Конспект урока биологии на тему «Человек – часть биосферы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 5» города Валуйки Белгородской области











«Человек – часть биосферы»

(Методическая разработка внеклассного мероприятия)























г. Валуйки, 2015 г.

Мероприятие по теме "Человек — часть биосферы".

Форма мероприятия:

занятие- размышление.

Объяснительная записка

Этот прекрасный, неповторимый мир природы можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы. Кто же ты такой, в чем твоя суть? Где же наше человеческое место в этом Доме и как нам жить? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.



Цель:

воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития.

Задачи:

- продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности;

- вовлечь юннатов в дискуссию, научить обосновывать свои представления о процессах, происходящих в биосфере, с помощью фактов, рассуждений, умозаключений;

- воспитать потребности познания природы, гармонии и творческого обогащения.



Возраст детей: 15-17 лет



Условия для проведения:

актовый зал

Оборудование и наглядность:

музыкальный диск «Лунная соната», «Времена года», таблица «Биосфера», карточки (зелёные и красные), напечатанные тексты-задания, коллекция семян.

Методические советы на подготовительный период:

Данное мероприятие проводится в форме занятия-размышления и является итоговым по теме «Биосфера» 2 года обучения, занимающихся в объединении «Природа и мы». Педагог должен заранее подготовить карточки-задания, на листах формата А-4. Актовый зал, где будет проводиться мероприятие, можно оформить детскими рисунками «Береги природу!». Изготовить зелёные и красные карточки. Подключить к проведению занятия учителя музыки, который должен будет подготовить диск с записями «Лунной сонаты» и «Временами года».

Сценарий план проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово педагога.

  2. Сообщение темы и целей мероприятия.

  3. Работа в группах (сообщения юннатов).

  4. Совместное моделирование динамики целостного отношения человека и общества к природе.

  5. Поиск правильного решения (задания).

  6. Итог мероприятия. Слово педагога.

  7. Домашнее задание (право выбора).

Ход мероприятия.

Мотивация к восприятию материала. На фоне музыки “Лунная соната” педагог зачитывает слова Сухомлинского В.А.

В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой, слушая музыку и текст?

Слово педагога. Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все не надышимся. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.Кто же ты такой , в чем твоя суть? Где же наше человеческое место в этом Доме и как нам жить?Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.

Работа в группах (сообщения юннатов).

Первая группа экспертов. Человек как живое биологическое существо часть естественной природы, а как существо общественное - часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном био- и социо-. Биологическая природа человека–это его организм и окружающая среда. Она создана природой и человек тут не при чем. А вот природа социальная – это дело рук самого человека: жилище, одежда, произведения искусства и так далее. Хотя человек ( био -) и человек (социо) объединены в одном существе, у них разные движущие силы (причины). Двигатель человека (био-): Голод, Страх, Желание, Любопытство, Родительские инстинкты. Двигатель человека (социо-): Дом, Совесть, Мечта, Вдохновение, Воля, Познание, Любовь. Их трудно отличить, но если внимательно присмотреться, то все же можно. Разве Познание и Любопытство, Любовь и Влечение – одно и тоже? Конечно же, нет. Вот так красочно и точно изобразил природу человека писатель, журналист Леонид Мельник.

Вопрос к классу. Согласны ли вы с этим? Голосуем “За” (зеленая карточка), “против” (красная карточка).

Размышляем над следующей проблемой. Правда ли что человек – это клубок противоречий и парадоксов, и что с ним делать?

Вторая группа экспертов. Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: “Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Хорошо потому, что он не останавливается на достигнутом. Именно это спасает человека от многих ловушек, ибо остановка неизбежно означает вырождение и смерть. Человек часто не может определить к чему он стремится, но в конечном итоге стремится к единственному… он стремится к человечности”. Но ему противоречит Д. Эттенборо: “Выйдя из животного мира, “Человек разумный” по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Царство животных, подцарство многоклеточных, раздел двусторонне-симетричных, класс млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян, надсемейство человекообразных, семейство людей с единственным в мире видом “Гомо сапиенс” - вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы”. Весьма скромное место, не правда ли?! И не надо ничего делать, давайте просто не забывать простые житейские истины.

А теперь давайте, ребята, подумаем. Почему жизнь устойчива, и могла бы она быть, если бы на Земле жил всего один вид живых существ?

Третья группа экспертов. Биосфера, с одной стороны, - среда жизни, а с другой – результат жизнедеятельности. Главное отличие биосферы, что в ней все время поддерживается биогенный (связанный с жизнедеятельностью живых существ) круговорот веществ и четко направленный круговорот энергии. Они и дают жизнь нашей планете. На долго ли? Еще В. И. Вернадский обратил внимание на то, что жизнь тем устойчивее, чем большим числом форм организмов (видов) она представлена. А если на Земле жил бы всего один вид? Не долго бы он прожил. Ведь в основе жизни лежит обмен веществ. Извлек бы он из среды то, что ему нужно, выделил отходы своей жизнедеятельности, и на этом все бы и закончилось. Вот такую безрадостную картину нарисовал профессор И. А. Шилов в одной из своих работ и заключает: “Жизнь как устойчивое планетарное явление возможно лишь в том случае, когда она разнокачественна”. Разные формы жизни должны быть связанны друг с другом. Вот для этого и существуют продуценты, консументы и редуценты. Такая сложная взаимосвязь обеспечивает устойчивость жизненных процессов на планете. Кто же, как не человек разумный обязан сохранить генофонд Биосферы. Человек, живя в обществе, должен жить по законам Природы, регулируя свои потребности.

Педагог предлагает группам смоделировать схему динамики целостного отношения человека и общества к природе.

Совместное моделирование (запись схемы на доске).

Слово педагога. Если судить по весьма напряженной экологической обстановке в различных регионах планеты, то человек мало еще думает о благополучии природы, а значит и своем.

За окном 21 век, а человек разумный никак не хочет уяснить, что природа не вечна, что берем у нее мы богатство заимообразно и долг надо возвращать, мне очень хочется верить, что знания, которые вы сегодня приобретете, будут здоровыми зернами Мира, Добра и Согласия между Природой и Человеком.

Мы - часть природы

И в душе храниться пусть ее любовь.

Закаты и восходы…

Да будет жить,

да будет длиться

бессмертье юности

и молодость природы.

Науку и технический прогресс можно и необходимо поставить на службу охраны окружающей среды и, пока не поздно, приступить к “генеральной уборке” и лечению планеты.

Поиск правильного решения.

Ребята, вам предлагается игра, но серьезная “Под крышей дома твоего”.

Задание № 1.

Найти в тестах правильный ответ и высказать свое мнение.

Правда ли, что А.С. Пушкин был неплохим экологом?

1)Писал статьи по экологии;

2)совсем о ней ни чего не писал;

3)сердцем ее (экологию) предчувствовал.

(правильный ответ – 3).

Сказка – ложь, да в ней намек…”. На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка-то – это же Мать Природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха вымогательница – это Гомо сапиенс современный. Нужно ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта.

Что значат для нас растения?

1)Абсолютно все;

2)ничего не значит;

3)кое-что значит.

(правильный ответ – 1).

Любое растение может жить без человека, а мы без него нет, без кислорода не протянем и пяти минут. Да мы бы и не появились без растений. Растительный мир, словно гигантский насос, прокачивает сквозь себя вещество планеты. Растения создают из неживого живое. Микробы – минерализаторы, наоборот, превращают бывшие животные в неорганические соединения. Растения и бактерии – начало и конец круговорота жизни. А мы? А мы, где-то по середине. И должны всегда помнит об этом.

Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

1)Мешает дышать животным организмам;

2)препятствует испарению;

3)уменьшат поток энергии океана.

(правильный ответ – 2).

Самая большая опасность поверхностного загрязнения океана нефтью – препятствие испарению. С водным циклом (круговоротом) связан круговорот азота в природе – процесс, дающий жизнь растениям, животным, человеку.

Сколько еще можно смещать биологическое равновесие?

1)Дальше уже некуда;

2)сколько угодно;

3)еще чуть-чуть.

(правильный ответ – 1).

По мнению экологов для сохранения природного равновесия необходимо, чтобы треть суши и треть океана оставались нетронутыми цивилизацией. А что имеем? Миллионы лет масса животных была в тысячи раз больше биомассы растений. Люди же резко уменьшили биомассу леса. Соотношение же растений и животных – это главное свойство биосферы.

Задание № 2.

Дайте оценку ниже приведенных тезисов (выбрать номера правильных ответов).

1.Живые существа встречаются в биосфере повсеместно и распределены равномерно.

2.Роль живых организмов в процессах круговорота веществ практически равна нулю.

3.Пищевые цепи не могут быть слишком длинными, так как на каждом звене переноса 80-90% потенциальной энергии теряется, рассеиваясь виде тепла.

4.Загрязнение Мирового океана не сказывается существенно на жизнедеятельности его обитателей, так как концентрация этих веществ очень низкая, поскольку моря и океаны способны к самоочищению.

5.Даже ограниченное уничтожение редких животных и растений может сказаться на генофонде соответствующих видов, так как особи могут быть носителями редких и ценных генов.

6.С позиции учения о биосфере все живые существа, в том числе человек, и окружающая среда вместе составляют единую систему.

(Правильные ответы 3, 5, 6.)

Задание № 3.

Завершите предложение, вписав вместо пропусков необходимые термины и понятия.

Все виды и формы жизни на Земле связаны сложными взаимоотношениями, образуя единую систему ___________.

Общее учение о биосфере с геологических позиций и науку биосферологию создал русский академик- ___________.

Биосфера, с одной стороны - это ____________ __________ , а с другой результат жизнедеятельности ____________ __________.

Главное отличие биосферы от оболочек других планет в том, что в ней поддерживается биогенный _______ _______ и четко направленный ____________ _______. Они и обеспечивают жизнь на нашей планете. Совместное конструирование правил природолюбия.

1.Прекратить разрушать создания природы, иначе мы безвозвратно утратим не только полезное, но и прекрасное.

2.Используя ресурсы естественных экосистем, человек должен обеспечивать поддержание в них экологического равновесия, сохраняя биологическое разнообразие.

3.Человек, являясь частью биосферы должен научиться жить в гармонии с природой, не делая серьезных ошибок приводящих к гибели экосистем.

4.Необходимо преодолеть противоречие между человеком и природой, как на общественном, так и на индивидуальном уровнях.

Итог мероприятия.

Справились ли мы с поставленной целью мероприятия. (Самоанализ юннатов).

Как ты оцениваешь свою деятельность на занятии? (Самооценка).

На фоне тихой музыки “Времена года” педагог демонстрирует красиво оформленную коробочку с семенами растений.

Слово педагог. Мне хочется верить, наш урок останется в вашей памяти. Мое желание было – подарить вам особую красоту – красоту знаний пиродолюбия, которая ассоциируется у меня с семенами прекрасных цветов. Они каждый год обильно цветут на наших клумбах, с любовью посаженных вашими руками. Глядя на них, старайтесь и стремитесь сеять только семена Добра и Согласия между природой и Человеком. Только тогда мы построим Мир в своем сердце, а значит и на Земле. Помните, “Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем”.

Домашнее задание (право выбора):

Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).

Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).

Методические советы организаторам и постановщикам:

Занятие-размышление может проводиться как итоговое мероприятие по теме охрана природы для самых старших обучающихся объединения «Природа и мы» (15-17 лет), а также в рамках проведения акции «Дни защиты от экологической опасности». Это мероприятие можно проводить в ласе, а лучше в актовом зале, куда можно будет пригласить и младших кружковцев, а также детей из других объединений. Место проведения мероприятия должно быть заранее красочно оформлено соответствующей наглядностью. Хорошо проверить музыкальную аппаратуру.

Методические советы на период ближайшего последействия :

Для наилучшего закрепления полученного результата от мероприятия рекомендовать участникам занятия изучить дополнительную литературу о процессах, происходящих в биосфере, о потребности познания природы. Вместе с представителями местных природоохранных организаций в ближайшее время после проведения занятия организовать экскурсию в один из районных природоохранных заказников.



Список литературы:

  1. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, зачёты, блицопросы» М.: «Вако», 2006 г., 221 с.

  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии по экологическому воспитания. М.: «Вако», 2005 г., 327 с.

  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.: ИГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002 г., 288с

Автор разработки: Жерлицина Елена Алексеевна.

Должность: учитель биологии.

Место работы: МОУ «СОШ №5» г. Валуйки Белгородская область.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ