Конспект урока биологии для 6 класса «Многообразие водорослей»
Модель урока
«Многообразие водорослей»
Биология 6 класс
УМК Пономаревой И.Н.
Данилова Людмила Евгеньевна
учитель биологии
МВС ОУ ЦО г. Омутнинска
Кировской области
Тема урока: «Многообразие водорослей»;
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала;
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации;
Цели по содержанию:
Образовательная.
Способствовать знакомству учащихся с многообразием водорослей, их классификацией, распространением на Земле, значением в природе и жизни человека. Закрепить и актуализировать полученные знания о водорослях и применять их в выполнении различных заданий.
Развивающая.
Продолжать обучение, работать с дидактическими материалами, дополнительной литературой (при подготовке к уроку), развивать культуру устной речи.
Воспитательная.
Способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, формированию коммуникативных умений, экологического мышления, ответственного отношения к природе.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-поисковый, иллюстративный, наглядный;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная;
Средства обучения: учебник «Биология» 6 класс – Пономарева И.Н. и др., таблицы «Морские водоросли», «Одноклеточные водоросли», «Нитчатые водоросли», гербарий разных отделов водорослей, раздаточный материал для организации самостоятельной работы (см. Приложения), продукты, косметические средства с применением водорослей.
Ход урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент;
Приветствует учащихся, создает рабочую доброжелательную обстановку, проверяет готовность рабочего места учителя и учащихся.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку (дидактический материал на столе, гербарий), настраиваются на успешную работу.
2.Целеполагание и мотивация;
На столе зубные пасты, крем, лосьоны, консервы и др. с экстрактами водорослей. «Ребята, часто на этикетках, коробках мелькают названия «Лосьон «Морские водоросли», морской салат, морская капуста. Это далеко не полный перечень, где нашли применение эти удивительные растения, дошедшие к нам из глубины веков. Заслуживают они нашего внимания? – Безусловно. Сегодня мы узнаем о многообразии водорослей, их классификации, строении, распространении на Земле, значении».
Знакомит с планом урока.
Вместе с формулируют цели урока
3. Актуализация
Проводит диагностическую фронтальную беседу по теме урока (Приложение3.1). В это время у доски работают 3 человека, выписывают цифры с правильными ответами (Приложение 3.2)
Выслушивает ответы.
Отвечают на вопросы, обсуждают вопросы в парах и отвечают на них. Рассматривают таблицы, рисунки одноклеточных зеленых водорослей.
4. Изучение нового материала;
Вводное слово: «Поскольку водоросли очень древние, у них возникло множество форм строения. Известно, что в природе существуют водоросли разной окраски таллома: зеленые, бурые, красные, золотистые и др.». Предлагает в тетрадь занести схему с доски (Приложение 4.1).
Далее: объясняет новый материал, придерживаясь схемы:
1. Зеленые одноклеточные.
Мы изучили хламидомонаду, у рода хламидомонада свыше 500 видов. Они обитают в разных условиях. Например:
Хламидомонада снежная
- сообщение учащегося (приложение 4.2);
Хлорелла
- сообщение учащегося (приложение 4.3)
2. Зеленые нитчатые
Часто в прудах и реках можно увидеть скользкую зеленую тину. Это тоже водоросли, но многоклеточные, нитчатые, об одной мы знаем – улотрикс. И еще - спирогира – сообщение учащегося (приложение 4.4)
3. Бурые водоросли – окраска таллома CHL+ другие пигменты, приблизительно 1500 в. Большинство обитает в морях, образуя заросли «подводного леса».
Предлагает работать с текстом учебника о бурых водорослях, записать названия, рассмотреть по гербарию. Сделать
краткие записи.
4. Красные водоросли (багряники). Предлагает поработать с текстом учебника, рис.93, выписать названия красных водорослей, рассмотреть их по гербарию, предлагает составить не менее трех и не более пяти вопросов письменно, задать их соседу по парте и ответить на его вопросы. Одну пару прослушать у доски.
Записывают схему «Низшие растения»
Сообщение учащегося. Слушают и по ходу рассказа заполняют схему.
Рассказ учащегося.
Рассматривают нитчатые зеленые водосли по гербарию
Рассказ учащегося.
Работают с текстом учебника стр. 142, заполняют схему (названия бурых водорослей) и рассматривают бурые водоросли по гербарию. Делают краткие записи. Отвечают устно об особенностях бурых водорослей, называют представителей.
Заполняют схему, рассматривают гербарий, составляют вопросы, отвечают друг другу.
5.Применение знаний
4.Предлагает подвести итог, направляет, помогает сделать вывод.
Делают вывод о водорослях совместно с учителем.
6.Закрепле
ние и применение знаний
Проводит игру «Что лишнее?» (приложение 6.1)
Черный ящик (приложение 6.2)
По цепочке выполняют игру, отвечают устно.
Работают с карточками.
7.Само
контроль
Предлагает работу: «Дополни предложение» (приложение 7.1)
Выполняют задание, проводят взаимопроверку с партнером, сверяясь с записями на доске.
8.Домашнее задание
Объясняет выполнение разноуровневого домашнего задания (приложение 8.1)
Записывают домашнее задание
9.Рефлексия
интересного
полезного
скучного
нового
Закрашивают секторы
Приложение 3.1
Фронтальный опрос.
1. Что такое водоросли?
2. Где обитают?
3. Какие бывают по строению?
4. Как питаются и как делятся по способу питания?
5. Как называется тело водоросли?
6. Как размножаются водоросли?
7. Какой пигмент есть у всех?
8. Что случилось бы с хламидомонадой, если бы у неё исчезли светочувствительный глазок и пульсирующая вакуоль?
Приложение 3.2
1. Бесполое
размножение
1. Гаметы
2. Споры
3. Зигота
4. Зооспоры
5. Коньюгация
6. Гаметангии
7. Дочерний организм
8. Материнский организм
2. Половое размножение
3. Распределить по систематическим группам:
берёза, берёза бородавчатая,
букоцветные, берёзовые, двудольные, растения, цветковые.
Приложение 4.1
Низшие растения
Отдел Зеленые водоросли Отдел Бурые водоросли Отдел Красные водоросли
1. 1.
Одноклеточные Много- 2. 2.
клеточные
(нитчатые) 3.
1. 1.
2. 2.
3.
Приложение 4.2
Хламидомонада снежная
Развивается на поверхности снега и льда. Густо заполнена красным пигментом, при оттаивании верхних слоев снега под влиянием солнечных лучей начинает быстро размножаться и создает красное «цветение снега». Окраска снега может быть зеленой, красной, голубой, бурой, желтой и даже черной- в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.
Приложение 4.3
Хлорелла
Бывает, что в реках или морях вода приобретает необычный цвет, становится бурой, желтой или зеленой. Зеленый цвет воде придают миллиарды растений-невидимок. Если капельку такой воды рассмотреть в микроскоп, то можно увидеть множество прозрачных шариков, внутри которых зеленеет хроматофор. Это одноклеточная зеленая водоросль – хлорелла обыкновенная. Она живет не только в воде, стоит пройти дождю, как на коре деревьев, на влажной почве появляется зеленый налет. В воде, освещенной солнцем, хлорелла быстро размножается. Содержимое ее клеточки делится на 4,8,16 частей – спор. Они разрывают оболочку материнской клетки и плавают в воде, начиная жизнь. Хлорелла усваивает растворенные в воде минеральные соли и углекислый газ, образуя в хроматофоре органические вещества. Несмотря на свои маленькие размеры, хлорелла привлекла внимание ученых. Ее применяют на космических кораблях и подводных лодках, где она поддерживает нормальный состав воздуха: поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Накапливает белки, крахмал – ее используют для получения кормов.
Приложение 4.4
Спирогира
В прудах, озерах, заводях рек можно увидеть плавающую на поверхности воды скользкую зеленую тину. Если рассмотреть тину под микроскопом, то можно увидеть, что она образована большим скоплением тончайших зеленых нитей. Это многоклеточная нитчатая водоросль спирогира. Вытянутые цилиндрические клетки покрыты слизью. Внутри клеток – хроматофоры в виде спирально закрученных лент. Половое размножение у спирогиры осуществляется конъюгацией. Зигота возникает путем слияния содержимого двух соседних клеток одной и той же нити или нитей, лежащих рядом. Значение зеленых водорослей в природе велико:
1. Образуют органические вещества;
2. Поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород;
3. Хороший корм для рыб и других животных;
4. Зеленую водоросль ульву по названием «морской салат» используют в пищу.
Приложение 6.1
Игра «Что лишнее?»
Спора
Зооспора
Гамета
Дочерний организм
Вегетативное размножение
Зигота
Гамета
Конъюгация
Хлорелла
Гаметангии
Хлорелла
Хламидомонада обыкновенная
Хламидомонада снежная
Спирогира
Улотрикс
Ульва
Тина
Спирогира
Багрянки
Ламинария сахаристая
Макроцистис
Хлорелла
Фукус
Ламинария японская
Агар-агар
Ламинарин
Бром
Йод
Серебро
Приложение 6.2
«Черный ящик»
Шарада: предлог, кулинарное изделие, женское имя.
(все – водоросль «спирогира»).
Приложение 7.1
«Дополни предложение»
Тело водоросли называется… (слоевище)
Основной способ размножения… (спорами)
Зеленый пигмент… (хлорофилл)
Как называют ламинарию? (морская капуста)
Основной способ питания… (автотрофный)
Половая клетка… (гамета)
В результате слияния двух гамет образуется… (зигота)
Из чего добывают агар-агар? (красные водоросли)
Какую водоросль берут в космос? (хлорелла)
Есть ли у водорослей проводящая ткань? (нет)
Приложение 8.1
Домашнее задание (параграф 39)
«3»
Благодаря какому свойству хлореллу и хламидомонаду можно использовать для очистки водоемов?
Какое строение имеет хламидомонада?
«4»
* Из ваших наблюдений и материала учебника известно, что в природе существуют водоросли разной окраски: зеленые, желтые, красные, бурые и т.д. Окраска водорослей зависит от пигментов. Цвет водорослей используют для выделения в отделы: зеленые красные и т.д. В какой части клеток находятся красящие вещества?
«5»
** Как вы знаете, водоросли представляют большую группу низших растений, жизнь которых связана с водой. Их можно встретить на больших камнях, на поверхности почты, на цветочных горшках. Они встречаются в воде озер, рек и других водоемов. Элодея и валисснерия тоже обитают в воде. Как вы считаете, можно ли их отнести к низшим растениям?
** Почему у водорослей нет проводящих тканей?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ