Конспект урока биологии на тему «Органы чувств и их значение»
Тема урока: «Органы чувств и их значение».
Цели урока: Ознакомить учащихся с органами чувств, раскрыть их значение, показать роль органов чувств в жизни человека, коррекция тактильно-двигательного восприятия, развитие речи, логического мышления, внимания, наблюдательности, воспитание товарищества, взаимопомощи, доброты, чувства любви к собственному организму, воспитание любви к труду.
Оборудование: опорные слова, таблица, рисунки, предметы для эксперимента.
Ход урока:
Орг.момент. Эмоциональный настрой на урок.
Активизация познавательной деятельности
Мы узнаем, видим окружающий мир.
Вопрос – Что же относится к окружающему миру?
Мы видим окружающие нас предмет, людей, природу. Например, мы увидели перед собой яму и сразу принимаем решение обойти ее. По дороге домой мы услышали сигнал машины, остановились, чтобы пропустить ее. Что же помогает нам принимать такое решение? Помогает нервная система.
Вопрос – А как человек воспринимает окружающий мир? На этот вопрос мы постараемся сегодня вместе с вами ответить.
Изучение нового материала
а) Задание – эксперимент – Закройте глаза и загородите их от света рукой.
Вопрос – Что вы ощущаете? (Закрыли глаза и все будто бы исчезло. Одна черта).
Задание – Теперь посмотрите на предмет лежащий у вас на столе.
Вопрос – Что вы видите? С помощью какого органа вы определяете предмет.
Вывод: Орган зрения – глаз. Орган зрения помогает различать предметы, ориентироваться в окружающем мире, учиться и заниматься трудовой деятельностью.
Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту.
б) Эксперимент – Закройте глаза и попробуйте на ощупь определить предмет, который я вам раздам.
Вопрос – С помощью какого органа теперь вы их определили? Как называется этот орган?
Орган осязания – Кожа. Кожа не только защищает наш организм от повреждений и проникновения микробов, но и еще является органом осязания. В коже находятся нервные окончания, особенно их много на ладонях и кончиках пальцев.
Орган осязания позволяет человеку изучать предметы, различать температуру чувствовать боль, давление, прикосновение.
Демонстрация яблоко – С помощью органа осязания мы представляем его массу поверхности.
в) Включается музыка.
Вопрос – Что мы с вами делаем?
Что вы слышите? Какой орган помогает нам это все слышать?
Орган слуха – ухо. Окружающий нас мир наполнен звуками. Шелест травы, пение птиц, речь человека, музыка – все это звуки. Человек их слышит. Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.
г) Эксперимент - Выйти кому-то к доске и закрыть глаза поднесем к носу разрезанное яблоко.
Вопрос – Какой запах ты ощутил?
Умение человека различать запахи получила название обоняние, нос – орган обоняния. Обоняние помогает человеку определить не только приятные, но и вредные запахи. Например, запах газа и вовремя предупредить об опасности.
д) Каждая пища имеет свой вкус. По вкусу можно отличать сыр, молоко, хлеб.
Эксперимент – Каждому на стол по кусочку лимона, яблока.
Определите их вкус. Язык – орган вкуса. Вкус пищи человек воспринимает нервными окончаниями, которые находятся на поверхности языка.
Вывод: Таким образом мы узнали пять органов. Как мы их назовем? Органы чувств. Все органы чувств связаны друг с другом (Демонстрация рисунка)
4. Закрепление
Работа в тетради.
5. Профориентационая работа.
Органы чувств можно развивать и тренировать. У людей разных профессии сильнее развиваются те органы, которые у них больше всего учувствуют в выполнении трудовой операции. Врач по шумам в сердце, дыханию ставит диагноз. Сталевар с помощью зрения определяет готовность и качество стали. Мукомол на ощупь может определить до 40 сортов муки. Дегустатор на вкус различает до 100 – 150 сортов чая, кофе.
6. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Сделать круговые движения глазами налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз 3 раза.
Итоги урока
Д/з стр. 164-166.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ