Конспект урока биологии на тему "Применение модульной технологии на уроках биологии"
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Средняя школа №5 имени М.Ауэзова
Доклад
Применение модульной технологии на уроках биологии
Подготовила: учитель биологии Власова А.Е.
г. Талгар 2014 г
Применение модульной технологии на уроках биологии.
Власова А.Е
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для преподавателей это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. В классах , где я работаю, обучаются ученики с разными учебными возможностями. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всей группы, включить в учебный процесс каждого студента. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый студент должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности. Я решила опробовать данную технологию на уроках биологии в экономическом колледже. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе
Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного обучения. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Преподаватель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Это такая организация процесса обучения, при которой студент работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:
СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
методическое руководство по достижению целей (как?)
практические занятия по формированию необходимых умений
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если студент сможет овладевать знаниями сам, а преподаватель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что студенты учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый студент уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит преподавателя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора студентами пути движения внутри модуля. Преподаватель освобождается от чисто информационных функций. Моя роль на модульном уроке – управление работой студентов. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым студентом, помогать слабым и консультировать сильных студентов. Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации преподавателя.
Модульное обучение активизирует способности студентов, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно. Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ.
Номер Учебного элемента
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для студента.
Управление обучением (содержание, формы, методы).
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.
УЭ -0
Цели и задачи модуля. Актуализация целей.
Методическое руководство.
Необходимые знания и умения.
Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ- 1
Учебный модуль. Цель элемента.
Входной контроль.
Пояснения к учебному материалу.
УЭ - 2
Обобщение. Цель элемента.
Источники информации, алгоритмы решения задач.
УЭ - 3
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).
Проверка по ключу, эталону.
Технологическая карта конструирования темы или раздела.
№ урока – модуля в разделе …
№ урока модуля в теме …
Тема урока…
Триединая цель урока (темы)…
Дифференцированная цель урока для студента…
Что должен знать студент в конце темы …
Что должен уметь студент в конце темы …
Формируемая область понимания …
Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
Воспитание на материалах темы …
Тип урока и применённой педагогической технологии …
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ
Лист учёта контроля преподаватель раздаёт каждому студенту перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу студент сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Фамилия, имя студента
Учебный элемент
Количество баллов по номерам заданий.
Итого (кол-во баллов)
№1
№ 2
№ 3
УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:
Например: МОДУЛЬ 1.
ТЕМА 2: Уровни организации живой материи
При изучении темы ты должен:
Знать критерии уровней организации живой материи.
Знать особенности биологических систем.
Уметь анализировать качественные характеристики живого.
Оборудование: Презентация «Критерии живых систем», плакат “Клетка”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.
Учебный
элемент
Как делать? Методические рекомендации.
Время работы.
Контроль.
УЭ – 0
Цель: Проверить выполнение домашнего задания.
Реши кроссворд.
Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.
15 мин.
Проверка по ключу №1
1-5 баллов
Оценку поставь в тетради. 1 – 5 баллов
У Э – 1
Изучение
Нового материала.
Цель: Знать критерии уровней организации живой материи.
Входной контроль:
Почему необходимо выделять различные уровни живой материи?
Что Вы знаете об органических веществах?
Как Вы представляете механизм передачи наследственной информации?
Что такое метаболизм?
Посмотри презентацию « Критерии живых систем» После презентации ответь на вопросы. Прочти статью учебника стр 15. – 21.
Заполни таблицу “Уровни организации живой материи». Работай с учебником.
45 мин.
3 балла за ответ
Комментирование
УЭ – 2
Закрепление
изученного.
Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания. “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3,4.(Устно.)
3) Прочти вывод. Стр. 18.
Работай в тетради.
20 мин
Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.
10 мин
3 балла за ответ
Оцени свою работу на уроке.
25 – 23 балла оценка “5”
22 – 20 баллов оценка “4”
19 – 17 баллов оценка “3”
15 – 13 баллов оценка “2”
Спасибо за урок!
Рекомендации
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для преподавателя и студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе занимает студент, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого студента исключает нарушения дисциплины. Задания, которые подготовил преподаватель, предполагают работу студента с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях.
Литература
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении. Москва: 2007 г.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г. .
Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 2008 г..
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 2006 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ