Конспект открытого урока по теме «Голосеменные растения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока по теме
«Голосеменные растения»
Пояснительная записка
Тема урока: Голосеменные
Подцарство высших растений включает две крупные группы- споровые и семенные растения, поэтому очень важно на этом уроке выявить эти отличия.
Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды. Семенные же растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян(вне зависимости от воды).
Семена это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть не только вполне сформировавшийся зародыш, но и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. на этом уроке учащиеся познакомятся с современными представителями голосеменных и разнообразием их форм. Они представлены исключительно древесными формами: деревьями, кустарниками, лианами. необходимо организовать работу учащихся с таблицами, рисунками, схемами и в ходе урока подчеркивать основные отличительны черты споровых растений и семенных ратений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные
познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.
Развивающие
продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.
продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.
Воспитательные
воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, гербарий можжевельника, кипариса, сосна обыкновенная коллекция шишек голосеменных, ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, сообщения учащихся, лабораторная работа.
Структура урока
Методы и средства обучения
I.Организационный момент.
Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.
II.Проверка знаний учащихся.
1 вариант
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2.Какие признаки характерны для папоротников?:
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие стебля, листьев, корня.
3.У взрослого растения папоротника образуются:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4.Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры - проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток
2 вариант
1. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
2.Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
3.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
4.В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
5.Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
Тест с взаимопроверкой.
IV.Изучение нового материала
1.Многообразие голосеменных растений.
Хвойные растения называют иначе голосеменными .
(показать шишки и объяснить почему хвойные называют голосеменными). Хвойные широко распространены на Земле. Среди них нет травянистых растений. а только кустарники и деревья. Возникновение семенного размножения- важный этап эволюции растений: в семени зародыш может в течении более длительного времени сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов. Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.
Отдел Голосеменных состоит из следующих классов:
Саговниковые
Гинкговые
Гнетовые
Хвойные
Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. У нас в России один вид выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.
Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.
Класс Гнетовые включает 70 видов.
Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.
К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.
Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.
Секвойи – хвойные деревья Северной Америки. Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния. Это дерево славится удивительным долголетием. Средний возраст секвойи 3 – 4 тысячи лет. Секвойи это деревья гиганты, высотой более 100 м и толщиной до 10 м .
Известны случаи ,когда на пнях погибших секвой сооружали танцевальные площадки. А в одном из таких деревьев, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.
Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.
Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.
Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.
Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.
Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.
Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.
Кипарис – могучее дерево 30 метровой высоты, но растет кипарис очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.
Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.
Рассказ учителя.
1 слайд презентации
2 слайд презентации
3 слайд презентации
4 слайд презентации
5 слайд презентации
6 слайд презентации
7 слайд презентации
8 слайд презентации
9 слайд презентации
10 слайд презентации
11 слайд презентации
2. Общие признаки голосеменных растений.
Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации.
Органы - лист, стебель, корень.
Лист – хвоинка.
Шишка – видоизмененный побег.
Размножение с помощью – семян.
Запишите признаки в тетрадь.
Запись признаков голосеменных на доске.
3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.
А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.
На партах у учащихся инструктивные карточки.
Лабораторная работа № 7 на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.
1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу ( см. Приложение 1)
2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.
4.Пользуясь текстом учебника (стр.75 -78), заполните сравнительную таблицу (см. Приложение 1)
Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.
Лабораторная работа.
Подведение итогов работы, выводы.
Комментарии учителя.
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).
Физкультминутка.
5.Значение голосеменных растений.
1 сообщение.
Живица - смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название.
Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.
Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения.
2 сообщение.
Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.
Слайд – презентация.
Сообщения учащихся.
7.Закрепление знаний.
Вопросы классу.
1) В чем основное отличие семенных растений от споровых?
2) Почему хвойные называют иначе голосеменными?
3) Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
4) Какие растения относятся к голосеменным?
5) Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?
Загадки:
1) Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она,
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена.(Сосна)
2) Есть у этой чудо-елки
Неколючие иголки.
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки.(лиственница)
3) Ты растение, кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодку растенье,
Подари колючку мне.(Можжевельник)
Фронтальная беседа
8.Домашнее задание.
П. 16,читать, отв. на вопросы
Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".
Приложение 1
Название растения
Хвоя
Шишка
Длина
Окраска
Расположение на ветке
Размер
Окраска
Плотность расположения чешуек
Сосна
Ель
Сосна
Сравниваемые признаки
Ель
1.Отношение к свету.
2. Требовательность к почве и влаге.
3. Как развит главный корень?
5.Продолжительность
жизни хвои.
Продолжительность
жизни дерева.
Высота дерева.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ