Конспект урока биологии в 7 классе по теме "ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ, Класс Насекомые"
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Класс Насекомые
Учитель II категории: Никитина О.В.
г.Череповец
2008
Цели и задачи урока (для учителя): 1. Образовательные:
Обеспечить усвоение и закрепление знаний обучающихся о признаках животных типа Членистоногие и класса Насекомые;
Способствовать закреплению знаний об основных систематических категориях царства Животные;
Способствовать выяснению причин видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше.
2. Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, наблюдательности умению сравнивать и анализировать;
способствовать развитию устной речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру труда при работе с лабораторным оборудованием (коллекциями)
Цели и задачи урока (для обучающихся):
Познакомиться с признаками животных класса Насекомые
Выяснить причины видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше
Закрепить знания о признаках животных типа Членистоногие и об основных систематических категориях типа Членистоногие
Методы урока: 1. Словесные:
беседа;
рассказ
2. Наглядные:
изобразительные пособия;
натуральные объекты.
3. Практические:
лабораторная работа (групповая работа)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – компьютерная презентация
Оборудование: проектор, компьютер, экран, фотографии и коллекции насекомых различных отрядов, натуральный объект - рак, таблица «Многообразие органического мира», рельефная таблица «Внутреннее строение жука».
Рекомендуемая литература для учителя:
Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В,Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М., Айрис-Пресс, 2003.
Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.
Радченко Н.М., Бузановская М.В. и др. Насекомые вокруг нас. В 2 частях. Методические рекомендации для студентов и учителей биологии. – Вологда, 1992.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. – М.:Топикал, 1994.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Власова З.А. Биология. Справочник школьника. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистике МГУ им.М.В.Ломоносова, 1996.
Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Аквариум, 1997.
Макгевин Джордж. Юному знатоку природы. Насекомые. Школьный путеводитель. – СПб.: Изд-во Тимошка, 1997.
Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI – VII классов. – М.: Просвещение, 1971.
Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1996.
Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Томсон Р., Стефенс М. Наблюдаем насекомых. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Основное содержание урока:
Знания:
Основные понятия: тип членистоногие, класс насекомые, хитиновый покров, трахеи, мальпигиевы сосуды.
Объекты: насекомые.
Факты: причины многообразия и распространения насекомых, их роль в живой природе и жизни человека
Умения:
Называть приспособления насекомых к жизни на суше,
Определять таксономические единицы;
Различать членистоногих разных классов, насекомых различных отрядов;
Пояснять разницу между представителями различных классов членистоногих;
Анализировать причины широкого распространения насекомых по земному шару.
Навыки:
Познавательная деятельность:
Сравнение и сопоставление объектов (представителей различных классов типа Членистоногие);
Выдвижение предположений о причинах широкого распространения насекомых по земному шару.
Использование лабораторных работ для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Адекватное восприятие устной речи;
Осознанное беглое чтение текстов;
Владение монологической и диалогической речью;
Умение заполнять таблицу по тексту параграфа.
Рефлексивная деятельность:
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка целей урока).
Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками.)
План урока
Организационная часть – 1 – 2 мин.
Актуализация знаний – 3 мин.
Изучение нового материала – 25 мин.
Постановка целей урока (5 мин.)
Общая характеристика насекомых (5 – 7 мин.)
Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»(13 – 15 мин.)
Закрепление материала – 5 – 6 мин.
Домашнее задание – 5 мин.
Ход урока
Организационная часть
Проверка готовности к уроку (слайд №1)
Актуализация знаний
Учитель объявляет тему и план урока, с показом слайдов №2 и №3 на экране
Актуализация по вопросам слайд №4
?Какие классы животных относятся к типу Членистоногие?
? Какие общие признаки характерны для всех членистоногих?
Изучение нового материала
Постановка целей урока (слайд №5)
? По таблице «Многообразие органического мира» определите: каково видовое разнообразие типа Членистоногие?
? На стр. 63 учебника выясните: каково видовое разнообразие класса Насекомые?
? В каких средах жизни мы можем встретить насекомых?
? Рассмотрите рис.45 на стр.63 учебника, чем отличаются насекомые разных видов?
Задание: сформулируйте цели урока
Уточнение целей урока (слайд №6)
Познакомиться с признаками животных класса Насекомые
Выяснить причины видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше
Закрепить знания о признаках животных типа Членистоногие и об основных систематических категориях типа Членистоногие
Общая характеристика насекомых
Беседа по вопросам слайда №7
? Какие отделы тела выделяются у насекомых?
? Какие органы находятся на голове?
? Какие органы находятся на груди у насекомых? Каково их количество?
? Сколько конечностей имеют насекомые? На каком отделе тела они находятся? Что мы можем сказать об особенностях конечностей?
Обобщение ответов (слайд №7)
Отделы тела: голова, грудь и брюшко
На голове расположены фасеточные глаза и пара усиков
На груди расположены 3 пары членистых конечностей и 2 пары крыльев
Рассказ (с демонстрацией рельефной таблицы и слайдов №9 и №10)
Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»
Задание к лабораторной работе (по слайду №11)
Сформулируйте цель лабораторной работы.
Запишите в тетради тему урока, название лабораторной работы, ее цель и оборудование к лабораторной работе.
Выполните лабораторную работу по инструкции на стр. 65 учебника и выданным коллекциям.
Сделайте вывод о причинах видового разнообразия насекомых.
Обсуждение результатов лабораторной работы.
Закрепление материала
Задание: заполните схему (слайд №12) (макет схемы выдан в распечатанном виде)
Отделы тела насекомых
Задание: ответить на вопросы (слайд №13)
В чем сходство насекомых с другими животными типа Членистоногие?
Почему видовое разнообразие насекомых так велико?
Как насекомые приспособлены к жизни на суше?
Домашнее задание. (слайд №14)
§ 15, ответить на вопросы после параграфа, подготовить сообщения о тараканах и медведке.
Заполнить таблицу в тетради (макет таблицы выдан в распечатанном виде)
-
Класс Членистоногих
Сходства
Различия
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ