Урок по биологии "Тип губки"
Учитель биологии Козловская Светлана Владимировна,
МБОУ «СОШ №32 г. Владивостока»
Урок «Тип Губки»
Цель:
Познакомить учащихся с первыми многоклеточными беспозвоночными животными – губками.
Задачи
Обучающие: раскрыть особенности организации губок как примитивных многоклеточных животных; охарактеризовать образ жизни, места обитания, питание, размножение губок, раскрыть значение этой группы животных; сформировать у учащихся представление о губках как о тупиковой ветви в эволюции, их регенерации.
Развивающие: сформировать умения узнавать этих животных, наблюдать, рассматривать натуральные объекты; развитие кругозора, воображения, самостоятельной познавательной активности, навыков использования различных источников информации, умения ориентироваться в информации, выделять главные моменты, интересно излагать эту информацию слушателям.
Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое в области биологии, работать в коллективе, принимать совместные решения.
Оборудование:
Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс; сборник тестовых заданий Н.И. Сонина, С.И. Гуленкова 7 класс; пособие к учебнику В.Н.Алексеева, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазова; ЭУИ (электронное учебное издание к учебнику); гель «Бадяга», порошок «Бадяга»; лабораторная посуда, лупы, раздаточный материал (опросник, тестовое задание, разрезные печатные карточки «Губки Японского моря», карточки-задания для работы в группах); атлас-определитель «Растения и животные Японского моря», интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос.
Учитель: Продолжаем знакомство с многообразием живых организмов (демонстрация учебника и ЭУИ, Многообразие организмов – рисунок).
Мы с вами закончили изучать в царстве Животные подцарство Одноклеточные, и я предлагаю вам выполнить в начале урока тестовое задание. Чтобы с ним хорошо справиться, пробежимся вместе по биологическому лабиринту (ЭУИ, Биологический лабиринт. Простейшие).
2) Индивидуальный опрос.
Учитель: Вспомнили простейших? Ну а теперь обратитесь к тесту.
Тестовое задание
Царство Животные. Подцарство Одноклеточные.
Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1. Простейшие животные – это организмы:
а) одноклеточные; в) одноклеточные и колониальные.
б) колониальные;
2. По характеру питания представители одноклеточных могут быть:
а) гетеротрофами; в) миксотрофами;
б) автотрофами; г) все верно.
3. Передвижение амёбы обеспечивается:
а) работой ресничек;
б) работой единственного жгутика;
в) работой двух и более жгутиков;
г) ложноножками, или псевдоподиями.
4. Выберите три правильных ответа.
У инфузории туфельки обыкновенной:
а) есть органеллы защиты и нападения;
б) органеллами движения являются реснички;
в) органеллами движения являются жгутики;
г) в клетке два ядра;
д) питание миксотрофное.
5. Найдите соответствие.
Типы простейших Представители
1) Инфузории; а) лучевики;
2) Саркожгутиконосцы; б) малярийный плазмодий;
3) Споровики; в) панцирный жгутиконосец;
г) фораминиферы;
д) инфузория трубач.
Учитель: Проведем взаимопроверку. Если в задании нет ошибок – это оценка «5». Одна или две ошибки – «4», 3–4 ошибки – оценка «3», 5 и более ошибок – это двойка.
На доске появились правильные ответы, проверяющие, посмотрите. Какие у нас результаты?
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы начинаем рассматривать животных из подцарства Многоклеточные (ЭУИ, Подразделение царства Животные – рисунок). Первыми на очереди просто устроенные беспозвоночные животные – губки (ЭУИ, Губки – рисунок).
(Запись числа и темы урока в тетради.)
Кто они – губки? Сколько их и какие? Для чего нужны? С этими вопросами мы и будем разбираться.
Когда в повседневной жизни мы говорим слово «губки»?
(Ассоциации учащихся со словом «губки»: губки для мыться посуды, губки для чистки обуви, губки для мытья тела…)
А животные губки (стр. 101 учебника) – это морские и пресноводные обитатели различных глубин, в основном теплых вод, но есть те, которые освоили и холодные. Они неподвижные, прикрепленные ко дну или подводным предметам; колониальные, реже одиночные. Губок называют примитивными животными, у них нет тканей и органов, все процессы выполняются отдельными клетками.
Тип насчитывает более 5000 видов (запись в тетради). Зоологи считают, что губки произошли от колониальных жгутиковых, а дальше начала они никому не дали, они – тупиковая ветвь эволюции. В царстве Растения, о каких организмах мы говорили, что они – тупиковая ветвь эволюции? (Учащиеся: Это были моховидные).
Учитель: Ну а теперь снова губки. Внешний вид их необычен. Посмотрите, на что они похожи? Какая у них окраска? (ЭУИ, Общая характеристика типа Губки – анимация, рисунок учебника, стр.101).
(Учащиеся: на шарики, кустики, бокалы, вазы, чаши, комки, мешки… жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневатые, голубоватые, бурые...)
Многие губки имеют интересные названия. Какие? (ЭУИ, Общая характеристика типа Губки – анимация).
(Учащиеся: морской апельсин, губка-сифон, пробковая губка, морской камнеточец, бадяга…).
Учитель: Сегодня вы еще услышите, как они называются.
По размеру губки могут быть очень маленькие, всего несколько мм, несколько см, а могут быть до 1м в высоту и более.
Каково строение, питание, размножение, значение губок – познакомьтесь с этим, поработав в группах. Просмотрите текст учебника на стр. 101–102 и дополнительный материал карточки из пособия к нашему учебнику, и каждая группа – подготовьте своё задание для класса.
(Работа учащихся в группах, выступление групп с использованием рисунков и анимаций ЭУИ).
Задание для 1 группы
Выяснить: Каково строение и систематика губок?
(ЭУИ, Общая характеристика типа Губки – анимация.
ЭУИ, Строение губки – рисунок)
Все губки разделены на 3 класса: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.
Скелет у губок внутренний; он основной признак по которому они разделяются на классы.
У 1 класса Известковые губки – скелет из известковых игл различных по форме, расположенных в мезоглее.
2 класс Стеклянные губки – скелет из кремниевых игл, которые срастаются своими концами, образуя ажурные, но прочные конструкции (корзинка Венеры).
3 класс Обыкновенные губки – скелет из органического вещества – спонгина – нежный (туалетная губка); может быть из спонгина и кремниевых игл (чаша Нептуна, бадяга); или вообще отсутствует.
Учитель: Перед вами высушенные колонии пресноводных губок – бадяг из класса Обыкновенные губки, растёртые в порошок. Скелет бадяги состоит из кремниевых игл и спонгина. Рассмотрите внимательно измельчённые иголочки под лупой.
(Запись в тетрадь 3 классов губок, состав скелета).
Задание для 2 группы
Выяснить: Как питаются губки?
Губки пропускают через себя большие объёмы воды, по способу питания – они фильтраторы. Если фильтрация воды идёт в одной камере – центральной полости, то такой тип строения губки называется аскон (рис. учебника стр. 101). У большинства губок камер для фильтрации образуется много, этот тип строения губок называется сикон (рис. учебника стр. 101).
Интересное: Колония бадяги размером с человеческий палец за сутки может очистить 3 литра воды от 3 г молока.
(Запись новых слов в тетрадь: аскон, сикон).
Задание для 3 группы
Выяснить: Как губки размножаются, растут, сколько они живут?
Регенерация у губок, что это?
(ЭУИ, Размножение губок – рисунок)
При половом размножении из оплодотворённого яйца формируется свободноплавающая личинка, за счёт которой губки расселяются. Через некоторое время личинка оседает и превращается в маленькую губку.
Растут губки медленно. Живут - морские губки от нескольких недель до многих лет, а пресноводные – всего несколько месяцев.
Интересное: Если растереть губку на клетки, то её клетки снова соберутся вместе и получится то же самое животное (регенерация).
(Запись в тетрадь определения регенерации).
Задание для 4 группы
Выяснить: Каково значение губок в природе?
(ЭУИ, Роль губок в природе, их практическое значение – анимация)
Губки служат убежищем для рыб, мелких ракообразных, червей, моллюсков.
Сверлящие губки разрушают береговые скалы и рифы, превращая их в щебень и песок, формируя берега морей.
Врагов у губок почти нет из-за их резкого неприятного запаха, колючего скелета, накапливаемых в теле ядовитых веществ. Но некоторые морские звёзды их всё-таки поедают, а пробковую губку – рыбы и тюлени.
Интересное: Раки-отшельники, выбирая мёртвую раковину брюхоногого моллюска, предпочитают ту, на которой поселилась пробковая губка.
(сообщение о губках Японского моря с использованием ЭУИ, Роль губок в природе, их практическое значение – анимация).
Учитель: Вот вам и еще интересные названия: музыкальная труба, морской каравай, прутовидная губка.
Задание для 5 группы
Выяснить: Каково значение губок в жизни человека?
(ЭУИ, Роль губок в природе, их практическое значение – анимация)
Для мытья используют туалетные губки. Их добывают со дна моря, высушивают. Сейчас их осталось мало, и натуральные мочалки стоят дорого. Люди их даже разводят из мелких кусочков на «морских огородах», собирая через несколько лет «урожай».
Губку бадягу используют в медицине.
Скелеты стеклянных губок продают как сувениры.
Интересное: В Японии скелет корзинки Венеры дарят молодожёнам в качестве символа прочной семьи и вечной любви.
(сообщение о применении бадяги с использованием ЭУИ, Роль губок в природе, их практическое значение – анимация).
Учитель: Толковый словарь Владимира Даля даёт три правильных написания: бадяга, бодяга и очень старое – водяга.
Вот они какие, губки – первые попытки природы сконструировать настоящие многоклеточные организмы.
III. Закрепление знаний.
Задания:
Восстановите схему строения губки, выбрав правильные ответы (ЭУИ, Строение губки – интерактив).
Внимание! О чём этот фрагмент? (ЭУИ, Регенерация губок – анимация).
Итог урока.
Учитель: О чём мы говорили? Что узнали?
Губки – многоклеточные.
Образ жизни – прикреплённый.
Биологические фильтры.
Органов и тканей нет.
Размножение: бесполое и половое.
Способность к регенерации.
Есть внутренний скелет: минеральный (известковые и кремниевые иглы) или органический (спонгин).
Что было для вас самым интересным? Что больше всего запомнилось?
(Выводы учащихся, выставление оценок за урок).
IV. Домашнее задание.
Cтр. 101–103, схема строения губки.
Учитель: У кого есть возможность, познакомьтесь с материалом Интернет-ссылки в учебнике о байкальских губках и расскажите нам на следующем уроке. Кто- то может сделать поделку «губка», а кто-то рисунок. Распределитесь, кто что сделает.
В конце я прошу вас, ребята, заполнить маленький опросник: что запомнилось о губках с урока (напротив наиболее правильного ответа, по вашему мнению, поставьте знак – звёздочка *).
Размер
2–3 метра
несколько сантиметров
от нескольких мм до размера более 1 метра
Цвет
чёрный
зелёный
от серого до различных ярких окрасок
Форма
округлая
мешковидная
разнообразная: чашевидная, округлая, комковатая, мешковидная
Применение
у человека
в строительстве
в медицине
для питания
Губки – это
хищники
фильтраторы
паразиты
Оценка себе
за работу
на уроке
3
4
5
Сдайте тесты, опросники. На этом наш урок окончен.
Приложение
Сообщение: Губки Японского моря
Все вы, наверное, любите праздники, верно? Совершим небольшое путешествие на один такой праздник - царский пир. На Руси праздники - пиры проходили в царских домиках - дворцах. На столах стояли разные напитки, караваи, печёный хворост, угощения. Звучала музыка, слышны были трубы и другие музыкальные инструменты. Почему вас пригласили на этот праздник? Догадались? Здесь у меня были скрыты интересные названия губок Японского моря (посмотрите на фотографии, они на ваших столах). Это морской каравай, губка музыкальная труба, пробковая губка, которая поселяется на домиках раков-отшельников – пустых раковинах брюхоногих моллюсков, прутовидная губка, похожая на угощение - хворост или моток проволоки. Все эти губки важны в Японском море как биологические фильтры. У них, посмотрите, разная окраска, размеры 20-30см, они обитатели глубин от 30 до 500м.
Сообщение: Лекарственное значение губок
Говорили сегодня о празднике. Продолжим. Если на днях вам идти на праздник, а у вас на ноге на видном месте синяк. Что делать? Тогда вам поможет, купленный в аптеке гель с пресноводной губкой бадягой или порошок бадяги, который нужно развести водой до состояния кашицы. Гель и порошок перед вами, наносить их нужно круговыми движениями 3-4 раза в день. Через 20-30 минут смыть. Применяют бадягу и для лечения ревматизма, радикулита, от угревой сыпи, пигментных пятен. Гель и порошок с бадягой способствует быстрой регенерации тканей, укреплению стенок кровеносных сосудов, уменьшению отёков, рассасыванию гематом.
Воздействие бадяги основано на механическом раздражении кожи измельчёнными кремниевыми иголочками, они вызывают расширение сосудов, улучшается кровоснабжение, и наступает рассасывающий эффект. В месте применения геля с бадягой кожа краснеет, человек чувствует тепло.
Губки Японского моря
Морской каравай
Форма тела комкообразная. Устья на приподнятых вулканообразных выростах. Размер достигает 30 см. Поверхность гладкая. Цвет варьирует от зеленого до бело-желтоватого. Консистенция плотная, тело легко ломается.
Обитает до глубины 400 м.
Прутовидная губка
Тело древовидное, до 30 см в высоту, иногда переплетенные сросшиеся ветви напоминают моток проволоки. Поверхность мелкоигольчатая, гладкая. Гибкая и прочная губка . Цвет от светло-серого до ярко-оранжевого.
Встречается на глубинах от 30 до 200 м.
Губки Японского моря
Пробковая губка
Тело округлое, комкообразное до 20 см в высоту. Поверхность гладкая или слегка морщинистая. Цвет от серого до ярко-розового и красного. Поселяется на камнях или обрастает раковины брюхоногих моллюсков с живущими в них раками-отшельниками. Тело плотное. Встречается до глубины 500 м.
Губка музыкальная труба
Губка имеет хорошо развитую воронку. К субстрату прикрепляется при помощи тонкой длиной ножки. Поверхность тела легко шероховатая из-за выступающих многоигольчатых концов спикул. Внутри много спонгина, придающего эластичность и прочность губке. Цвет от серого до коричневого. Обитает до глубины 400 м.
Список использованных источников:
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник. 7 класс, изд. Дрофа, Москва, 2011г.
С.И. Гуленков, Н.И. Сонин. Тестовые задания. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс, изд. Дрофа, Москва, 2009 г.
В.Н.Алексеев, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазов. Темы школьного курса. К учебнику Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Дрофа 2005г.
А.Э.Врищ, А.В.Адрианов. Атлас-определитель «Растения и животные Японского моря», изд. Дальневосточного университета 2007г.
Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Физикон 2007г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ