Конспект урока биологии для 7 класса по теме: «Диагностический центр «Гельминтолог»
Иванова Л.Г., учитель биологии
гимназии №9 г. Казани
Конспект урока биологии по теме: «Диагностический центр
« Гельминтолог». 7 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Форма проведения: урок-проект
Цели урока:
Образовательные:
- углубить и обобщить знания об особенностях жизни и развития червей - паразитов;
проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания;
создать условия для совместной поисковой деятельности;
Развивающие:
-развивать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, организаторские способности;
-развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, способности к целеполаганию и распределению ресурсов;
-развивать стремление учащихся к самостоятельному получению знаний
Воспитательные:
выработать профилактические меры по предупреждению заболеваний червями- паразитами;
содействовать формированию толерантной личности;
способствовать формированию здорового образа жизни;
познакомить с профессией «врач»
Ход урока:
Мотивация, запуск проекта
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок. Мы создаем проект. Созданию этого проекта предшествовало несколько уроков
Изучив морфологическое, анатомическое строение, многообразие плоских червей сегодня мы с вами на уроке создаем первый в Казани медицинский центр «Гельминтолог». Создание этого центра актуально. Все больше в нашу жизнь внедряются живые организмы -паразиты, которые уносят жизни людей. Так как мы с вами изучаем черви, то наш центр диагностирует и лечит выявленные заболевания, связанные с червями -паразитами. В нашем центре работают 5 отделений:
1.Эпидемиологическое отделение (представляется зав.отделением.)
Эпиопатеннетическое отделение (представляется зав.отделением.)
Клиническое отделение (представляется зав.отделением.)
Лабораторное отделение ( представляется зав.отделением.)
Профилактическое отделение (представляется зав.отделением.)
Учитель: Я прошу заведующих отделением дать краткую информацию о том , чем занимается каждое отделение.
II. Информационно -операционный этап( учащиеся представляют работу своего отделения)
Зав.отделением: Эпидемиологическое отделение знакомит пациентов с паразитологией как с наукой и географией распространения паразитов.
( дополнительную информацию дают ученики)
а) Ученик: паразитология - это комплексная биологическая наука, разносторонне изучающая явление паразитизма. Она тесно связана с зоологией, ботаникой и с другими биологическими науками, медицинскими, ветеринарными, сельскохозяйственными и т.д.
См. приложение 1
б) Ученик: География распространения червей паразитов.
Ученик: Цепень бычий.
Возбудитель: тениаринноза.
Локализация: в ленточной стадии паразитирует.
Географическое распространение, повсеместно.
См. приложение 2
Ученик: Эхинококк.
Локализация: в личиночной стадии находится в различных внутренних органах.
Географическое распространение: по всему земному шару, но неравномерно, в РФ на юго-западе встречается чаще.
См. приложение 3
Ученик: Круглые черви
Локализация: тонкий кишечник
Географическое распространение: практически повсеместно.
См. приложение 4
Учитель: Рассмотрев, эпидемиологию животных, мы обращаемся в этиопатогенитическое отделение. ( дополнительную информацию дают ученики)
Ученик: Наше отделение изучает жизненные циклы и патогенное значение червей. Обратимся к жизненным циклам червей. Изучение жизненных циклов паразитов имеет первостепенное значение как для понимания исторических путей становления той или иной группы паразитов, так и для борьбы с паразитарными заболеваниями путём воздействия возбудителя на тех или иных фазах его развития. В этой связи особое значение приобретает изучение жизненных циклов паразитов во времени и в зависимости от жизненного цикла хозяина, различных условий и изменений внешней среды, в которой обитает хозяин. Среду обитания паразита делят на среду первого порядка, т. е. организм хозяина, и среду второго порядка — внешнюю по отношению к хозяину; факторы последней влияют на паразита опосредованно, через среду первого порядка
Компьютер. Презентация учителя.
Ученик: Эхинококк
Ученик: Аскарида
Ученик: Бычий цепень
Учитель: Итак, мы с Вами вспомнили географическое распространение, диагностику и патогенное значение червей паразитов. В последующем мы с вами увидим, как пациенты обращаются в клиническое отделение, как сложно бывает врачам. Но каждый из них специалист с большой буквы. На основе клиники, лаборатории, эпидемиологии и этнологии врачи- гигиенисты выработали ряд профессиональных мер.
Итак, клиническое отделение- зав. отделением
Зав. отделением: в нашем отделении врачи- инфекционисты диагностируют заболевания и назначают лечение.
Учитель: Имитируется прием. В отделение поступили пациенты.
Ситуация 1
Врач: На что жалуетесь?
Пациент: Кишечная непроходимость.
Врач: С какого времени?
Пациент: Два дня.
Врач :На что еще жалуетесь?
Пациент: Недомогание, тошнота.
Врач: Чтобы подтвердить необходимо пройти лабораторные исследования.
Ситуация 2
Врач: На что жалуетесь?
Пациент: Жидкий стул.
Врач: Сколько дней?
Пациент: Три дня.
Врач: С чего началось?
Пациент: Поел жареное мясо.
Врач: Чтобы подтвердить необходимо пройти лабораторные исследования.
Ситуация 3
Врач: Что случилось?
Пациент: Боли в правом подреберье,
Врач: На что еще жалуетесь?
Пациент: Тошнота, рвота.
Врач: С чего началось?
Пациент: Не знаю.
Врач: Дома есть животные?
Пациент: Да.
Врач: Кто?
Пациент: Собака.
Врач: Чтобы подтвердить необходимо пройти лабораторные исследования.
Учитель: Лабораторное отделение. ( дополнительную информацию дают ученики)
Зав. отделением: Направление исследования лабораторией. Паразитизм, как экологический феномен, возникает независимо и неоднократно у различных систематических групп животных и растений. Изучение адаптации к этому образу жизни на различных уровнях организации, от индивидуального до паразитарных сообществ, позволяет выявить основные эволюционные тенденции в разных систематических группах, в паразитарных системах и сообществах. Эта проблема требует сочетания как традиционных систематических и фаунистических подходов, так и сравнительно-морфологических, экологических, генетических, биохимических. Необходимость накапливать и обрабатывать такой массив разнообразных данных определяет место и роль компьютерных методов в паразитологии
Ученик: Мы используем следующие методы:
Ученик: Биохимический метод- метод толстой колли.
Ученик: Р.Косони.
Ученик.: Микроскопический метод.(показывают микроскоп)
Ученик :метод исследования фекалий, (показывает коробочку)
Зав.отделением: В результате получения анализа и беседы с врачом, доктор ставит диагноз и назначает лечение. После стационарного или амбулаторного лечения, больной направляется в профилактическое отделение.
Учитель: Представляет зав. профилактического отделения. ( дополнительную информацию дают ученики)
Зав. Отделением: В нашем отделении проводится большая просветительская работа как среди пациентов, так и среди населения.
Ученик: Бычий цепень
Ученик: Эхинококк
Ученик: Аскарида.
См. приложение 2,3,4
Учитель: Врачи-гигиенисты позволяют предупредить заболевания. Болезнь лучше предупредить, чем лечить.
III. Подведение итогов
В результате нашего урока мы познакомились с работой центра «Гельминтолог», Побывали в роли врачей, какой это тяжелый и нужный труд. И может быть, знания полученные на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в выборе вашей профессии.
Учитель: Я предлагаю каждой группе составить синквейн по группам- отделениям.
1.Эпидемиологическое отделение - Аскарида
2.Эпиопатеннетическое отделение - Бычий цепень
3.Клиническое отделение - Эхинококк
4. Лабораторное отделение - Печеночный сосальщик
5 Профилактическое отделение - Пиявка
Учитель: Интересные факты о червях-паразитах.
См. приложение5
Учитель: Мы обобщили знания об особенностях жизнедеятельности:
-углубили и обобщили знания об особенностях жизни и развития червей - паразитов;
- выделяли признаки приспособленности к условиям обитания;
-выработали профилактические меры
-показали актуальность данной темы.
А теперь давайте подведем итоги: что нам удалось сделать, а что не удалось?
Учащиеся: Словесная самооценка результатов деятельности. Учащиеся высказывают свою точку зрения и заполняют лист настроения.
Вывод учителя: Как знать, пройдут года и может быть знания сегодняшнего урока вам пригодятся в жизни .Кто-то станет врачом. Создаст диагностический центр и вспомнит сегодняшний урок.
Я благодарю Вас всех за создание нашего проекта. В последующем, изучая живые организмы, мы будем говорить о животных, ведущих паразитический образ жизни. Если будет желание, то создадим ещё и другие центры медицины.
IV. Домашнее задание. 1) оформить синквейн - реклама
2) биологические задачи взять в регистратуре
Приложение 1
Паразитология (от паразиты и ... логия), комплексная биологическая наука, разносторонне изучающая явления паразитизма. П. в значит, степени экологическая дисциплина, поскольку основной её предмет — выявление взаимоотношений между паразитом и хозяином, их взаимовлияния и зависимости от факторов внешней среды. Однако П. отличается от экологии свободноживущих животных, поскольку для паразитов внешней средой является в первую очередь живой организм — хозяин, а внешняя по отношению к последнему среда в основном влияет на паразита опосредованно, т. е. через хозяина. Хотя объект П.— сложная система отношений между сочленами системы «паразит — хозяин — внешняя среда», П. в первую очередь разносторонне изучает паразита. В эту задачу входит изучение строения паразита, всех сторон его жизнедеятельности, приспособления к обитанию в организме хозяина, жизненных циклов и географического распространения. Весьма важно также выяснение влияния паразита на хозяина и условий, при которых это влияние проявляется. Практически П. направлена на охрану здоровья человека и животных (сельскохозяйственных, и промысловых) и защиту растений, разрабатывая научные основы борьбы с паразитами, с вызываемыми ими болезнями и систему предупреждения последних. Для обеспечения указанных задач П. тесно связана в первую очередь с зоологией, ботаникой и с другими биологическими, медицинскими, ветеринарными, сельскохозяйственными, химическими и другими науками.
Приложение 2
Цепень невооруженный бычий)
Возбудитель тениаринхоза
Локализация. В ленточной стадии паразитирует в кишечнике человека.
Географическое распространение. Повсеместно.
Морфофизиологические особенности. В половозрелом состоянии цепень невооруженный достигает в длину 4-7 м. на сколексе 4 присоски; крючьев нет, поэтому цепень называется невооруженным.
В средней части стробилы каждый гермафродитный членик имеет до 100(пузыревидных семенников. В яичнике только 2 дольки Матка постепенно наполняется оплодотворенными яйцами и образует боковые ветви. Число их в зрелых членика> варьируется от 17 до 35 с каждой стороны Число яиц в каждой из таких проглотти; достигает 175000.
Жизненный цикл. Окончательный хозяин цепня невооруженного — человек, промежуточный хозяин — крупный рогатый скот. Последний заражается, поедая проглоттиды, которые с фекалиями человека могут попасть на траву, сено или другой корм. В желудке скота из яиц выходят шестикрючные онкосферы, образующие в мышцах финнозную стадию в виде цистицерков. Человек заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. Таким образом, инвазионной стадией для промежуточного хозяина являются яйца, содержащие онкосферы, для окончательного хозяина — финны.
Патогенное значение и диагностика По характеру заболевание сходно с тениозом. Диагноз становится при нахождении проглоттид, которые можно обнаружить не только в фекалиях. Они активно выползают из заднепроходного отверстия и ползают по телу и белью, привлекая внимание больного. Финнозная стадия в организме человека не развивается.
Профилактика. Личная состоит в том, чтобы не есть сырой и полусырой говядины. Меры общественной профилактики анологичны таковым при тениозе. В советском союзе поставлена задача ликвидировать тениаринхоз. Реальность ее обоснована тем, что больные тениаринхозом выявляются сравнительно легко, имеются радикальные средства лечения и разработаны профилактические мероприятия, которые заключаются в разрыве эпидемической цепи. Во избежание заражения скота проводится активное выявление больных среди всего населения страны. Особенно тщательно обследуются работники, связанные с животноводством. Лечение больных обязательно. Осуществляются мероприятия по санитарному благоустройству населенных пунктов. Для предохранения людей от заражения усилена ветеринарная экспертиза туш на мясокомбинатах, бойнях и рынках. Проводится большая санитарно-просветительная работа.
Приложение 3
Эхинококк
Возбудитель эхинококкоза
Локализация. В личиночной стадии находится в различных внутренних органах: печени, легких, головном мозге, трубчатых костях.
Географическое распространение. По всему земному шару, но неравномерно. Б РФ на юго-востоке встречается чаще, чем в других районах.
Морфофизиологические особенности. Половозрелая форма эхинококка имеет в длину 2—6 мм, состоит из 3—4 члеников. Предпоследний из них — гермафродитный, последний — зрелый, матка которого содержит до 5000 яиц с развитыми онкосферами.
На сколексе 4 присоски и хоботок с двумя венчиками крючьев. Жизненный цикл Окончательные хозяева — собака, волк, шакал. Промежуточные хозяева—человек, крупный рогатый скот, свиньи, верблюды, кролики и многие- другие млекопитающие. В фекалиях окончательных хозяев, пораженных цепнем эхинококка, находятся яйца паразитов. Кроме того, половозрелые членики могут выползать из заднепроходного отверстия и распространяться по шерсти собаки, оставляя на ней яйца, которыми затем загрязняются пастбища. Овцы ложатся на землю, и на их шерсть попадают яйца гельминта.
Человек заражается, проглатывая яйца. Чаще всего они попадают на руки с шерсти собак или овец, а затем заносятся в рот. В пищеварительном тракте промежуточного хозяина из яйца эхинококка выходит онкосфера, которая проникает в кровеносные сосуды и током крови заносится в различные органы, где превращается в финну. Известны случаи, когда финна у человека достигала размеров детской головки, а у животных — массы 64 кг. Стенка пузыря включает наружную слоистую капсулу и внутреннюю паренхиматозную оболочку. На последней образуются дочерние пузыри с выводковыми камерами, где находятся сколексы. Полость пузыря заполнена жидкостью, содержащей продукта жизнедеятельности паразита.
В биологическом цикле развития эхинококка человек — слепая ветвь. С ним не связано поддержание существования вида, так как трупы людей |лишь в исключительных случая> могут стать добычей окончательных хозяев. Последние заражаются, поедая пораженные органы травоядных животных. Промежуточные хозяева инвазируются, заглатывая яйц; эхинококка, которые могут находится на траве пастбища, если собаки, охраняющие стадо заражены эхинококкозом. Итак, инвазионной стадией для промежуточного хозяин; являются яйца гельминта, содержащие онкосферы, для окончательного хозяина — финнозная стадия (пузыри эхинококка).
Патогенное значение и диагностика. Болезнетворное действие эхинококка на организм человека значительно. Оно связано с разрушением тканей и затруднение! функционирования органов, где паразитирует эхиноккок, а также с общей интоксикацией Лечение только хирургическое. Диагноз ставится на основании результатов реакци Касони, заключающейся в следующем. В кожу руки вводят 0,2 мл стерильной жидкости и пузыря эхиноккока. Если образовавшийся внутрикожный пузырек в течение 3—5 ми увеличится в 5 раз, реакцию считают положительной. Для выявления больных соба исследуют фекалии.
Профилактика. Личная профилактика заключается в соблюдении правил личной гигиены мытье рук перед едой, после контакта с собаками, крупным и мелким рогатым скотом Меры общественной профилактики: 1) не допускать скармливания собакам органе животных, пораженных эхинококком; 2) уничтожать бродячих, а также обследовать лечить служебных и используемых в хозяйственных целях собак.
Приложение 4
Круглые черви - паразиты человека
Аскарида человеческая - возбудитель аскоридоза. Локализация. Тонкий кишечник.
Географическое распространение. Практически повсеместно. Морфологические особенности. Половозрелые самки аскарид достигают в длину 40 см, самцы — 15-25 см. Тело цилиндрическое, суженное к концам. У самца задний конец тела спирально закручен на брюшную сторону. Яйца аскариды окружены толстой бугристой оболочкой, имеют овальную форму.
Жизненный цикл . Аскарида человеческая — геогельминт, паразитирует только у человека. Оплодотворенные яйца аскариды выводятся из организма хозяина с фекальными массами. Для их развития необходим свободный кислород. Во внешней среде при оптимальной температуре 24— 25°С они достигают инвазионной зрелости за 2—3 нед. В зависимости от колебаний температуры и влажности сроки могут изменяться. К этому времени в яйце заканчивается формирование подвижной личинки. Яйца аскариды резистентны к неблагоприятным внешним условиям и могут сохранять жизнеспособность 6 лет и более. Они устойчивы разным химическим веществам, но быстро погибают под действием высокой температуры. Температура 60°С убивает их в течение 1—2 мин, 70°С - за несколько секунд.
Инвазионное яйцо аскариды человек чаще всего проглатывает с немытыми овощами или ягодами. В кишечнике из яйца освобождается личинка, которая проделывает миграцию в организме человека. Она прободает с~— ку кишечника, попадает в кровеносные сосуды и с током венозной крови через печень, правое предсердие и желудочек проникает в легкие. Для дальнейшего развития личинке аскариды необходим свободный кислород. В легких из капилляров личинка проникает в легочные альвеолы, а затем в бронхи и трахеи. Отсюда личинка поднимается в глотку и со слюной может быть снова проглочена. Попав вторично в кишечник человека, личинка аскариды превращается в половозрелую форму и живет около года. Число аскарид, одновременно паразитирующих в кишечнике человека, может достигать нескольких сотен. Каждая самка ежесуточно выделяет до 240 000 яиц.
Патогенное значение и диагностика. Продукты жизнедеятельности аскарид весьма токсичны. У больных аскаридозом отмечаются головная боль, общая слабость, головокружение, раздражительность, снижение работоспособности и памяти. Кроме того, аскариды могут стать причиной кишечной непроходимости, что требует хирургического вмешательства. Спазматическая кишечная непроходимость может быть вызвана токсинами или механическим раздражением, производимым даже одной аскаридой. Проникновение аскарид в желчный проток влечет за собой развитие желтухи, в печень — абсцессы. Мигрирующие личинки разрушают ткань легкого. Диагноз ставится при обнаружении яиц в фекалиях.
Профилактика. Меры личной профилактики: соблюдение правил личной гигиены, тщательная очистка и мытье овощей, фруктов и ягод перед употреблением в пищу. Овощи и ягоды, употребляемые сырыми, рекомендуется на несколько секунд погружать в кипяток. Меры общественной профилактики: санитарно-просветительная работа, благоустройство уборных, запрещение удобрять огороды и ягодники свежими человеческими фекалиями, не прошедшими компостирования. Не следует также использовать для удобрения свежие свиные фекалии. Хотя свиная аскарида не паразитирует в кишечнике человека, миграция личинок может происходить в его организме.
Приложение 5
Открытие особых свойств секретируемых паразитическим червем веществ открывает перспективы создания новых более эффективных средств для лечения ревматоидного артрита и других подобных заболеваний. Как выяснили ученые, эти вещества, которые паразит применяет для защиты от организма человека, могут значительно уменьшать воспалительные явления.
Это наблюдение было сделано шотландскими учеными, которые обнаружили необычные свойства выделяемых возбудителем филяриоза токсинов. Они отметили, что это открытие может объяснять, почему в тропических странах, где этот круглый червь поражает миллионы людей, меньше распространенность заболеваний аутоиммунной природы, таких как ревматоидный артрит.
АНАЛИЗ УРОКА-ПРОЕКТА
Впервые мысль осуществить урок-проект возникла у меня после того, как я прошла курсы по педагогике С. Френе. Меня заинтересовали его методы работы, а именно метод работы в группах и метод проекта. Такая форма урока привлекла меня следующими особенностями:
-Высокая мотивация на конечную цель. Особенность заключается в том, что ученик, имея перед собой конкретную задачу, сам ищет пути ее реализации, открывая для себя новые способы познания и источники информации.
-Усвоение большого количества информации.
-Для того чтобы отобрать подходящие к теме сведения, ученику приходится прочитать и проанализировать большой объем информации.
-Для того чтобы представить проект, ученикам приходится знакомиться и с той информацией, которую находили и готовили ученики других групп.
-Развитие чувства групповой причастности, коммуникативных качеств, и как следствие -повышение сплоченности в классе.
Развитие творческих способностей. Наличие нестандартной, творческой учебной задачи, атмосфера самостоятельности и отсутствие строгого контроля -все эти условия способствуют проявлению творческих задатков учеников. На практике это ярко проявляется в обилии творческих идей, желании учеников подойти к работе нестандартно, в их рвении сделать всё интересным и красивым.
Как мы реализовывали проект?
- Из множества вариантов, предлагаемых учениками, мы выбрали название проекта, а затем ребята сами в группах определили учебные цели
- Ребятам определили, какую информацию будет собирать для проекта каждая группа, также распределили обязанности между собой.
- Затем ребята разработали критерии оценки проекта
(информация, представленная в проекте должна быть: интересной, понятной, доступной, соответствующей теме проекта, быть четко поданной, ярко и красочно оформленной).
- Следующим этапом был самостоятельный сбор информации учениками. Были организованы экскурсии в «Современный центр медицины», в институт микробиологии. учащиеся посетили библиотеку и интернет-сайты. Был проведен классный час «Врач- гуманная профессия»
- Защита проекта каждой группы на уроке «Диагностический центр
« Гельминтолог»
- В конце проекта был произведен самоанализ, подведены итоги, что удалось сделать, а что нет.
Главными критериями успешности выбора данного метода стали:
- Усвоение большего количества информации по теме.
- Проявление незаметных ранее творческих задатков учащихся.
- Запрос учащихся на следующий проект, т.е. им очень понравилось!
Таким образом, предшествует данному уроку большая подготовительная работа в парах. Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. В ходе урока учитель умело настраивает учащихся на работу, использует их субъективный опыт, делая данный урок интересным лично для каждого. Реализуется принцип связи с жизнью, практикой. Урок несет большое нравственно-воспитательное значение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ