Конспект урока биологии на тему «Человек – часть биосферы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 5» города Валуйки Белгородской области
«Человек – часть биосферы»
(Методическая разработка внеклассного мероприятия)
г. Валуйки, 2015 г.
Мероприятие по теме "Человек — часть биосферы".
Форма мероприятия:
занятие- размышление.
Объяснительная записка
Этот прекрасный, неповторимый мир природы можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы. Кто же ты такой, в чем твоя суть? Где же наше человеческое место в этом Доме и как нам жить? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.
Цель:
воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития.
Задачи:
- продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности;
- вовлечь юннатов в дискуссию, научить обосновывать свои представления о процессах, происходящих в биосфере, с помощью фактов, рассуждений, умозаключений;
- воспитать потребности познания природы, гармонии и творческого обогащения.
Возраст детей: 15-17 лет
Условия для проведения:
актовый зал
Оборудование и наглядность:
музыкальный диск «Лунная соната», «Времена года», таблица «Биосфера», карточки (зелёные и красные), напечатанные тексты-задания, коллекция семян.
Методические советы на подготовительный период:
Данное мероприятие проводится в форме занятия-размышления и является итоговым по теме «Биосфера» 2 года обучения, занимающихся в объединении «Природа и мы». Педагог должен заранее подготовить карточки-задания, на листах формата А-4. Актовый зал, где будет проводиться мероприятие, можно оформить детскими рисунками «Береги природу!». Изготовить зелёные и красные карточки. Подключить к проведению занятия учителя музыки, который должен будет подготовить диск с записями «Лунной сонаты» и «Временами года».
Сценарий план проведения мероприятия:
Вступительное слово педагога.
Сообщение темы и целей мероприятия.
Работа в группах (сообщения юннатов).
Совместное моделирование динамики целостного отношения человека и общества к природе.
Поиск правильного решения (задания).
Итог мероприятия. Слово педагога.
Домашнее задание (право выбора).
Ход мероприятия.
Мотивация к восприятию материала. На фоне музыки “Лунная соната” педагог зачитывает слова Сухомлинского В.А.
“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.
Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой, слушая музыку и текст?
Слово педагога. Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все не надышимся. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.Кто же ты такой , в чем твоя суть? Где же наше человеческое место в этом Доме и как нам жить?Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.
Работа в группах (сообщения юннатов).
Первая группа экспертов. Человек как живое биологическое существо часть естественной природы, а как существо общественное - часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном био- и социо-. Биологическая природа человека–это его организм и окружающая среда. Она создана природой и человек тут не при чем. А вот природа социальная – это дело рук самого человека: жилище, одежда, произведения искусства и так далее. Хотя человек ( био -) и человек (социо) объединены в одном существе, у них разные движущие силы (причины). Двигатель человека (био-): Голод, Страх, Желание, Любопытство, Родительские инстинкты. Двигатель человека (социо-): Дом, Совесть, Мечта, Вдохновение, Воля, Познание, Любовь. Их трудно отличить, но если внимательно присмотреться, то все же можно. Разве Познание и Любопытство, Любовь и Влечение – одно и тоже? Конечно же, нет. Вот так красочно и точно изобразил природу человека писатель, журналист Леонид Мельник.
Вопрос к классу. Согласны ли вы с этим? Голосуем “За” (зеленая карточка), “против” (красная карточка).
Размышляем над следующей проблемой. Правда ли что человек – это клубок противоречий и парадоксов, и что с ним делать?
Вторая группа экспертов. Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: “Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Хорошо потому, что он не останавливается на достигнутом. Именно это спасает человека от многих ловушек, ибо остановка неизбежно означает вырождение и смерть. Человек часто не может определить к чему он стремится, но в конечном итоге стремится к единственному… он стремится к человечности”. Но ему противоречит Д. Эттенборо: “Выйдя из животного мира, “Человек разумный” по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Царство животных, подцарство многоклеточных, раздел двусторонне-симетричных, класс млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян, надсемейство человекообразных, семейство людей с единственным в мире видом “Гомо сапиенс” - вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы”. Весьма скромное место, не правда ли?! И не надо ничего делать, давайте просто не забывать простые житейские истины.
А теперь давайте, ребята, подумаем. Почему жизнь устойчива, и могла бы она быть, если бы на Земле жил всего один вид живых существ?
Третья группа экспертов. Биосфера, с одной стороны, - среда жизни, а с другой – результат жизнедеятельности. Главное отличие биосферы, что в ней все время поддерживается биогенный (связанный с жизнедеятельностью живых существ) круговорот веществ и четко направленный круговорот энергии. Они и дают жизнь нашей планете. На долго ли? Еще В. И. Вернадский обратил внимание на то, что жизнь тем устойчивее, чем большим числом форм организмов (видов) она представлена. А если на Земле жил бы всего один вид? Не долго бы он прожил. Ведь в основе жизни лежит обмен веществ. Извлек бы он из среды то, что ему нужно, выделил отходы своей жизнедеятельности, и на этом все бы и закончилось. Вот такую безрадостную картину нарисовал профессор И. А. Шилов в одной из своих работ и заключает: “Жизнь как устойчивое планетарное явление возможно лишь в том случае, когда она разнокачественна”. Разные формы жизни должны быть связанны друг с другом. Вот для этого и существуют продуценты, консументы и редуценты. Такая сложная взаимосвязь обеспечивает устойчивость жизненных процессов на планете. Кто же, как не человек разумный обязан сохранить генофонд Биосферы. Человек, живя в обществе, должен жить по законам Природы, регулируя свои потребности.
Педагог предлагает группам смоделировать схему динамики целостного отношения человека и общества к природе.
Совместное моделирование (запись схемы на доске).
Слово педагога. Если судить по весьма напряженной экологической обстановке в различных регионах планеты, то человек мало еще думает о благополучии природы, а значит и своем.
За окном 21 век, а человек разумный никак не хочет уяснить, что природа не вечна, что берем у нее мы богатство заимообразно и долг надо возвращать, мне очень хочется верить, что знания, которые вы сегодня приобретете, будут здоровыми зернами Мира, Добра и Согласия между Природой и Человеком.
Мы - часть природы
И в душе храниться пусть ее любовь.
Закаты и восходы…
Да будет жить,
да будет длиться
бессмертье юности
и молодость природы.
Науку и технический прогресс можно и необходимо поставить на службу охраны окружающей среды и, пока не поздно, приступить к “генеральной уборке” и лечению планеты.
Поиск правильного решения.
Ребята, вам предлагается игра, но серьезная “Под крышей дома твоего”.
Задание № 1.
Найти в тестах правильный ответ и высказать свое мнение.
Правда ли, что А.С. Пушкин был неплохим экологом?
1)Писал статьи по экологии;
2)совсем о ней ни чего не писал;
3)сердцем ее (экологию) предчувствовал.
(правильный ответ – 3).
“Сказка – ложь, да в ней намек…”. На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка-то – это же Мать Природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха вымогательница – это Гомо сапиенс современный. Нужно ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта.
Что значат для нас растения?
1)Абсолютно все;
2)ничего не значит;
3)кое-что значит.
(правильный ответ – 1).
Любое растение может жить без человека, а мы без него нет, без кислорода не протянем и пяти минут. Да мы бы и не появились без растений. Растительный мир, словно гигантский насос, прокачивает сквозь себя вещество планеты. Растения создают из неживого живое. Микробы – минерализаторы, наоборот, превращают бывшие животные в неорганические соединения. Растения и бактерии – начало и конец круговорота жизни. А мы? А мы, где-то по середине. И должны всегда помнит об этом.
Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?
1)Мешает дышать животным организмам;
2)препятствует испарению;
3)уменьшат поток энергии океана.
(правильный ответ – 2).
Самая большая опасность поверхностного загрязнения океана нефтью – препятствие испарению. С водным циклом (круговоротом) связан круговорот азота в природе – процесс, дающий жизнь растениям, животным, человеку.
Сколько еще можно смещать биологическое равновесие?
1)Дальше уже некуда;
2)сколько угодно;
3)еще чуть-чуть.
(правильный ответ – 1).
По мнению экологов для сохранения природного равновесия необходимо, чтобы треть суши и треть океана оставались нетронутыми цивилизацией. А что имеем? Миллионы лет масса животных была в тысячи раз больше биомассы растений. Люди же резко уменьшили биомассу леса. Соотношение же растений и животных – это главное свойство биосферы.
Задание № 2.
Дайте оценку ниже приведенных тезисов (выбрать номера правильных ответов).
1.Живые существа встречаются в биосфере повсеместно и распределены равномерно.
2.Роль живых организмов в процессах круговорота веществ практически равна нулю.
3.Пищевые цепи не могут быть слишком длинными, так как на каждом звене переноса 80-90% потенциальной энергии теряется, рассеиваясь виде тепла.
4.Загрязнение Мирового океана не сказывается существенно на жизнедеятельности его обитателей, так как концентрация этих веществ очень низкая, поскольку моря и океаны способны к самоочищению.
5.Даже ограниченное уничтожение редких животных и растений может сказаться на генофонде соответствующих видов, так как особи могут быть носителями редких и ценных генов.
6.С позиции учения о биосфере все живые существа, в том числе человек, и окружающая среда вместе составляют единую систему.
(Правильные ответы 3, 5, 6.)
Задание № 3.
Завершите предложение, вписав вместо пропусков необходимые термины и понятия.
Все виды и формы жизни на Земле связаны сложными взаимоотношениями, образуя единую систему ___________.
Общее учение о биосфере с геологических позиций и науку биосферологию создал русский академик- ___________.
Биосфера, с одной стороны - это ____________ __________ , а с другой результат жизнедеятельности ____________ __________.
Главное отличие биосферы от оболочек других планет в том, что в ней поддерживается биогенный _______ _______ и четко направленный ____________ _______. Они и обеспечивают жизнь на нашей планете. Совместное конструирование правил природолюбия.
1.Прекратить разрушать создания природы, иначе мы безвозвратно утратим не только полезное, но и прекрасное.
2.Используя ресурсы естественных экосистем, человек должен обеспечивать поддержание в них экологического равновесия, сохраняя биологическое разнообразие.
3.Человек, являясь частью биосферы должен научиться жить в гармонии с природой, не делая серьезных ошибок приводящих к гибели экосистем.
4.Необходимо преодолеть противоречие между человеком и природой, как на общественном, так и на индивидуальном уровнях.
Итог мероприятия.
Справились ли мы с поставленной целью мероприятия. (Самоанализ юннатов).
Как ты оцениваешь свою деятельность на занятии? (Самооценка).
На фоне тихой музыки “Времена года” педагог демонстрирует красиво оформленную коробочку с семенами растений.
Слово педагог. Мне хочется верить, наш урок останется в вашей памяти. Мое желание было – подарить вам особую красоту – красоту знаний пиродолюбия, которая ассоциируется у меня с семенами прекрасных цветов. Они каждый год обильно цветут на наших клумбах, с любовью посаженных вашими руками. Глядя на них, старайтесь и стремитесь сеять только семена Добра и Согласия между природой и Человеком. Только тогда мы построим Мир в своем сердце, а значит и на Земле. Помните, “Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем”.
Домашнее задание (право выбора):
Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).
Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).
Методические советы организаторам и постановщикам:
Занятие-размышление может проводиться как итоговое мероприятие по теме охрана природы для самых старших обучающихся объединения «Природа и мы» (15-17 лет), а также в рамках проведения акции «Дни защиты от экологической опасности». Это мероприятие можно проводить в ласе, а лучше в актовом зале, куда можно будет пригласить и младших кружковцев, а также детей из других объединений. Место проведения мероприятия должно быть заранее красочно оформлено соответствующей наглядностью. Хорошо проверить музыкальную аппаратуру.
Методические советы на период ближайшего последействия :
Для наилучшего закрепления полученного результата от мероприятия рекомендовать участникам занятия изучить дополнительную литературу о процессах, происходящих в биосфере, о потребности познания природы. Вместе с представителями местных природоохранных организаций в ближайшее время после проведения занятия организовать экскурсию в один из районных природоохранных заказников.
Список литературы:
Мухамеджанов И.Р. «Тесты, зачёты, блицопросы» М.: «Вако», 2006 г., 221 с.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии по экологическому воспитания. М.: «Вако», 2005 г., 327 с.
Грехова Л.И. «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.: ИГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002 г., 288с
Автор разработки: Жерлицина Елена Алексеевна.
Должность: учитель биологии.
Место работы: МОУ «СОШ №5» г. Валуйки Белгородская область.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ