таким образом, метод проектов в учебной деятельности тесно связан с проектом информатизации в образовании. Именно поэтому я не представляю свои уроки без использования ИКТ.
Все это, безусловно, помогает моей работе с одарёнными детьми.
Но работа учителя должна быть эффективной не только в этом аспекте, но и с обычными детьми на каждом уроке, должна давать положительный результат изо дня в день. Бытующее мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми, в корне не верно. Даже с детьми в коррекционно-развивающих классах работа над проектами дает положительные результаты. Проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, в том числе и учащиеся начальных классов. Ведь в процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и приобретаются новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. Нужно просто найти золотую середину, оптимизировать процесс…
В заключение мне хочется вспомнить слова Орисона Свитта Мардена, который говорил о том, что «для успеха существуют два обязательных требования». Первое – «приступить к работе», и второе – «доводить работу до конца». Конечно, мы все ежедневно стараемся придерживаться этого правила в своей учительской деятельности. Но он также писал: «Никогда не остановить того, кто рвётся вперед, окрылённый мечтой». Учитель должен открывать в себе новые возможности, тем самым он почерпнёт неимоверную энергию и вдохновение для своей деятельности, для своей собственной мечты… Учить и учиться! Ведь производительность труда и уровень жизни в стране однозначно связаны с интеллектуальным потенциалом общества. Тот, кто умнее, живёт лучше и, главное, делает лучше мир, в котором живём мы и наши дети.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ