Конспект урока биологии для 7 класса по теме «Развитие животных с превращением и без превращения»
Конспект урока биологии для 7 класса
по теме
«Развитие животных с превращением и без превращения»
учитель высшей квалификационной категории Давлетшина Вероника Васильевна
г. Нижнекамск РТ
Цель урока: Дать учащимся представление о развитии животных с превращением и без превращения и сформировать понятие о метаморфозе.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с типами развития животных;
развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера;
воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.
Оборудование: Учебник биологии для 7 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.
Методы: поисковый, сравнительно-аналитический.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Проведение урока
I. Организационный этап.
У: Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам познакомиться с одной из удивительных историй, о том как одна гусеница мечтала летать. Прочитаем эту сказку вслух (читает ученик).
У: Ребята, о чем говорится в сказке?
Предполагаемый ответ учащихся: о превращении гусеницы в бабочку.
У: Правильно! О чем же сегодня пойдет речь на уроке?
Предполагаемый ответ учащихся: о типах развития животных.
У: Открываем тетради, записываем число и тему «Развитие животных с превращением и без превращения».
У: Целью нашего урока станет изучение развития животных с превращением и без превращения и познакомимся с новым понятием «метаморфоз».
II. Актуализация знаний.
– Ребята, сравните понятия «размножение» и «развитие». Есть ли среди них отличия?
ТАЙМД - ПЭА – ШЭА
В парах Ученик 1 делится своим ответом с учеником 2, ученик 3 с Учеником 3. Время 1 минута.
Ученики меняются ролями. Время 1 минута.
Предполагаемые ответы учащихся: размножение – это увеличение числа особей, а развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни.
РАУНД РОБИН
- Какой процесс более продолжителен размножение или развитие?
1. Время на размышление 30 секунд. Делиться ответом начинает № 3. Время 30 секунд.
2. Дальше своим ответом делится №4. Время 30 секунд.
3. Дальше своим ответом делится №2. Время 30 секунд.
4. Дальше своим ответом делится №1. Время 30 секунд.
Предполагаемые ответы учащихся: Развитие, т.к. состоит из нескольких последовательных стадий. Размножение в зависимости от вида животного имеет разный период.
III. Изучение нового материала.
У:Действительно у организмов после размножения наступает процесс развития. У животных период от оплодотворения до конца жизни называется индивидуальным развитием.
У: Ребята, познакомьтесь с материалом текста п. 47, стр. 225, абзац 3. Время 2 минуты.
РАУНД ТЕЙБЛ
У: Ребята, какие типы развития животных рассмотрены в тексте. Время на размышление 30 секунд.
Ученикам предлагается немая схема.
На листочке вместо знаков вопроса впишите по одному ответу и передайте листочек и ручку по кругу, каждый записывает только один ответ. Время 1 минута.
У: Из оплодотворенного яйца достигнув определенных размеров, выходит личинка. Если личинка не похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие с превращением (метаморфозом).
Если личинка похожа на взрослую особь, тогда имеет место развитие без превращения.
Рассмотрим развитие с превращение (с метаморфозом) на примере насекомого
У: Развитие без превращения наблюдается у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц.
СТЕ ЗЕ КЛАСС
У: Вспомнив изученный ранее материал, запишите максимальное количество животных, которые развиваются с метаморфозом.
Ребята возьмите по листочку. Запишите названия животных, пронумеровывая их. Время 30 секунд.
Предполагаемые ответы учащихся: многощетинковые черви, брюхоногие моллюски, морские ежи, насекомые и земноводные.
Прочертите горизонтальную линию после последнего ответа.
Ребята, встаньте, найдите себе пару и сверьте варианты ответов, если ответы совпадают, ставьте «+», если нет такого ответа, запишите под горизонтальной линией.
Вернитесь на свои места, сверьте ответы с партнерами по плечу.
IV. Закрепление изученного материала.
ЭЙ АР ГАЙД
Возьмите карточки, которые лежат на столе. Здесь представлены утверждения. Прочтите все утверждения внимательно.
До
Утверждения
После
Различают три типа развития насекомых
У капустной белянки развитие с метаморфозом
Развитие с метаморфозом: яйцо-личинка -куколка имаго
Развитие без метаморфоза: яйцо-личинка-имаго
Пауки, клопы развиваются без метаморфоза
В графе «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-«, если вы не согласны с утверждением.
Просмотрите видеофрагмент.
В графе «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, поставьте «-«, если вы не согласны с утверждением.
У: Ребята, изменились ли ваши ответы после просмотра видеофрагмента. Как и почему?
V. Подведение итогов урока и выставление оценок.
У: Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
У: В чем отличие развития с метаморфозом и без него?
У: Какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие без него?
V. Рефлексия
Составить синквейн
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Предполагаемые ответы учащихся:
Развитие
Полное, неполное
Развиваться, усложняться, сформироваться
Получается букашка
VI. Домашнее задание.
Прочитать § 47, ответить на вопросы (общее д/з)
Сочинить сказку о животных с неполным развитием (индивидуально, по выбору).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ