Конспект урока биологии для 5 класса «Растение кормит всех»
Кулиничева Оксана Викторовна
МБОУ лицей №3 г. Екатеринбург
Предмет: экология
Тема: «Растение кормит всех»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 5
Цель урока:
Образовательная: создать условия для формирования понятия о питании как общем признаке живых организмов; о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека; познакомить с разнообразными способами питания живых организмов, с взаимосвязями организмов через пищевые цепи
Развивающая: создать условия для развития критического мышления, навыков самоорганизации, умения вести диалог;
Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к природе; воспитания активной жизненной позиции
Оборудование: учебник «Введение в биологию и экологию», автор Т.С.Сухова, В.И.Строганов, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Используемые технологии: ТРКМ и ИКТ
УМК: учебник «Введение в биологию и экологию», автор Т.С.Сухова, В.И.Строганов
Планируемый результат: каждый ученик должен иметь представление о питании как общем признаке живых организмов; о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека; о разнообразных способах питания живых организмов и взаимосвязях организмов через пищевые цепи
Личностные
Метапредметные
Предметные
Развитие любознательности и формирования интереса к изучению природы методами естественных наук. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать личностный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений. Формирование приемов работы с информацией в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме. Развитие коммуникативных умений (парная работа)
Формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества. Расширение и систематизация знаний у учащихся об изменениях природной среды под воздействием человека.
Ход урока
Фазы ТРКМ
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
ВЫЗОВ
I. Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями. Поздоровайтесь кивком головы, чтобы больше не отвлекаться.
Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Значит мы сегодня на уроке ….
- Открываем новое знание.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: способность к волевому усилию.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
II. Формулирование темы урока, постановка целей.
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
(Солнце)
Чтобы солнце сквозь стекло
В окошко сильно не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку:
Не тканую-плетеную -
Живую и зеленую.
(Растение)
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке? Итак, проблема урока: «Двое правят жизнью на Земле: Красное Солнышко да Зеленое Зернышко» (слайд)
Какие задачи стоят перед нами на урок ?(слайд)
- Отвечают свои предположения, учитель заносит их в корзину идей
ОСМЫСЛЕНИЕ
III. Открытие нового знания
1. Чтобы ответить на вопрос урока, начнем работу со знакомства со статьей учебника.
- Прочитайте статьи на стр. 75-81.
- Поставьте «+» в «Бортовом журнале», если ваши знания в первой колонке совпали с записями в тексте,«-», если не совпали.
- Чьи знания совпали с прочитанным в тексте, поднимите руку.
- Что нового вы узнали из прочитанных статей, запишите во вторую колонку «Бортового журнала».
Даёт возможность зачитать записи желающим ученикам.
2.
- С какими понятиями мы встретились при чтении статьи?
Составим кластер об одном из свойств живых организмов ПИТАНИИ.
Приём «Кластер»
- О каких живых организмах рассказывалось в статье учебника? Отразим это в кластере. О какой особенности растений узнали из статьи? - Откуда растение получает органические вещества?
-На какие группы по способу питания можно разделить животных? Отразим это в кластере.
-Как питаются человек и животные, что сказано об этом в статье?
Самостоятельно читают, ставят «+» и «-» в «Бортовом журнале».
Желающие ученики читают записи во 2 колонке.
- Приводят примеры понятий
(Один ученик составляет на обороте доски)
- Человек, животные, растения
- Сами образуют органические вещества.
- Для образования органических веществ растению нужны углекислый газ и вода. Образование органических веществ происходит на свету в зеленых листьях, содержащих хлорофилл.
- Растительноядные, всеядные, хищники, паразиты
- Человек и животные питаются органическими веществами, которые создали растения.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.
использовать знаково- символические средства; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. Строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Все живые организмы постоянно заняты добыванием пищи для поддержания жизни. Хаотичен ли этот процесс в природе? Какой получили кластер?
Давайте проанализируем, какую роль в цепи питания занимают растения? Почему?
Рассмотрим примеры цепей питания (слайд) Отметим знаком + те организмы, которые получили готовые органические вещества.
Составим цепи питания (слайд) На листках, с взаимопроверкой.
Чтобы посмотреть насколько вы поняли взаимосвязи организмов в цепи питания, предлагаю поработать в парах с тренировочным тестом на ноутбуках. Внимательно читайте и выполняйте задания, зафиксируйте результат.
Кто готов разрешить проблемный вопрос урока?
- Нет, существуют цепи питания.
- Первую, потому что они сами производят органические вещества.
- Ученики отвечают, глядя на картинки слайда.
_- Обмен листочками, сверяют ответы.
-Выполняют тренировочный тест в парах
- Ответ ученика.
РЕФЛЕКСИЯ
IV. Рефлексия учебной деятельности
- В России жил великий учёный Климент Аркадьевич Тимирязев, который изучал секреты питания зеленых растений и их роль на Земле.
Он сказал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды, попросите его приготовить из всего этого сахар, крахмал, жир и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».
Как питается растение? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
V. Домашнее задание
- А пока я вам предлагаю выполнить творческое задание, поразмышлять, что будет, если человек уничтожит все растения? (стр. 82 в.2 сочинение).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ