Конспект урока биологии на тему "Строение и функции больших полушарий"


Тема: Строение и функции больших полушарий.

Задачи: рассмотреть строение больших полушарий, найти функциональные зоны и доли коры головного мозга, выяснить их функции, продолжить формирование навыков самостоятельной работы и логического мышления при сравнении функциональных зон больших полушарий, воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Беседа, рассказ

Объяснительно – иллюстративный метод

Оборудование: муляжи головного мозга, таб. «Строение головного мозга», презентация «Большие полушария»


Ход урока:

  1. Орг.момент, цель

  2. Проверка домашнего задания.

Опрос учащихся с использованием следующих вопросов:

1. Полость в позвоночнике, заполненная отделом ЦНС (спинномозговая жидкость)

2. Название нервной клетки (нейрон)

3. Отделы головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный, или большой)

  1. Длинный отросток нейрона (аксон)

  2. Рефлексы продолговатого мозга (защитные, пищевые, дыхательные, сердечно-сосудистые)

  3. Короткие отростки нейронов (дентриды)

  4. Функции мозжечка (координация движения)

8. Функции спинного мозга (рефлекторная и проводниковая)

  1. Ответ организма на внешние и внутренние раздражения (рефлекс)

  2. Функции промежуточного мозга (терморегуляция, постоянство внутренние среды организма, сердечно-сосудистая деятельность)

  3. К чему приведет повреждение продолговатого мозга (смерть)

  4. Центральная нервная система (спиной и головной мозг)

  5. Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы)


  1. Актуализация

  1. Рассмотреть строение больших полушарий.

Кора больших полушарий представляет собой слой серого вещества толщиной 1,5 – 4 мм. В коре насчитывается от 12 до 18 млрд.нервных клеток, которые расположены в несколько слоев. Поверхность неровная, образует складки – извилины, ограниченны бороздками. За счет борозд общая поверхность коры взрослого человека 1700-2000 куб см.

  1. Выяснить, на какие отделы делятся полушария головного мозга.(знакомство с презентацией)

Левое полушарие – мыслительное, логическое, отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета, логического мышления.

Правое полушарие – художественное, эмоциональное, участвует в распознании зрительных, музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.

Особенно глубокие борозды подразделяют большие полушария на доли. В каждом полушарии разделяют четыре доли: лобная, теменная, височная и затылочная. В больших полушариях имеются желудочки, которые заполнены жидкостью, она сообщаясь с кровеносной системой, участвует в обмене веществ, защищает нейроны.

В долях можно различить чувствительные и ассоциативные зоны, отвечающие за память, внимание, мышление, воображение и т.д.

Важнейшие зоны: двигательная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная.

Зрительная – в затылочной части, слуховая – в височной, Обонятельная и вкусовая – на границе теменной и височной. Двигательная – в лобной, Кожно-мышечная – позади центральной борозды, в теменной

  1. Рассмотреть доли больших полушарий.

В долях можно различить чувствительные и ассоциативные зоны, отвечающие за память, внимание, мышление, воображение и т.д.

Важнейшие зоны: двигательная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная.

Зрительная – в затылочной части, слуховая – в височной, Обонятельная и вкусовая – на границе теменной и височной. Двигательная – в лобной, Кожно-мышечная – позади центральной борозды, в теменной

  1. Выяснить гигиену НС,

Сам.изучить текст учебника и выписать в тетради правила гигиены НС, выяснить влияние никотина и алкоголя для организма подростка.

  1. Обобщение и закрепление новой темы. Заполнить таблицу по строению и функциям больших полушарий головного мозга.

Лабораторная работа 3

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления

Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других

предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

Ход работы

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза,

б) к внутреннему углу глаза,

в) к ресницам,

г) к бровям,

д) к коже век,

Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное мигание, знаком «+»

2.Результаты оформите в виде таблицы.

Область

Непроизвольное мигание



3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении некоторых областей?

4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

6. Сделайте выводы.


  1. Итог урока.

  2. Домашняя работа, ответить на вопросы к параграфу «Большие полушария головного мозга».

  3. Рефлексия: Что нового и интересного узнали на уроки, с какими трудностями столкнулись?






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ