Конспект урока биологии на тему «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
План урока на тему:
«Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
Цель: познакомиться с видами рыб, земноводных и пресмыкающихся, занесенными в Красную книгу Курской области; продолжить развивать навыки обучающихся по работе с дополнительными источниками знаний, выбирать из текста главное; продолжить формировать умение самостоятельно делать выводы; совершенствовать умения распознавать изученные виды Пресмыкающихся в природе и на рисунках; сформировать бережное отношение к пресмыкающимся; продолжить формировать научное мировоззрение обучающихся.
Тип урока: семинар с элементами контрольно-обобщающего урока.
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, просмотр презентации, сообщения обучающихся.
Оборудование: таблицы: «Хордовые животные», «Класс костные рыбы», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», проектор, компьютер, фотографии, рисунки.
Ход урока:
Организация учащихся на работу.
Актуализация знаний:
Тест по теме «Класс Пресмыкающиеся» (3 варианта)
Вводное слово:
Сегодняшний семинар будет посвящен редким и охраняемым видам рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области. Из сегодняшнего семинара вы должны будете узнать, не только перечень этих видов, но и познакомиться с ними поближе, узнать их распространение, образ жизни. Так же, мы выясним, какие принимаются меры по их охране, и вы попробуете предложить дополнительные, исходя из ваших сообщений.
Открывайте ваши тетради, записывайте сегодняшнее число: ( ) и тему семинара: «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
Выступления обучающихся, по подготовленным вопросам:
Быстрянка
Подкаменщик обыкновенный
Тритон гребенчатый
Жаба серая
Квакша обыкновенная
Лягушка съедобная
Черепаха болотная
Медянка
Гадюка степная
Гадюка обыкновенная
(Обучающиеся выступают, если у них возникают вопросы, они задают их после выступления; докладчик отвечает на вопросы, если он затрудняется, то я ему помогаю)
Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы
Обучающимся задаются вопросы, подводящие их к выводу по семинару:
Сколько всего видов рыб, встречающихся в Курской области? (33)
Сколько занесены в Красную книгу Курской области? (2)
Сколько всего видов земноводных, встречающихся в Курской области? (12)
Сколько занесены в Красную книгу Курской области? (4)
Сколько всего видов пресмыкающихся, встречающихся в Курской области? (9, по совр. данным – 10 – добавляется Гадюка Никольского)
Сколько занесены в Красную книгу Курской области? (4)
О чем говорят эти статистические данные?
Какие проводятся меры по охране видов, занесенных в Красную книгу Курской области?
Какие вы бы меры охраны могли предложить?
Зачем нужно изучать охраняемые виды?
Что вы сделаете, если встретите где-нибудь особь любого из видов, занесенных в Красную книгу?
Попробуйте сформулировать вывод по сегодняшнему семинару, что полезного вы для себя сегодня узнали?
Подведение итогов семинара:
На сегодняшнем семинаре, мы более подробно рассмотрели краснокнижные виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области. Теперь, я надеюсь, вы узнаете редкий вид, если он вам когда-нибудь встретится. И если такое произойдет, вы не будете ловить, и тем более уничтожать их. А запомните время суток, день и место встречи (а если будет под рукой фотоаппарат, то и сфотографируете), чтобы потом эти данные передать нашим зоологам (или мне, чтобы я им передала), тем самым принять участие в научной деятельности.
Список дополнительной литературы:
Акимушкин И. И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Мысль, 1989. – 462с.
Банников А. Г. И др. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. – 303с.
Брем А. Э. Жизнь животных в 3 томах. Том 3: Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. – М.: ТЕРРА, 1992. – 496с.
Жизнь животных: в 7 томах. Том 4 – Рыбы; Том 5: Земноводные. Пресмыкающиеся
Красная книга Курской области. Том 1.Редкие и исчезающие виды животных / Отв. ред. А.А. Власов / Власов А.А., Баусов И.А., Власова О.П., Гречаниченко Т.Е., Корольков А.К., Лада Г.А., Миронов В.И., Татаренко Д.Е./ Тула, 2001. 120 с. //55с
Мир животных. Книга для чтения Зверева.
Основные источники: 5 и 3.
Памятка обучающегося
Как готовиться к семинару:
Внимательно прочитай вопросы к семинару, ознакомься со списком литературы.
Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.
Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, не забудь отметить автора, название, год издания и стр.
При выявлении новых незнакомых терминов, найди в словарях их значения.
Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.
В случая возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ»
Вариант I
Пресмыкающиеся – наземные хордовые, которые дышат при помощи:
Кожи;
Легких и кожи;
Жабр;
Легких.
Яйца пресмыкающихся покрыты:
Тонкой нежной оболочкой;
Известковой скорлупой;
Кожистой оболочкой;
Кожистой оболочкой или известковой скорлупой.
У безногой ящерицы в отличие от змей:
Подвижные непрозрачные веки;
Тело покрыто чешуей;
Раздвоенный на конце язык;
Покровительственная окраска.
Свою добычу заглатывают целиком:
Только ядовитые змеи;
Все змеи;
Только удавы;
Только неядовитые змеи.
Длинный раздвоенный на конце язык змеи – это:
Ядовитый аппарат;
Орган осязания и вкуса;
Орган, управляющий координацией движений;
Нет правильного ответа.
У крокодилов сердце:
Отсутствует;
Двухкамерное;
Трехкамерное;
Четырехкамерное;
Кайманы относятся к отряду:
Чешуйчатые;
Черепахи;
Крокодилы;
Клювоголовые.
Гаттерия относится к отряду:
Чешуйчатые;
Черепахи;
Крокодилы;
Клювоголовые.
Желтопузик относится к:
Змеям;
Ящерицам;
Крокодилам;
Нет правильного ответа.
Кровеносная система у рептилий:
Незамкнутая;
Замкнутая;
Имеет один круг кровообращения;
Нет правильного ответа.
Современные пресмыкающиеся произошли от:
Хрящевых рыб;
Древних Кистеперых рыб;
Древних рептилий – котилозавров;
Нет правильного ответа.
Выползок – это:
Только что вылупившаяся змея;
Только что вылупившаяся ящерица;
Сброшенный верхний покров змеи;
Сброшенный верхний покров ящерицы.
Конечности превращены в ласты у:
Морских черепах;
Сухопутных черепах;
Пресноводных черепах;
У всех черепах.
Морские черепахи – это животные, которые:
Живут на суше, но размножаются в воде;
Живут в воде, но размножаются на суше;
Живут и размножаются в воде;
Живут и размножаются на суше.
У змей:
Одно легкое;
Два легких;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ