Конспект урока биологии в 7 классе по теме "ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ, Класс Насекомые"

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»








Конспект урока биологии в 7 классе по теме


ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Класс Насекомые

Учитель II категории: Никитина О.В.






















г.Череповец

2008

Цели и задачи урока (для учителя): 1. Образовательные:

  1. Обеспечить усвоение и закрепление знаний обучающихся о признаках животных типа Членистоногие и класса Насекомые;

  2. Способствовать закреплению знаний об основных систематических категориях царства Животные;

  3. Способствовать выяснению причин видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше.

2. Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности умению сравнивать и анализировать;

  2. способствовать развитию устной речи;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру труда при работе с лабораторным оборудованием (коллекциями)

Цели и задачи урока (для обучающихся):

  1. Познакомиться с признаками животных класса Насекомые

  2. Выяснить причины видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше

  3. Закрепить знания о признаках животных типа Членистоногие и об основных систематических категориях типа Членистоногие

Методы урока: 1. Словесные:

  • беседа;

  • рассказ

2. Наглядные:

  • изобразительные пособия;

  • натуральные объекты.

3. Практические:

  • лабораторная работа (групповая работа)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – компьютерная презентация

Оборудование: проектор, компьютер, экран, фотографии и коллекции насекомых различных отрядов, натуральный объект - рак, таблица «Многообразие органического мира», рельефная таблица «Внутреннее строение жука».

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В,Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003.

  2. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М., Айрис-Пресс, 2003.

  3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.

  4. Радченко Н.М., Бузановская М.В. и др. Насекомые вокруг нас. В 2 частях. Методические рекомендации для студентов и учителей биологии. – Вологда, 1992.

  5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. – М.:Топикал, 1994.




Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистике МГУ им.М.В.Ломоносова, 1996.

  2. Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Аквариум, 1997.

  3. Макгевин Джордж. Юному знатоку природы. Насекомые. Школьный путеводитель. – СПб.: Изд-во Тимошка, 1997.

  4. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VIVII классов. – М.: Просвещение, 1971.

  5. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

  6. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1996.

  7. Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  8. Томсон Р., Стефенс М. Наблюдаем насекомых. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

Основное содержание урока:

  1. Знания:

  • Основные понятия: тип членистоногие, класс насекомые, хитиновый покров, трахеи, мальпигиевы сосуды.

  • Объекты: насекомые.

  • Факты: причины многообразия и распространения насекомых, их роль в живой природе и жизни человека

  1. Умения:

  • Называть приспособления насекомых к жизни на суше,

  • Определять таксономические единицы;

  • Различать членистоногих разных классов, насекомых различных отрядов;

  • Пояснять разницу между представителями различных классов членистоногих;

  • Анализировать причины широкого распространения насекомых по земному шару.

  1. Навыки:

  • Познавательная деятельность:

  1. Сравнение и сопоставление объектов (представителей различных классов типа Членистоногие);

  2. Выдвижение предположений о причинах широкого распространения насекомых по земному шару.

  3. Использование лабораторных работ для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ.

  • Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. Адекватное восприятие устной речи;

  2. Осознанное беглое чтение текстов;

  3. Владение монологической и диалогической речью;

  4. Умение заполнять таблицу по тексту параграфа.

  • Рефлексивная деятельность:

  1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка целей урока).

  2. Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками.)

План урока


  1. Организационная часть – 1 – 2 мин.

  2. Актуализация знаний – 3 мин.

  3. Изучение нового материала – 25 мин.

  1. Постановка целей урока (5 мин.)

  2. Общая характеристика насекомых (5 – 7 мин.)

  3. Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»(13 – 15 мин.)

  1. Закрепление материала – 5 – 6 мин.

  2. Домашнее задание – 5 мин.







































Ход урока


  1. Организационная часть

Проверка готовности к уроку (слайд №1)


  1. Актуализация знаний

Учитель объявляет тему и план урока, с показом слайдов №2 и №3 на экране

Актуализация по вопросам слайд №4

?Какие классы животных относятся к типу Членистоногие?
? Какие общие признаки характерны для всех членистоногих?

  1. Изучение нового материала

  1. Постановка целей урока (слайд №5)

? По таблице «Многообразие органического мира» определите: каково видовое разнообразие типа Членистоногие?

? На стр. 63 учебника выясните: каково видовое разнообразие класса Насекомые?

? В каких средах жизни мы можем встретить насекомых?

? Рассмотрите рис.45 на стр.63 учебника, чем отличаются насекомые разных видов?

Задание: сформулируйте цели урока

Уточнение целей урока (слайд №6)

  • Познакомиться с признаками животных класса Насекомые

  • Выяснить причины видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше

  • Закрепить знания о признаках животных типа Членистоногие и об основных систематических категориях типа Членистоногие

  1. Общая характеристика насекомых

Беседа по вопросам слайда №7

? Какие отделы тела выделяются у насекомых?

? Какие органы находятся на голове?

? Какие органы находятся на груди у насекомых? Каково их количество?

? Сколько конечностей имеют насекомые? На каком отделе тела они находятся? Что мы можем сказать об особенностях конечностей?

Обобщение ответов (слайд №7)

  • Отделы тела: голова, грудь и брюшко

  • На голове расположены фасеточные глаза и пара усиков

  • На груди расположены 3 пары членистых конечностей и 2 пары крыльев

Рассказ (с демонстрацией рельефной таблицы и слайдов №9 и №10)

Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»

Задание к лабораторной работе (по слайду №11)

  • Сформулируйте цель лабораторной работы.

  • Запишите в тетради тему урока, название лабораторной работы, ее цель и оборудование к лабораторной работе.

  • Выполните лабораторную работу по инструкции на стр. 65 учебника и выданным коллекциям.

  • Сделайте вывод о причинах видового разнообразия насекомых.

Обсуждение результатов лабораторной работы.





  1. Закрепление материала

Задание: заполните схему (слайд №12) (макет схемы выдан в распечатанном виде)

Отделы тела насекомых








Задание: ответить на вопросы (слайд №13)

  • В чем сходство насекомых с другими животными типа Членистоногие?

  • Почему видовое разнообразие насекомых так велико?

  • Как насекомые приспособлены к жизни на суше?



  1. Домашнее задание. (слайд №14)



§ 15, ответить на вопросы после параграфа, подготовить сообщения о тараканах и медведке.

Заполнить таблицу в тетради (макет таблицы выдан в распечатанном виде)

Класс Членистоногих

Сходства

Различия

Ракообразные



Паукообразные


Насекомые



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ