Конспект урока для 6 класса "Цветение и опыление растений"
Класс
6 А, 6Б, 6 В
Дата
Тема занятия
Цветение и опыление растений.
Общая цель
Дать понятие о цветении и опылении растений
Результаты обучения учеников
1.Знать особенности цветения, значение цветка в жизни растения, процесс опыления, приспособления цветка к опылению различными способами, процесс оплодотворения.
2.Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика), работать в группах
3.Воспитывать интерес к предмету
Основные идеи, отработанные на занятии
Знакомство с понятиями цветение, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, пыльца, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, гаметы, зародышевый мешок, яйцеклетка, спермий, центральная клетка, зародыш, эндосперм, двойное оплодотворение
Знакомство с новой темой
Источники, оснащение и оборудование:
Презентация «Цветение и опыление растений»
Модули, методы, приемы и стратегии
ИКТ, критическое мышление, возрастные особенности, лидерство, оценивание;
Приемы и методы: составление постера, групповая и индивидуальная работа, метод «5 вопросов»
Содержание
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент – 1 мин.
Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Психологический настрой на урок: «Часы», пожелания друг другу в изучении нового материала.
Приветствуют. Называют отсутствующих. Делятся на группы
Определение
темы, цели и
задач урока – 2 мин.
Объявляет тему урока. Тема урока вынесена на доску – презентация. (Слайд 1) Настраивает на изучение новой темы. Деление на группы с помощью картинок (цветы: тюльпаны, ромашки, розы, лилии). Постановка цели урока.
Проблемный вопрос урока: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений.
Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Участвуют в постановке цели урока
Обсуждение в парах. Формируют свой взгляд на изучение темы «Цветок, его строение и значение. Соцветия, их биологическая роль».
Актуализация знаний учащихся – 6 минут
Проверка знаний учащихся.
Строение цветка.
Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.
Письменная работа по карточкам.
Карточка №1.
Рассмотрите рисунок.
5 1 1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните
2 4
6 7 3
8
Карточка №2.
Чем отличается простой околоцветник от двойного?
Зарисуйте цветки с простым и двойным околоцветником и укажите части.
Фронтальный опрос
Почему цветок является побегом? Почему цветок называют видоизмененным побегом?
Почему пестики и тычинки называют главными частями растения?
Выполняют письменно задание (записывают в тетрадь только ответ)- 4мин
Взаимопроверка – 2 мин. Ответы вынесены на доску через проектор
Изучение нового материала – 16 минуты
Закрепление – 15 минут
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?
Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Слайд 2)
Группам предлагается задания каждой группе:
Вопрос: Все ли растения цветут?
Существует такая легенда.
В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.
Ребята, права ли легенда?
(Дети отвечают)
Зачем растение цветет?
Слайд №3 – ОПЫЛЕНИЕ – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика
Составить постер «Виды опыления» с указанием условий данного вида опыления
1гр. – «Ландыш» - «Самоопыление» (Слайды 4-6)
2 гр. – «Ромашка» - «Перекрестное опыление» (Слайды 7-9)
3гр. – «Лилия» - «Опыление животными» (Слайды 10-13)
4 гр. – «Роза», «Опыление ветром» (Слайды 14-16)
Защита спикеров у доски, а остальные учащиеся делают записи в тетрадях при ответе у доски. Затем каждая команда задает по 1 вопросу отвечающему, помогает его команда при затруднении отвечающего
Дополнение учителя – «Другие способы опыления, искусственное опыление» (Слайды 17-21)
Объяснение учителя:
Процесс оплодотворения с помощью презентации. (Слайды 22-25)
Лабораторная работа № 15.
Тема: «Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»
Цель: Сравнить признаки цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений
Ход работы:
Рассмотреть гербарии цветов ветроопыляемых и насекомоопыляемых
Сравнить и сделать выводы
Метод «5 вопросов»
Принимают участие в беседе
Работают индивидуально, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы
(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)
Записывают понятие в тетрадь
Работают в группах, составляют постер, защита у доски
7 минут – работают в группах с учебником, тетрадями.
3 минуты – составляют кластер
Выполняют л/р - индивидуально
Записывают выводы
Насекомоопыляемые:
Яркий околоцветник
Запах (Аромат)
Нектар
Крупный цветок или соцветие
Примеры (роза, ромашка, пион)
Ветроопыляемые:
Невзрачный цветок или соцветие
Много пыльцы
Растут большими группами
Нет нектара
Нет аромата
Липкое или мохнатое рыльце пестика
Примеры растений (Кукуруза, пшеница, рис)
Работа в группах, составляют 5 вопросов со словом «Как?» и со словом «Почему?»
Подведем итоги урока – 2 мин.
Итак, у нас что внечале урока стоял проблемный вопрос: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений?
К какому выводу мы пришли?
Отвечают на вопрос: Без данных процессов не произойдет процесс оплодотворения, а соответственно и не будет плодов
Рефлексия – 2 мин.
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
1. Сегодня на уроке я научился…
2. Мне было интересно..
3. Мне было трудно…
4. Я понял, что…
Высказывают свое мнение
Д/З – 1 мин.
Параграф 26, составить кроссворд по данной теме
Записывают д/з
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.
Ответ поясните
1
5
2 6
4
3
7
8
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ