Конспект урока биологии на тему "Строение и функции больших полушарий"
Тема: Строение и функции больших полушарий.
Задачи: рассмотреть строение больших полушарий, найти функциональные зоны и доли коры головного мозга, выяснить их функции, продолжить формирование навыков самостоятельной работы и логического мышления при сравнении функциональных зон больших полушарий, воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
Беседа, рассказ
Объяснительно – иллюстративный метод
Оборудование: муляжи головного мозга, таб. «Строение головного мозга», презентация «Большие полушария»
Ход урока:
Орг.момент, цель
Проверка домашнего задания.
Опрос учащихся с использованием следующих вопросов:
1. Полость в позвоночнике, заполненная отделом ЦНС (спинномозговая жидкость)
2. Название нервной клетки (нейрон)
3. Отделы головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный, или большой)
Длинный отросток нейрона (аксон)
Рефлексы продолговатого мозга (защитные, пищевые, дыхательные, сердечно-сосудистые)
Короткие отростки нейронов (дентриды)
Функции мозжечка (координация движения)
8. Функции спинного мозга (рефлекторная и проводниковая)
Ответ организма на внешние и внутренние раздражения (рефлекс)
Функции промежуточного мозга (терморегуляция, постоянство внутренние среды организма, сердечно-сосудистая деятельность)
К чему приведет повреждение продолговатого мозга (смерть)
Центральная нервная система (спиной и головной мозг)
Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы)
Актуализация
Рассмотреть строение больших полушарий.
Кора больших полушарий представляет собой слой серого вещества толщиной 1,5 – 4 мм. В коре насчитывается от 12 до 18 млрд.нервных клеток, которые расположены в несколько слоев. Поверхность неровная, образует складки – извилины, ограниченны бороздками. За счет борозд общая поверхность коры взрослого человека 1700-2000 куб см.
Выяснить, на какие отделы делятся полушария головного мозга.(знакомство с презентацией)
Левое полушарие – мыслительное, логическое, отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета, логического мышления.
Правое полушарие – художественное, эмоциональное, участвует в распознании зрительных, музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.
Особенно глубокие борозды подразделяют большие полушария на доли. В каждом полушарии разделяют четыре доли: лобная, теменная, височная и затылочная. В больших полушариях имеются желудочки, которые заполнены жидкостью, она сообщаясь с кровеносной системой, участвует в обмене веществ, защищает нейроны.
В долях можно различить чувствительные и ассоциативные зоны, отвечающие за память, внимание, мышление, воображение и т.д.
Важнейшие зоны: двигательная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная.
Зрительная – в затылочной части, слуховая – в височной, Обонятельная и вкусовая – на границе теменной и височной. Двигательная – в лобной, Кожно-мышечная – позади центральной борозды, в теменной
Рассмотреть доли больших полушарий.
В долях можно различить чувствительные и ассоциативные зоны, отвечающие за память, внимание, мышление, воображение и т.д.
Важнейшие зоны: двигательная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная.
Зрительная – в затылочной части, слуховая – в височной, Обонятельная и вкусовая – на границе теменной и височной. Двигательная – в лобной, Кожно-мышечная – позади центральной борозды, в теменной
Выяснить гигиену НС,
Сам.изучить текст учебника и выписать в тетради правила гигиены НС, выяснить влияние никотина и алкоголя для организма подростка.
Обобщение и закрепление новой темы. Заполнить таблицу по строению и функциям больших полушарий головного мозга.
Лабораторная работа 3
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления
Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других
предметов для раздражения кожи и век недопустимо.
Ход работы
1.Осторожно прикоснитесь рукой
а) к наружному углу глаза,
б) к внутреннему углу глаза,
в) к ресницам,
г) к бровям,
д) к коже век,
Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное мигание, знаком «+»
2.Результаты оформите в виде таблицы.
Область
Непроизвольное мигание
3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении некоторых областей?
4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?
5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.
6. Сделайте выводы.
Итог урока.
Домашняя работа, ответить на вопросы к параграфу «Большие полушария головного мозга».
Рефлексия: Что нового и интересного узнали на уроки, с какими трудностями столкнулись?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ